Пионерчик

По моему разумению, так его стали называть первыми старые битые трактористы. Те самые, которые тащили как могли своих боевых товарищей в РТС, попутно преодолевая массу преград: разбитые дороги, отсутствие мостов, поломки в пути… И наконец большая северная река, как правило с запретом на проезд по причине тонкого льда. Лихо преодолевая все это и из года в год подтверждая, надежно закрепили за собой славу отважных, смелых. Сторонние характеризовали просто этих мужиков – пинжаки. Коротко, емко и понятно.

Трактор для деревенского жителя первый, а порой и единственный надежный помощник. Этот же агрегат не мог иметь такое звучащее сильное имя по причине своих габаритов и возможностей. Да и работали на нем молодые парни, впервые осваивающие колесную технику.

Тракторешко… Называя его так, бывалые обычно выражали свои воспоминания о каких-то случаях, при этом улыбаясь или усмехаясь… Наверняка каждый не раз выручал «бойца» засевшего в грязи, а порой, в их понимании, и на ровном месте. Подвижные, активные не давали заскучать. Неприхотлив, экономичен, с небольшой массой и шириной колес, позволяющей «пропилиться» там, где другой трактор просто не влезет или застрянет. Все конечно относительно, если критично смотреть… Все таки определяющий фактор – кто управляет механизмом.

Как обычно ситуация нестандартная. Все сверстники уже работают, а я только собрался. Причины бывают разные… Долго сомневался, родители надавили: «Не знаешь что делать, иди работай, все само собой разрешится». Отец всю жизнь на одном месте, куда же ещё пойдет крестьянский сын? Совхоз. Контора. Директор авторитетный дядька со странным именем (и как только батя посмел его так после войны назвать?), глянув на посетителя, спросил: «Права есть?» На кивок головы получил команду: «Пиши. В качестве тракториста».

Первый день был сумасшедшим и не стоит его вспоминать.

Всех работников знал в лицо и по именам, многих уже давно. Новое – работа и старый Т-25, теперь мой железный конь. Ремонтировать… Колеса на ободе, крыши нет, а уж сколько по мелочам, особенно когда ничего не знаешь… Было же время… Все помогали, кто совет дельный даст, кто «поковыряется в железе». Из дома притащил недостающие ключи. И вот пришло время заводить… Только дергая, с «толкача» - без вариантов. Аккумулятор, стартер и т.п. – эти слова, так же как и сами изделия, к технике не имели отношения уже много лет. Каждый год тректорек работал, соответственно и следующий хозяин должен справляться… Все прошло просто классно. Загремел, выплевывая черный дым в трубу, смотрящую вниз. Старая модель, в отличие от свежих, позволяла любоваться красотой капота без помех. Отсутствие стекол в конструкции кабины давало возможность в полной мере наслаждаться звуками работающего двигателя. Резкое, громкое хлопанье создавало ощущение сильной машины. Замечательные, не испытанные ранее чувства овладели: ответственность, гордость. Засунув нос в тормозную систему и изрядно покопавшись, пришлось прийти к неутешительному выводу: нет и не будет. Инженер по технике безопасности пожал плечами: «Будь осторожнее…»

Отправляли работать парами. Пока обучаешься есть возможность помочь и к тому же удаленность участков – ну никак по-другому. Как набивали шишки, преодолевая трудности, долго можно вспоминать… Позднее стали отправлять в одиночку.

В воскресенье дома раз проснулся от ударов правой ногой в стену, снилось как «подыхает» дизель, все никак не мог найти педаль газа… Вскочил с мокрым лбом. Особенности работы и в выходной не давали расслабиться…

Всему научился: заводить с пригорка и при помощи конной косилки под двумя лошадьми; преодолевать брод, ослабив ремень вентилятора и положив на капот скрученный кольцом трос; «скакать» поперек колеи на повышенной передаче, засунув руки под руль и нажав ногой блокировку колес. Разок даже выпрыгивал, когда «вылетала» передача и покатился задом к крутому берегу…  Получается везло. Лошадей не хватало и, переделав оглобли, «впрягли» в конные грабли. Нудно весь день «кружиться» на одном месте. Менялся местами с работником и дергал рычаг. Хоть как-то убивал рабочий день.

И снова, в который уже раз, перебросили на другое место. Привыкнув последние две недели кататься с граблями, не сомневаясь двигался в сторону небольшой горки. Как обычно, на той же скорости передок вкатывался в подъем.

Завис… Перед глазами небо. Синее. Успел на секунду раньше выжать сцепление и педаль газа в пол. Замер на мгновение и на дыбах скатился вниз. Удар передних колес о землю… Косилка в порядке, только чуть дальше кочка из дерна размером с подушку. Верный железный конь хлопает через трубу, успел вовремя среагировать, научился чуять…

Страха не было. Оторопь. Как можно было забыть… Включив пониженную – вперед. Зачем – не знаю. Медленно и плавно передние колеса оторвались и, скручиваясь, двигались вверх. Ориентир. В случае чего левая на педали сцепления – выжму… Секунды… На это раз небо не посмотреть… Перевесил двигатель, колеса мягче, не как минуту назад, вернулись на землю.

Помнится только хорошее… Как окончил свой путь старый пионерчик?


Март 2018 г.


Рецензии