О милосердии

Если вспомнить, то на Руси всегда относились к нищим и убогим с состраданием. Их приглашали в дом, кормили, поили, давали ночлег, отказать в приюте считалось величайшим грехом. Духовно-нравственное воспитание лежало на старшем поколении, которое основывалось на церковных традициях. Когда же начался отход от вековых традиций нашего народа?
Может, с развитием технического прогресса. А может, с насаждением воинствующего атеизма… или же развитие цивилизации вступило в свой новый жестокий виток, где попросту не оказалось места для милосердия и сострадания к ближнему? Как бы там ни было, а нравственность оказалась не в чести. Её загнали в угол и затоптали, заклевали и заплевали. И все чаще мы становимся похожи на тех Иванов, не помнящих родства…
Нравственность закладывается в семье и, можно сказать, впитывается с молоком матери. Если ребенок видит отношение родителей к окружающему их противоречию, когда они правильно расставляют приоритеты становящиеся в дальнейшем путеводным маяком в мире, то считай большая часть духовно-нравственного воспитания выполнена. Но если основы нравственности и духовности он в семье так и не получил, то страдает от этого недостатка не только он, но и его ближние, все  те, кто так или иначе встречается на его пути.
Рассмотрим частный пример: человек с инвалидностью, отношение общества к людям с ограниченными возможностями.
В советское время считалось что инвалидов у нас нет. И дети, не видя их, не знали как относится к ним. Эту тему замалчивали. Ее просто не существовало, за исключением единичных случаев. Открытие, что человек с инвалидностью такой же, как и все другие – ошеломляло. До сих пор многие считают при виде человека с инвалидностью (особенно с ДЦП или сидящего в инвалидном кресле-коляске), что такой человек похож на овощ, умственно неполноценен. И просто-напросто лишают его права на существование в мире… Приведу конкретный пример, когда человеку стало плохо с сердцем, а врачи скорой помощи отказались оказывать «ДЦПшнику» первую помощь, не то чтобы везти его в стационар. И он умер на глазах матери и врачей скорой.
Еще один подобный пример, когда вызывали "скорую" к больному с инвалидностью.  Первую снятую кардиограмму ему заменили на вторую со словами:
- Тремор, мы еще раз переснимем… Вторая получше. А вам – надо подлечиться.
И, сделав укол анальгина с папаверином, от боли за грудиной, уехали.
Через день у того больного снова случился повторный приступ и фельдшер вызванной "скорой" посоветовала при повторении приступа вызвать участкового врача. К слову сказать, участковый у больного после первого вызова уже был…
Что это? Пробелы нравственного воспитания, когда даже клятва Гиппократа не поможет.
Одна моя знакомая, спинальница (так называют людей, получивших травму позвоночника), как-то в откровенном разговоре сказала мне:
- Когда я была здоровой, мне было очень неприятно видеть и находиться поблизости с инвалидом на автобусной остановке. Он не был уродливым и страшным, он просто был не как все – ходил на костылях подволакивая ногу. А мне было неприятно. Мне казалось, что инвалидов не должно быть среди нас на наших улицах. Что они должны быть отдельно от общества… да, что лукавить. Я считала, что жизнь таким людям дана напрасно. Зачем их Бог мучает? Они неполноценны, зависимы от других. Они не могут сами себя содержать и ухаживать за собой. Мне казалось, что я права. Даже когда я сама получила травму – я очень долго думала так и не могла смириться со своим положением. Жизнь ломала меня по страшному, пока я не приняла себя такую, какая стала…
Но ведь люди с инвалидностью также как и другие люди чувствуют, думают, мечтают, любят… Они способны творить не только прекрасное и вечное, они делают мир добрее и чище уже своим присутствием, своим творчеством и силой воли… Почему же их лишают права на жизнь, почему?
Вы только вчитайтесь в строки поэтессы Александры Дугаевой, тоже человека с инвалидностью и так рано ушедшей от нас:

А мне б хотелось очень сильной быть,
Чтоб не молить о помощи другого.
А мне б хотелось очень гордой быть,
Чтоб не прощать и помысла худого.
А мне б хотелось очень смелой быть,
Чтоб старым другом не назвать чужого.
А мне б хотелось очень нужной быть,
Быть терпеливой, сдержанной на слово.
А мне б хотелось очень нежной быть…
Но как в себе все это совместить?

И еще одно, самое главное ее стихотворение:

Не хочу быть
Ни дубом,
Ни ивой,
Ни кудрявой берёзкой красивой.
А хочу быть травинкой простой,
Что асфальт пробивает весной.

Только вдумайтесь в эти строки… Красота души и воля к жизни видна в каждом слове, в каждой строчке ее стиха…
А эти стихи принадлежат перу Александра Ильина, который творит без устали не только себя, но и нас, людей окружающих его.

Я не умею быть таким,
Каким хочу тебе казаться,
Я лишь умею улыбаться
Глазам загадочным твоим.

Я лишь умею до утра
Смотреть на сказочные звёзды
И в тишине легко и просто
Писать сонеты для тебя.

Я лишь умею быть таким,
Что подойти к тебе не смею.
И пусть тобой я не любим,
Я по-другому – не умею.

Да, они не такие… На творческом вечере Александра Ильина в Национальной библиотеке Чувашии звучало очень много стихов философского и лирического содержания, но, несмотря на это, один человек заявил:
- Я не верю, что эти стихи мог написать человек с болезнью ДЦП!.. Он не производит впечатления умственно нормального… Наверняка, эти стихи за него писал кто-то другой...
Весной 2013 года я была на консультации у невролога в Чебоксарах, в Федеральном центре травматологии, ортопедии и эндопротезирования. Так  мне врач неожиданно задала вопрос:
- Вы книги читаете?
Признаться, меня этот вопрос ввел в ступор! Я не поняла, что она этим хотела сказать… И у меня, автора нескольких книг, невольно вырвалось ироническое:
- Нет, я ничего не читаю и живу под стеклянным колпаком, в тепличных условиях!..
 Пусть нам, людям с инвалидностью, не сравнятся зачастую со здоровыми в телесной красоте, в умении быть самостоятельными в жизни. Но мы имеем право жить!!! Согласна, что и речь-то порой не может течь плавно и красиво. Но раз люди с инвалидностью существуют – это не значит, что мы не имеем вообще представления об окружающем нас мире и оторваны от реальности. Это не значит, что у нас ничего не болит и мы не можем объективно оценить свое состояние. Это не значит, что нам не надо оказывать вообще медицинскую помощь… Мы, Слава Богу, живем не в Спарте, где больных младенцев сбрасывали со скалы, и не в фашистской Германии… Мы живем в XXI веке, веке гуманизма, и современная жизнь не исключает человеколюбия и сострадания, соучастия…
Говоря о врачебной этике, хочется сказать, что в нашей жизни всякое случается. Но когда люди в белых халатах ведут себя подобным образом по отношению к людям с инвалидностью, подвергая каждое сказанное нами слово критической оценке, мне становится жутко и страшно. Таким некомпетентным и жестоким людям мы все доверяем свои жизни. К счастью, не все врачи такие…
Расскажу снова личный пример. Когда я, после смерти мамы, свою квартиру разменяла на малосемейку, сразу нашлись те, которым не понравилось что рядом с ними поселилась семья людей с инвалидностью. Мы жили тихо, мирно… но, чуть ли не каждый день в нашу дверь звонил участковый с проверкой паспорта. А через какое-то время в горадминистрацию потянулись ходоки с просьбой убрать инвалидов из их подъезда. Причем сам подъезд был очень и очень беспокойный в плане дебоширства и пьянства. Чуть ли не ежедневно приезжала патрульная машина утихомиривать расшумевшихся соседей. Я не буду описывать все нападки, что сыпались там на нашу голову. Скажу только, что когда нам удалось оттуда съехать, я была рада как никогда! Пять лет прожитые там, для меня кажутся кошмарным сном.
Мы теперь живем в другом месте. Казалось бы, вот оно – живи и радуйся! Увы. К моему великому сожалению, малосемейка и тут достала нас. У нас обычная квартира на первом этаже. Установлен откидной пандус в подъезде, и мы имеем (когда у мужа позволяет здоровье) возможность выходить на улицу по мере надобности. Никого не трогали, никому не мешали, казалось бы. Осенью 2013 года купили машину в кредит, чтобы быть независимыми от многих факторов и, в первую очередь, ездить в больницу к своему врачу. Пока не было гаража, буквально три ночи она стояла под нашими окнами (впрочем, не одна только наша машина там стояла). И сразу же начались требования на повышенных тонах:
- Убирай ее отсюда!!! Из-под окон моих – убирай! Мне дышать нечем!!!
Должна заметить, что эта пожилая женщина живет на четвертом этаже…
Еще в первые дни знакомства она мне посоветовала держать форточки закрытыми.
- Мало ли дураков на свете, кинут еще что-нибудь в открытое окно…
Мы вынуждены были ставить машину к знакомым в гараж на другой конец города, так как нам содрали поворотники средь бела дня…
Кроме того, эта же женщина в лицо моему мужу говорила одно, а за глаза – другое. Сама ратовала за установку пандуса и сама же подбивала соседей на поход в администрацию против пандуса, который установлен по всем правилам…
Много подобных историй из реальной жизни можно написать… но не буду. Потому что наряду с подобными недоразумениями, бывают и положительные моменты. Все же мне вериться в торжество справедливости и добра. В людское милосердие которое владеет душами. Если в душах живет божественное начало – будет и милосердие. Милосердие от сердца…

=2013г.


Рецензии