Бастун

Сейчас уже мало кто может рассказать о тех временах. Пятидесятые. Лесобаза в тайге, едоме, как говорили. Из делянки, где накатывали бревна, вывозка лошадьми. Все считай деловая древесина. Сосна да ель. Работа разная, тяжелая, потому как без механизмов. Самые молодые – на вывозку, а что еще делать, когда нет и шестнадцати?

Конь попал с норовом. Всегда ерепенился, чего-то хотел – перебойный. Поворачивал голову, косил глазом, считая бревна. Когда количество, которое он определил по высоте, становилось критическим (по его понятию), начинал переминаться и подергивать сани, показывая таким образом: «Хватит грузить!» И почему-то всегда раньше, чем следует… Мужики все равно добавляли сколько нужно, не обращая внимания на «фокусы». Отыгрывался коняка по пути. Еле полз, а перед подъемом, даже самым пустяковым, останавливался и косился назад, напоминая: «Много нагрузили, а я сигналил!»

А работать надо было хорошо. Люди сталинской закалки: мужики – почти все фронтовики, бабы – перетерпевшие в работе мужской тяжелейшие голодные годы… И норма вывозки есть, не будешь справляться – отправят в деревню. Пробовал все. Уговаривал, хлебом кормил, сахар давал. Хлестал вожжами, вицей. Все равно дурной конь свое гнет. Пока не догонит сзади подвода, встанет и стоит.

Чаще других нагонял мужик по имени Лева. Из-за ранения дали полегче работу. По документам – Леонид, а почему-то все привыкли попроще называть. Неоднократно наблюдая мучения парнишки, догнав в очередной раз, сказал: «Вечером разберемся с твоей бедой, уж потерпи денек!»

После работы Лева подошел к ожидавшему с надеждой подростку. Лошадь привязали к столбу впритык мордой и еще на шею веревку, для надежности. Получилось зафиксирован конь, только вокруг столба может двигаться. Лева достал из кармана цепь и начал охаживать животное по хребту.

«Лечение» закончилось, когда строптивый застонал и из глаз потекли слезы… Непокорного ранее – как подменили. При загрузке стоял спокойно и ровно возил. Прошло время и стал порой забываться, замедляется перед горкой, того и гляди встанет. Предусмотрел и это Лева – опытный по жизни мужик. Три звена от цепи он отрубил и, вручив пареньку после «учения», сказал: «Забастует – напомни ему».

Негромкое звяканье металла моментально придавало сил и конь делал свою работу, а все остальное куда-то пропадало…


Апрель 2020 г.


Рецензии
Помню из рассказов Старых Людей про лошадь по кличке Бастун, не помню только про что рассказы. +

Николай Валентинов   09.03.2021 18:46     Заявить о нарушении