Солнечный день или роковой промах Баджо

Первые дни каникул выдались на славу. Хорошая погода сопутствовала хорошему настроению. Звезда по имени Солнце продолжала всех радовать своей жёлто-оранжевой улыбкой, даря блеск и отражая свои лучи от белых катафотов закреплённых на спицах колеса велосипеда, который держал Лёнька. Слегка прищурив глаза, он и сам улыбался солнышку, да и всему, что окружало вокруг. В частности пассажирам поезда следовавшего маршрутом «Москва-Липецк». Кто находился у окошка вагона, внимательно смотрел на паренька с велосипедом стоящего у первой платформы железнодорожного вокзала станции «Становое». Скорый поезд молниеносно промчался мимо Лёньки, и ему лишь оставалось повернуть голову и смотреть убегающему от него составу вслед.
– Лёня, Лёня – встревоженным голосом закричала его бабушка вышедшая из здания вокзала.
– Смотри, на пути не выезжай. Упаси тебя господь! Ты слышишь, на пути не выезжай, – я тебе говорю!
Лёня, обернувшись к бабушке, прокричал.
–Хорошо. Я понял.
Крепко схватившись за руль, подняв заднее колесо правой рукой, мальчик лихо развернул велосипед в противоположную сторону. Одним движением Лёнька заскочил на велосипед, как ковбой на своего верного жеребца и понёсся к бабушкиному дому по  улице. Улица Привокзальная для него казалась площадью. Педали было крутить нелегко, так как велосипед был рассчитан на взрослого человека и на сленге назывался «взрослик», а  Лёнька ещё не доставал до седла и катался на нём через раму, полустоя.
   Подъехав к дому, Лёнька, спрыгнув с велосипеда, ухватив его рукой, повёз к калитке. Открывая дверь и завозя двухколёсного друга, Лёня бормотал себе под нос слова из песни группы «Кино»:
– Солнечный день в ослепительных снах.
Пару недель назад в Минске он услышал песню «Группа крови» и слова этой композиции, в буквальном смысле, врезались ему в голову. Особенно, про солнечный день в ослепительных снах. Ведь этот день был солнечным в реальности, осязаемым, настоящим, и немного фантастическим, как будто во сне.
Лёня посмотрел на роскошный сад, в котором росли яблони и сливы. Вокруг них прятались от лучей солнца в тени ветвей яблоней  кусты смородины. А за кустарниками смородины и крыжовника виднелись огромные плантации спелой и сочной клубники. От крыльца дома вдоль погреба и небольшого садового домика, где дедушка варил поросятам еду, вела дорожка из камней переходящая в тропинку к клубничной поляне. За ней находился участок, на котором росли восемь яблонь, находившихся на различном расстоянии друг от друга. С одной стороны участка находился забор, а с другой две старые большие яблони. Почти ворота, закралась мысль у Леонида. Каникулы каникулами, а как же футбол. Мяч погонять не с кем. Соседская девчонка Александра, которая была почти его ровесницей, вряд ли ему составит компанию. Мальчик посмотрел на дедушку, который растапливал печку  в садовом домике и произнёс:
– Да, дедушка в ворота не станет. Не Мишель Прюдомм и не Клаудио Таффарел. В этот момент у парнишки возникла очень хорошая идея, как ему показалось. На поляне, где росли деревья, была трава, и этот прямоугольник напоминал мини футбольное поле. Фигуры деревьев были как тренировочные стойки, которые можно было бы обводить. Почти настоящие соперники, в полный рост, даже выше Лёни. Эврика! Это почти как бой с тенью. Почти как тренировка. Можно провести воображаемый футбольный матч. Будто озарение нашло на Лёньку, и он побежал в дом за мячом.  Доставая футбольный мяч из рюкзака, который находился в дедушкиной комнате, Лёня непроизвольно снова произнес строки из песни группы «Кино».
– Но высокая в небе звезда зовёт меня в путь.
Лёня быстро одел спортивные белые шорты, натянул на ноги голубые гетры и влез руками и головой в майку с ромбиком «Динамо». Прихватив с собой кеды и одевая их на ходу, паренёк направился на поляну, где по его задумке должен был находиться стадион.
Дедушка разжёг огонь в печи и продолжал варить кашу для поросят. Торопливой походкой прошмыгнув мимо деда, Лёнька вскинул взгляд на трубу домика, из которой потихоньку потягивал белый дымок. Мальчику почудилось, как будто болельщики, зажгли файеры на трибунах. Подойдя к воображаемому зелёному газону, Лёнька снял с себя крестик на верёвочке, чтобы не потерять и одел на ветку стоявшей вблизи яблони. Поставив мяч на середину поляны, Леонид наступил ногой на «круглого», и ожидал представленного свистка судьи. Пацану, казалось, что сбываются его самые безумные футбольные фантазии. Лёнька вообразил, что это финал чемпионата мира. И как в главном матче футбольного мундиаля 1994 года, который он смотрел несколькими неделями ранее по телевизору, встречаются сборные Бразилии и Италии. Получив какую-то, невидимую отмашку Лёнька начал носиться с мячом по траве. При этом мальчуган обводил деревья, словно обыгрывая условных соперников. Туда-сюда, сюда-туда. Лёнька носился как метеор, как локомотив, который он видел сегодня на железнодорожном вокзале. При этом в голове он продолжал комментировать происходящее на поле импровизированной битвы. Барези на Мальдини, Паоло обводит Бебето и отдает филигранный пас на Баджо, но не на Роберто, а на Дино Баджо. Казалось бы, до мелочей Лёнька воображаемым зрителем пытался довести свою мысль. Супер-Ромарио выцарапывает мячик у Донадони, и устремляется в контратаку к итальянским воротам, но Франко Барези встает на его пути. Ромарио далеко отпускает мяч, борьба, мяч летит в аут, но Мальдини страхует партнера по команде. В этот момент Лёнька и вправду далеко отпустил мяч от себя. Кожаный мяч уже летел как пушечное ядро, выстрелившее из пушки пиратского корабля в направлении клубничной поляны. Пацан, просто не мог позволить мячу попасть в кусты клубники и помять их. Не для того дедушка с бабушкой их выращивали, чтобы юнец их смял. Да и каждый день Лёня собирал клубнику, а потом из кружки, предварительно посыпав сахарком, аппетитно уплетал после обеда. Замять вкусные ягоды для мальчугана в ходе игры, в его понимании было почти преступление. Лёнька выкрикнул:
– Скорость Мальдини –  и в подкате успел выбить мяч, почти по ленточке поля граничащего с клубничной поляной. Мячик прокатился по краю поля, но на клубнику не попал. Зашелестевшие от ветра листья деревьев создали шум, так похожий на аплодисменты зрителей. Казалось, деревья яблонь и в правду были живые, и аплодировали парню за удачно технически исполненный сложный приём. Дедушка также обратил внимание на играющего на поляне внука. Несколько раз кашлянув, пожилой мужчина достал из кармана пачку сигарет «Астра» и вытянул из неё одну сигарету. Прикурив от зажжённой спички, старик улыбнулся и крикнул внуку:
– Лёнь. пойдём телевизор смотреть, там скоро «Мульти-пульти» и «Дисней-клуб» начнётся. Пойдём!               
   Лёня даже головой не обернулся, у него свой мультфильм мелькал перед глазами. Итак, мяч получает Роберто Баджо, сольный проход, ложный замах, убрал под себя соперника, прокинул мяч себе на ход, удар и гол! Роберто Баджо забивает гол и «Скуадра Адзурра» выходит вперед. Мяч, сквозь деревья, вылетел на поле, где росла картошка и капуста. Листья деревьев опять зашелестели от ветра, будто снова шумя и хлопая в ладоши юному атлету за маленький шедевр. Однако, на самом деле лишь колорадские жуки, которые трапезничали на листьях картофеля, по достоинству оценили удар парнишки, разлетевшись от попадания мяча в разные стороны.
– Мяч на центр, матч продолжается, – говорил сам себе Леонид.
В его финале игра точно не закончиться в ничью, заверял сам себя паренёк. Ничего общего с историческим событием, произошедшим 17 июля 1994 года на стадионе «Роуз Боул» в Соединённых Штатах Америки у Лёни не могло было быть. Только составы команд те же, а так всё другое. Здесь Липецкая область, село Становое, поэтому и кино другое, так, по крайней мере, думал Леонид.
«Селесао» атакует, прокручивал в своей голове Лео и бежал с мячом к забору, где по задумке находились ворота сборной Италии. Бебето с мячом, пас Дунге, последний переводит мяч на фланг Ромарио. Ромарио с мячом, рывок вперед, удар и гол. Бразильцы сравнивают счёт. Мяч громко хлопнул по доске забора,  от вибрации близлежащее сливовое дерево, затряслось и сбросило пару тройку созревших плодов на траву. Лёнька поднял одной рукой сливу, а второй мяч, после чего начал есть «сбитый трофей», направившись к центру поля.      
И вновь зазвучал свисток, и Лёнька вихрем стал крутиться на поляне, не забывая обводить деревья. Жоржиньо, Алдаир, Ромарио. Удар – гол. Бразильцы повели в счёте. Счёт на табло 2:1 в пользу соотечественников Короля футбола. Итальянцем необходимо отыгрываться вот это поворот событий.
– Но, что творится на поле, – сам себя Лёнька перебил в голове, бразильцы не перестают продолжать атаковать итальянские ворота, регулярно их обстреливая. Лёнька сильно ударил по мячу, и тот перелетел через забор, приземлившись где-то на дороге у дома соседей. Хорошо, что не в Минске. Лёнька вспомнил, как регулярно на переулке, где жил со своими родителями, разбивал соседские окна. Хорошо сосед был нормальным мужиком, понимающим, никогда на него не ругался. Но родителям приходилось оплачивать работу по установке нового окна взамен разбитого.
Ладно, первый тайм окончен, перерыв, про себя подумал Лёня и пошел обходить сад по дорожке, вдоль кустов, к калитке, чтобы выйти на улицу.  Идя по дорожке из камня, Лёне казалась, что он идёт по сказочной дороге, вымощенной из жёлтого кирпича к Волшебнику Изумрудного города. Обойдя садовый домик, Леонид не увидел в нём дедушку. Наверное, дедуля в дом пошёл или кур кормить на задний двор.
– Страшила шёл к Великому Гудвину за мозгами, трусливый лев за храбростью, железный дровосек за сердцем, а я? Чтобы попросил я, если бы к нему попал? – задумался Лёня. Услышав рёв приближающего грузовика, мальчишка вспомнил, что «Зилы» и «Камазы» периодически возят зерно с местного завода и проезжают по дороге. Лёнька устремился на улицу. Открыв дверцу калитки, мальчик увидел облако пыли от проезжающего грузового автомобиля. Слава Богу, «круглый» не угодил под колеса. Он спрятался в куче песка у соседского забора. Малец, бережно поднял мяч и стал возвращаться домой. Зайдя во двор, Лёнька увидел, как дедушка открыл дверь и с крыльца обратился к внуку:
– Лёня, обедать будешь? Уже кушать пора.
– Не, деда, у меня еще второй тайм – ответил Леонид.
– Ну, ты даёшь? – удивился дедушка, – Какой ещё второй тайм? – уточнил последний.   
Лёнька уже подходил к поляне, будто выходя из подтрибунных помещений на стадион.
Свисток и матч продолжается. Лёня опять начал комментировать представленную им встречу футбольных команд сборной Италии и Бразилии. Тренерский штаб обоих команд делает замены. У латиноамериканцев на поле вышли Кафу и Рональдо, а у сине-белых Луиджи Аполлони. Мальчишка стал снова гоняться среди деревьев за мячиком, как гончий пёс, охотясь за неуловимым зайцем. Роналдо с мячом, Лео в этот момент стал перешагивать катящийся  мячик правой и левой ногой несколько раз. Со стороны казалась, что паренёк танцует «Ламбаду». После чего попытался произвести его фирменный приём «Эластико». Бразильский феномен играючи уходит от итальянских защитников, подбираясь к воротам соперника. Облом, на пути «Зубастика» встал злой гений защиты Мальдини и итальянцы уходят в контратаку. Пас на Баджо. И лучший игрок планеты забивает, восстанавливая паритет. Счёт на табло 2:2. Продолжал полёт своей безумной мысли Лёнька. Чеканя мячик, паренёк снова побежал мимо деревьев. Итальянцы на кураже, прессингуют «Селесао». Прострел и передачу головой замыкает Даниеле Массаро, – и сборная Италии выходит вперед, забивая третий мяч. 3:2 и это победа итальянцев, так решил Леонид. Ведь в его воображаемом финале должны были победить итальянцы. Всё, пора заканчивать, уже наигрался, промелькнуло в голове парня. Ладно, надо для приличия ещё пару минут поиграть определился он. Итальянцы уверенно контролируют игру и не дают сопернику приблизиться близко в штрафную зону. Удар Ромарио по воротам, и Пальюка в тигрином прыжке переводит мяч на угловой. Бразильцы пробьют, наверное, последний угловой в этом матче. Навес. Кафу. Удар. Мяч отлетел от забора. Лёня думал уже завершать игру, но, все-таки решил пнуть мячик напоследок, не целясь в рамку условных ворот. По силе удара мяч не должен был коснуться досок забора, но круглый, как колобок, докатился и коснулся забора.
 – Ой-ё-ёй. Бразильцы сравнивают счёт, – неожиданно для себя вскрикнул Лёнька.
– Ну, что же, дополнительное время, – про себя подумал Леонид. Мячик поставил на середину и стал быстрой походкой с ним водиться. Сил бегать у мальчишки уже не осталось. Осталось лишь просто убить время. События развивались аналогичным образом, как на чемпионате мира. Всё шло к серии пенальти. Лёнька остановился и вытер рукой пот со лба:
– Всё, пора бить пенальти — произнёс Леонид.
Взяв мячик, парень направился к двум деревьям, которые находились вблизи поля, на котором росли кусты картофеля и капуста. Пацан, принял решение бить в эти ворота.
Чуть отдышавшись, отсчитав условные одиннадцать метров, Лёнька установил мяч на точку. Бразильцы начинают. На воротах стоит Джанлука Пальюка. Естественно, бить по пустым воротам и промазать было бы очень сложно. Лёнька с лёгкостью закатывал, заколачивал мячи между двух яблонь. Мальчик сбился со счёта, сколько уже мячей он отгрузил в данную рамку, играя как за итальянцев, так и за бразильцев. Одним словом игра шла до первого промаха. В финале его мечты уже Клаудио Таффарел успел пробить Джанлуке Пальюке и наоборот. Голкиперы обменялись такого рода любезностями друг с другом. Наверное, даже если дедушка попробовал нанести удар, то без особых проблем забил свой дебютный первый гол. Лёнька не знал, играл ли в своём детстве дедушка в футбол, когда был пацаном. Леонид уже стал наносить удары, подсекая мяч, чтобы последний поднимаясь в воздух, медленно парашютом опускался в створ ворот. Вот такая русская рулетка или лотерея, как любят называть болельщики, продолжалась, пока к мячу не подошёл Роберто Баджо. Именно так представил мальчуган в момент подготовки к удару. Возможно, решающий удар. К мячу подошёл Роберто Баджо, так вообразил Лёнька. Финал достиг своего апогея. Всё или ничего. Всё замерло вокруг в ожидании удара. Даже утих ветер, который своим дыханием заставлял шелестеть листочки деревьев. Всё смолкло, внимательно наблюдая за происходящим на поляне, Лёнька в уме уже несколько раз вымерил дистанцию, представил траекторию удара. Лучший игрок планеты на точке, обладатель Золотого мяча по итогам 1993 года, обладатель Кубка УЕФА, гениальный «Божественный хвостик» Роберто Баджо. Должно быть не просто эффективно, но и красиво, так про себя думал пацан. Казалась, всю свою любовь и душу Лёня вложил в этот удар. Разбег и, наконец, долгожданное соприкосновение правого кеда с полушарием кожаного мяча от чего «снаряд» полетел вверх. Но, по стечению обстоятельств пересечь линию ворот мячу не суждено было. Ударившись об ствол дерева, мяч с шумом отлетел от яблони на крышу садового домика. Соседский кот, желавший перелезть через забор, от шума сиганул вниз с забора наутёк, посчитав, что отскоком мяча может и его задеть. Листья деревьев, опять зашелестели от ветерка, создав звук похожий на аплодисменты зрителей и ликовавших от радости бразильцев. Лёнька стоял как вкопанный, не веря своим глазам. Мяч, прокатившись по крыше, свалился с неё и упал под ноги дедушки выходившего из летнего домика.
 – Лёнька хватит комедничать, – громко проговорил дед.
Какая же тут комедия, тут произошла трагедия. Даже по воображаемому сценарию, итальянцы проиграли в финале после рокового промаха Баджо. Лёня опустил голову вниз и сложил руки на пояс. Точь в точь, как настоящий Роберто Баджо после своего неудачного одиннадцатиметрового удара.
Дедушка, посмотрев на внука, улыбнулся, закурив при этом сигарету и спросил:
– А когда тебя уже по телевизору покажут?
Лёнька пришёл в себя и, повернувшись к дедушке ответил:
–  Скоро, деда, скоро. Обязательно по телевизору покажут.
Паренёк не спеша поплёлся к садовому домику. По пути Лёня снял серебряный крестик с веревочкой, висевший на ветке дерева. Как будто ему на шею организаторы футбольного первенства одели серебряную медаль за занятое второе место. Лёнька побрёл в дом, по дороге подхватив мяч и пару яблок, которые упали на землю в результате встречи с мячом. Шагая по дороге из камня, Лёня, вспомнил, как он ранее шёл по этой дорожке, и ему казалось, что он идёт по сказочной дороге, вымощенной из жёлтого кирпича к Волшебнику Изумрудного города. Вот только теперь он точно знал, чтобы попросил у Великого Гудвина. Он бы попросил, чтобы не промахнулся Баджо, хотя бы в финале его мечты. Много мыслей проносилось в голове  Леонида. Почему всё повторилось? Это дежавю. Почему, когда во что-то вкладываешь всю душу, и в итоге ничего не получается, а иногда на «шару», на скорую руку совершишь что-либо, и это прокатывает, и все говорят как круто. Лёня поднялся на крыльцо и зашёл в дом. По телевизору уже начался «мультфейерверк» и многомилионной детской аудитории демонстрировалась очередная серия мультсериала «Охотники за привидениями». Мальчишка не стал смотреть мультики, а увидев через окно, как дедушка выгоняет тележку  со двора, положив мяч на кресло в углу комнаты, выключив телевизор, выбежал на улицу.
Дедушка собирался на вокзал. Лёнька посчитал, что это отличная возможность напроситься к бабушке, которая работала билетным кассиром в дневную смену на железнодорожном вокзале, для того чтобы проштамповать билеты на проезд печатью.  Мгновением ока и мальчишка уже сидел в кузове тележки, а дедушка тянул её за собой вместе с внуком. Пацан, всё еще размышлял по поводу промаха. Как будто кто-то невидимо управлял его игрой и последним ударом. Такое ощущение, что после пенальти старик Хоттабыч дистанционно управлял мячом и не позволил парню забить желанный гол. А может это был сам Господь Бог. Всё-таки, он существует. Но, почему он не дал ему забить. Из соседнего дома, открылись ворота забора и появилась Сашенька, она посмотрела на Лёню, едущего в тачке и  улыбнулась ему. Лёнька улыбнулся ей в ответ и помахал вслед рукой. Тут же он снова задумался, сам себя спрашивая. Зачем я Александру облил вчера водой из ведра? Просто хотел ей понравиться. Зачем тогда Бог не позволил забить гол Роберто Баджо, наверное, тоже, также, симпатизировал ему и хотел тем самым указать, что он избранный. Теперь всё ясно. Но, я то Роберто любить как игрока меньше не стал, значит и его земляки из Италии, даже после этого обидного промаха,  его любить и уважать не перестанут. Так с научной точки зрения своим детским мировоззрением сам себе обосновал Лёнька. Сашенька улыбалась Лёньке. Звезда по имени Солнце продолжала улыбаться всем.
– Эх. И всё-таки хороший день сегодня удался – проговорил Лёня. После чего снова произнёс бессмертные слова из песни Виктора Цоя.
–  Солнечный день в ослепительных снах.             
А день и вправду был солнечным и ослепительным, как во сне.   


Рецензии