Wostok

Так называются мои первые часы. Люблю порой сидя у окна прикладывать их к уху и слушать тиканье. Сразу накрывает волной воспоминаний…
 
Заработать в деревне в то время не просто сложно – невозможно. Это про норму. Блат, где родитель будет подбрасывать разными путями – не в счет. Речь о простых подростках. Но был один вариант. Лес садить. Платили в конце месяца фиксированную денежку исходя из количества дней. Собирали утром в одном месте. Автобус, а порой и грузовая с тентом над кузовом. Сопровождал обычно лесник. Сейчас это кажется фантастикой: дети едут сидя на досках-сиденьях без ремней безопасности да ещё и в кузове грузовой машины. Обходились без неприятностей. Ехать нужно было далеко, в старые делянки по лежневой дороге. Развлекались как могли. Где поровнее и не так трясет, играли в карты. Сколько анекдотов пересказано…

В лесу начиналось выживание. Тучи комаров, мошка. Перед дождем духота. Ну, понятно дело, если по прогнозу дождь заливной, работа отменялась. Средство от гнуса в то время представляло собой жидкость похожую на воду. Наливаешь из стекляшки в руку и наносишь куда нужно. При попадании в глаза щиплет, слезятся, и лучше побыстрее промыть водой. Действовала защита пока не вспотеешь. Работая в плотной одежде – это минуты. Ну и мошке все равно. Везде лезет. Разъедает, бесстрашно атакуя, заставляет расчесывать до боли нежные места на теле. Терпели. Желание заработать и осуществить мечту, у каждого свою, было сильнее.

Впереди шли ребята повзрослее и пробивали дырки, в которые мы засовывали саженцы и прижимали ногой землю. Простая, примитивная работа. Только очень нудная, когда это нужно сделать тысячу раз. Хотелось побыстрее пройти, закончить посадку. Борозды, нарезанные по старой вырубке или параллельно друг другу. Соответственно все двигались более или менее ровно в одну сторону. В ведро или корзинку влезало много саженцев и они никак не хотели кончаться. Тут начинались «хитрости». Помогали «выгружаться» под пень, валежину. Под конец работы как правило. Лесник ловил и отчитывал попавшихся грозя больше не брать. Клялись, что это в последний раз и работали дальше. Не все конечно так поступали. Кто-то спокойно работал или просто не попадался. Обед с собой, что дома собрали. Первые дружеские завязки. Мы с дружком практиковали разные консервы брать. Полбанки съешь и махнешься с товарищем. Морс или чай во фляжке. Бутылка хуже, разбиться может.

Трудное, но счастливое время. Учились самостоятельности. Отлучки бывали редко. Попить сбегать или в сторонку. Если кажется, что долго нет, покричим – быстро возвращается. Не терялись, понимали что в тайге. Лесники свою работу знали. То тут, то там – контролирует… Наткнутся ребята на гнездо глухарки – все смотреть. А дядька учит – руками не трогать! Иначе не вернется птица.

Домой под вечер возвращались. Уставшие, опухшие от укусов, порой расчесанные в кровь. Родители были довольны: делом занят и под присмотром.

Денег хватило на мечту и чуть осталось. В золоченом корпусе, с календарем-окошком и секундной стрелкой – мое сокровище. А уж сколько раз засыпал под их тиканье…


Февраль 2018 г.


Рецензии