Современное искусство в Москве

Последние тридцать пять лет отечественной истории не прошли даром: за это время Москва превратилась в одну из мировых столиц современного искусства. Казалось бы, этот факт должен вызывать у власти чувство гордости, но на самом деле он угрюмо замалчивается, как нечто нежеланное и даже постыдное. Не останавливаясь на причинах такого отношения к современному искусству, я беру на себя смелость утверждать: оно укоренилось в нашем обществе столь глубоко, и обрело столь большое влияние, что советского прошлого в нашу культуру уже не вернуть, как бы этого кому-то ни хотелось!
Чтобы показать всю мощь этого явления, я проведу  беглый обзор лишь самых главных выставок современного искусства, прошедших в Москве за полгода, начиная с середины октября 2019 года.

1. Выставка номинантов премии Кандинского  ( Главная премия в области современного искусства.). ММСИ (  Московский музей современного искусства) на Петровке.
На выставке были представлены как работы классиков, так и молодежи. К классикам относятся: Александр Бродский с инсталляцией «Красная дорожка» (по обеим сторонам ковровой дорожки, посредством двух зеркал продленной в бесконечность, через  равные интервалы перед задрапированными входами стоят одинаковые пары шлепанцев), Хаим Сокол с проектом «Бумажная память» (экспликация условных  архивов, заполненных  «документами» с убогим содержанием), артгруппа «Провмыза» с видео в стилистике театра абсурда (садистские манипуляции с обнаженным телом). Этих авторов объединяет то, что сложные смыслы они передают простейшими средствами.
Евгений Антуфьев наличествовал своими квазипервобытными скульптурами (по мне он сильно перехвален, удостоившись даже персональной выставки в ГМИИ; - его же премии Кандинского и удостоили, а я бы ее присудил Александру Бродскому). Обратили на себя внимание видеохудожница  Полина Канис, не нуждающаяся в комментариях, а также Александра Паперно, – живописец, специализирующаяся на изображении пустых помещений (проект «Любовь к себе среди руин»). Александр Морозов, недавно прогремевший своею персональной выставкой в ГЦСИ   (Государственный центр современного искусства)  , представил  аудиоинсталляцию «Акчим, координаты…», зрелищно очень  эффектно оформленную (множество ячеек, озвучивающих аудиотексты, и одна большая медная молчаливая труба). Дмитрий Венков выступил  с широкоэкранным видео «Гимны Москвы», в котором наша столица перевернута вверх ногами (так она смотрится много лучше).
Среди проектов, представленных молодыми художниками, были заметны следующие: «Все это не сон» Тимофея Ради - видео с горящей надписью в ночном лесу; «Частицы» (арт-группа «Город Устинов») –- инсталляции из тщательно отобранных и аккуратно уложенных частичек мусора, “Ch(k)ris(tin)” Кирилла Савченкова  – аллюзия на кикладское искусство   (Цивилизация, существовавшая на территории Греции во 2 – 3 тысячелетии до н.э.).

2. Выставка «Петр Павленский» в музее АRТ4, привезенная Маратом Гельманом из Черногории, где он сейчас обитает; - это фото-видеоархив,  посвященный Павленскому, группам «Война» и «Пусси Райет». В общем, ничего нового, - просто Гельман все собрал воедино. Выставка оказалась прелюдией к нынешним парижским художествам Павленского – тоже ведь связь с мировым искусством!

3. Николай Наседкин. «Нефть. Личная история». Новая Третьяковка.
Художник вычерпал до дна возможности, предоставляемые снятием запрета на использование в живописи черной краски; его выставка поражает с первого взгляда  именно чернотой полотен и объектов, усиленной черными фальш-колоннами, установленными посередине зала. Черный цвет обеспечивается использованием тяжелой фракции нефти – битума, как краски. На фоне моря нефти, разлившегося по экспозиции, элементы фигуративности смотрятся лишними, и становится очевидным, что нефть – это наша национальная идея.

4. Основной проект 8-й Московской международной Биеннале современного искусства. Кураторы – архитектор Чобан и театральный режиссер Черняков. Новая Третьяковка.
Выставка занимала Большой зал бывшего ЦДХ, который стал неузнаваем, так как его заполнили выгородки разнообразных и форм, поставленные так, чтобы взгляд не мог «прострелить» пространство от стены до стены, и чтобы тебе казалось, что ты заблудился в лабиринте, но вскоре посетитель догадывался, что сориентироваться можно по именам художников, написанным огромными буквами на белых стенах ширм, «палаток», «шатров», «яранг» и «чумов», построенных Чобаном для их произведений.
На выставке были представлены работы 33 художников, причем предпочтение было отдано  экспрессивным работам крупного масштаба и, так что у посетителя аж дух захватывало.
Зарубежная часть была обеспечена венской «Альбертиной», которая представила весь спектр художественных направлений и техник современного искусства - не только австрийского, но и мирового, - работами «звезд» первой величины.
Выбор «Альбертины» представляется мне весьма удачным, поскольку Вена, бывшая столицей Австро- Венгрии, (в которой германский этнос испытывал сильное славянское влияние), в XX веке была мостом, связывавшим немецкую и русскую культуры (упомяну для примера дружбу, связывавшую Рильке с Цветаевой и Пастернаком).
Остановлюсь на некоторых из представленных работ.
Шесть мужиков стоят на частях расколотого чурбака, и смотрят вдаль – каждый в свою, не обращая внимание на дали другие; это - скульптурная группа Стефана Балкенхола; художник специализируется на мужских фигурах, грубо вырезанных из дерева, и аляповато раскрашенных: такой вот наивный гуманизм.
«Остановка на крестном пути» (“Station of the Crist”) – живописный триптих Германа Нитша, художника Венского акционизма, прославившегося своим «Театром оргий и мистерий», за который он был трижды отправлен за решетку (ему вменили «святотатство»). Этой абстрактной работе присуща поистине выразительность мрачного сценического действа.
Композиция из мягких игрушек Паолы Пиви. Они длинношерстные, и поэтому страшненькие, хотя и выкрашены в яркие кислотные цвета.
Видеопроект выдающейся австрийской художницы  Вали Экспорт: на потолок круглого шатра проецируется видео:  игральные кости бешено скачут по быстро вращающейся поверхности, производя громкий беспорядочный  треск (он имеет тот же смысл, что лейтмотив 1-й части 5-й симфонии Бетховена – «Судьба стучится в дверь»).
Инсталляция Тони Мателли (США), в которой две человеческие фигуры, изготовленные из полиуретана, выбираются из-под обломков рояля, который об них же и разбили.
Великолепное абстрактное полотно выдающегося живописца Герхарда Рихтера.
Инсталляция Орхана Маммадова: на ворсистую белую поверхность проецируются изображения персидских ковров, методом компьютерной графики плавно переходящие одно в другое. Посетителей приглашают на этих коврах полежать; видеопроекция создает на поверхности их тел трехмерный ковровый рисунок, напоминающей о свинье Вима Дельвуа, сшитой из ковра.
Женщина (автомат для приобретения детей) и Мужчина (банкомат)  - работы саудовской принцессы художницы Халла бинт Халид.
Среди российских художников я ставлю на первое место композицию Андрея Кузькина о человеческом страдании. Она состоит из стеллажа с тысячей одинаковых ячеек, каждую из которых занимает коленопреклоненная фигурка молящегося человечка. Перед стеллажом на отдельных постаментах стоят четыре обобщенные человеческие головы, облитые красным. Все скульптуры вылеплены из хлебного мякиша, а красная жидкость – это кровь художника. Кузькин создал произведение поистине грандиозного масштаба, связавшее современное искусство с мировой классикой - античностью и первобытным искусством.
Александр Бродский представил инсталляцию в виде неосвещенной пещеры, имитирующей подземный переход, в котором на видео группа мигрантов развлекает публику музыкой и незамысловатым пением. Рядом с экраном на полу набросан разнообразный мусор. Бродский, как всегда, изобретателен.
Мария Кулагина изобразила аналог колонны Траяна с фигурами страдальцев, восходящих вверх вдоль винтовой линии, навернутой на колонну.
Егор Плотников соорудил грандиозный абстрактный объект из нагромождения дерева и бумаги, а Семен Лука пристроил к стене зала симпатичный домик - скворечник, сколоченный  из пиломатериала.
Посещение основного проекта Биеннале стало для меня мощнейшей эмоциональной и эстетической встряской; я уже не помню, когда я столь же наглядно испытывал на себе силу искусства; авторы проекта создали мощный бронебойный снаряд.
Вместе с тем, я был шокирован, и даже оскорблен тем, что это выдающееся событие нашей культурной жизни было тотально замолчано; о нем не только не сообщалось в СМИ, но оно даже не было упомянуто в «Афише», куда попадает любая мелочь.

5. Владимир Янкилевский. «Героический монумент». ММАМ  ( Мультимедиа Арт музей)
На выставке представлена одна из основных тем художника – «люди в ящиках»
«Мы все – пассажиры одного поезда, который идет по жизни в небытие. Каждый в своем «ящике», и каждый «ящик» подогнан по хозяину. Форма «ящика» ограничивает экзистенциальное пространство, в котором заперт человек, и деформируется социумом». Такое разъяснение дает по этой теме Янкилевский. Подбор работ превращает выставку в эссе на заданную тему.
Смерть этого крупнейшего российского художника, последовавшая в 2018 году, не заслужила упоминания в наших СМИ, которые откликаются на кончину каждого советского артиста, имена большинства из которых, я, например, слышу впервые; этим демонстрируется официальное отношение к современному искусству.

6. Александр Пономарев. «Теория струн». Галерея Крокина
Под потолком на растяжках вверх ногами подвешен корабль, плывущий по «морю» (его роль выполняет кусок черного полотна). Из труб «поднимаются», а на самом деле спускаются густые клубы черного дыма, упирающиеся в пол, и по нему растекающиеся. Корабельный рангоут – это струны, натянутые посредством колков, выстроившихся в ряд, как спасательные шлюпки. Корабль, изготовленный из пенобетона, тянет на 300 кг; «дым» смонтирован на месте из пенопласта. Совершенно грандиозная инсталляция – настоящее событие современного искусства.

7. Йоко Оно. «Небо всегда ясное». ММСИ на Петровке
Данная выставка была гораздо слабее, чем ее же ретроспектива, выставлявшаяся лет десять тому назад в ЦУМе, так как на ней были представлены, главным образом, лишь ее интерактивные работы: забить гвоздь, просунуть руку в дыру в холсте, влезть на стремянку, оставить записку, склеить артефакт из осколков разбитой посуды, составить из «лего» кусочек голубого неба, и прочая, и прочая. Были, правда, ее знаменитые видео, например, документация перформанса, в котором публике предлагалось отрезать от одежды художницы по лоскутку – вплоть до ее полного оголения.

8. «Геометрия в культуре XX –XXI веков». Части I и II. Куратор В. Пацюков. ГЦСИ.
Первая часть проекта была посвящена эпохе «Баухауса » ( Течение в архитектуре Германии 1920 – 1930 годов) - 20-х годам, которые в СССР были периодом относительной творческой свободы, а в Европе – передышкой между двумя катастрофами. В изобразительном искусстве это был период увлечения чистыми геометрическими формами; в музыке – математическими формулами. Прекрасным аккомпанементом к выставке явилась музыка Джона Кейджа.
Вторая часть проекта была посвящена современному искусству. Распределение  великолепно подобранных артефактов по выставочному пространству само явилось произведением искусства. Наряду с работами, ставшими классикой, здесь были  представлены вещи, выполненные для данной выставки, например, «Темная материя» Сергея Катрана. На тросе, спускающемся с потолка, на равном расстоянии друг от друга размещены зеркальные металлические шары уменьшающихся сверху вниз диаметров; место предпоследнего шара заняли свернутые в клубок черные хлопчатобумажные носки (неношеные).
Интересны, также, геометрические коллажи Владимира Сафарова, инсталляции «Сад для медитации» Ивана Горькова и «Орфические шахматы 12;12» Михаила Погарского, претендующие на создание альтернативных миров, абстрактное полотно Аллы Урбан, и «Человек» Риммы Герловиной – попытка создания человеческого образа, который был бы понятен для нечеловеческих культур.
Данный проект особенно важен тем, что его осуществление ознаменовало воскрешение ГЦСИ, убитого бывшим министром пропаганды Мединским путем его присоединения к РОСИЗО – организации непонятного назначения и очень низкого – ниже плинтуса – общекультурного статуса. В настоящее время ГЦСИ, слава Богу, передается в ведение ГМИИ.

9. Recycle or Die. Галерея Red Line.
Эта галерея, недавно открытая в ГУМе, до сих пор специализировалась на «приколе»; теперь она устроила выставку высокого уровня благодаря присутствию «классиков» - Ирины Кориной, и Аристарха Чернышова, отметившегося великолепным видеопроектом Dystopia, - в нем Москва, показана наподобие Венеции, - как город на воде. Кроме того, здесь присутствовали: объект номинанта премии Кандинского Егора Крафта, впервые догадавшегося оформить URL в виде латинской надписи на мраморе, и инсталляция молодой художницы Дуни Захаровой – мебельный гарнитур из пенопластовых сфер.

10. Проект «Удел человеческий». Выставка «Биография: модель для сборки» Куратор – Виктор Мизиано. ММСИ на Гоголевском.
Каждому из участников выставки для высказывания на тему биографии был предоставлен отдельный зал. Остановлюсь на некоторых из них.
Ольга Чернышева. «Музей Чехова в Москве» Художница сняла на видео свое посещение музея; она взглянула на его экспозицию глазами…Чехова (вряд ли ему бы понравилось в собственном музее).
Павел Альтхамер (Польша, родился в 1967 г.). Представлены три работы: первая – ностальгически воспроизведенный макет сельской местности - пруд с мостками, на которых сидят мальчик и девочка, на берегу – домики, сарайчики, заборы, садики, и даже – группа селян, собравшихся на митинг; вторая – объект: хибарка – жилище молодого человека, выглядывающего в окно, в ней царит беспорядок неустроенной жизни; третья – три деревянных макета одинаковых многоэтажных домов. Эта инсталляция рассказывает о процессе урбанизации больше и выразительнее, чем десяток книжных томов.
Амалия Ульман. (Родилась в 1989 году в Аргентине. Живет в США). На стене выгравирован длинный текст - описания событий, произошедших в там же обозначенные даты. Автор их зачитывает вслух ровным, бесстрастным голосом.
Жанна Гладко. Год рождения – 1984. Беларусь. «Деконструкция рояля». Рояль выпотрошен, и его детали, как кишки, развешаны по стенам.

11. «Зданевич здесь и сейчас» К 125-летию Ильи Зданевича Кураторы Михаил Погарский и Василий Власов. ММСИ на Гоголевском.
Представлены работы, созданные в духе эпохи Зданевича специально к его юбилею. Наиболее интересны:
Леонид Тишков. «Анабасис катавасии»: в прозрачном цилиндре в воздушном вихре крутятся буквы алфавита, образуя мгновенные хаотические тексты.
Петр Перевезенцев «Зданевичу». Одноглазая футуристическая маска с пятью горизонтальными карнизами - от бровей до подбородка.
Виктор Лукин. «В поисках неба» Ряд подвешенных в пространстве спаренных весел.
Сергей Якунин. «Тиоти нести вести бирести» Некий летательный аппарат, изготовленный из металлических прутьев, тонких щепок и оберточной бумаги.
 Александр Савельев. «Прописи».
 Коллаж в виде надписи, выполненной непрерывной линией, то и дело выходящей из 2D в третье измерение.

12. «20 лет ММСИ» ММСИ на Петровке.
Собрание музея распределено по темам. Их кураторами назначены люди, которые пробуют себя в этой роли впервые. Имеются следующие разделы:
Искусство/Художник (Мартин Крид); Медиа (Алена Долецкая); Мореплаванье (Федор Конюхов); Литература (Владимир Сорокин); Театр (Кирилл Серебренников); Философия (Кети Чухров), и другие – всего 20 разделов по числу лет.
Сейчас (10 марта) выставка еще открыта, поэтому я ее не комментирую, тем более, что подавляющая  часть произведений давно известны. Есть, правда, кое-что, не затертое зрительскими взглядами, например: коллаж Владимира Сорокина с кувшином, проволокой, и литературным текстом; инсталляция артгруппы ФНО (Фабрика найденных одежд) «Пенсионеры, не сдавайтесь» - ряд одноруких манекенов, повешенных на стену; объект «Башня» Хаима Сокола – горка из кусков хозяйственного мыла, сооруженная в тазу.

13. «Зимний сад». Куратор Александр Петровичев. Галерея искусств Зураба Церетели.
Выставка входит в цикл, посвященный 20-летию галереи Крокина, включая художников, которые с нею сотрудничают с тех самых пор. Это характерный пример «камерной» выставки, в том же смысле, как мы говорим о камерной музыке. Здесь нет произведений, которые бы втягивали в себя внимание посетителей, отвлекая от остальных. (Исключение составляет постановочная фотография Ольги Чернышовой «Лук at it»; на первом плане, на подоконнике, стоят стеклянные бутылки; на горлышке каждой из них лежит по луковице; на втором плане, - за стеклом окна, - виднеется Кремль, над стенами которого вознесены луковицы кремлевских соборов). Поскольку ими воспринимающая способность зрителя не загнана в насыщение, то он может различить множество тонких нюансов, которыми полно все разнообразие представленных работ.

14. Франсиско Инфанте и Нонна Горюнова. «Метафора, Метафизика, Метаморфоза». ММАМ
Ретроспектива известных российских художников.

16. Лучо Фонтана Ретроспектива. ММАМ.
Впервые в России представлено творчество всемирно известного итальянского художника.
Интересно одновременное проведение в одном музее двух выставок, посвященных теме пространств. Инфанте исследовал трехмерное; Лучо Фонтано же - через «разрезы» приоткрыл выход в пространство n-мерное.

16. Илья Колесников. «Бумажный тигр, пластмассовый дракон». ММАМ
Целая стена увешана не распакованными Интернет-покупками; все они – из Китая. Весьма остроумное высказывание о современности и ожидающем нас будущем.

17. Сальвадор Дали Ретроспектива Манеж
Как ни старались организаторы выставки сделать аттракцион, высокое качество представленных работ и широкий охват творчества Сальвадора Дали этого не позволили. Экспозиция  раскрывает Дали не как бизнесмена от искусства, каким его некогда заклеймил Бунюэль, а именно, - как великого художника.

18. Моника Сосновская (Польша) «Упражнение на конструкцию. Сгибание» Музей «Гараж»
Пучок огромных металлических прутьев (толщиною с рельс, или больше), согнутый под углом 60;, и поставленный вертикально (занимает по высоте полтора этажа). Грандиозный объект, выставлявшийся на Венецианской биеннале современного искусства.

19. «Дар Марата». Новая Третьяковка.
Выставка произведений, подаренных Третьяковской галерее Маратом Гельманом. Весьма приятно погрузиться в атмосферу 90-х, когда казалось, что с совком навсегда покончено – увы, не то, что сейчас. Особенно понравилась работа Мамышева–Монро «Валентина Матвиенко» и цикл Арсена Савадова Underground – фрески Джотто из Капелла-делла-Скровеньи (Падуя), перенесенные в психиатрическую больницу.

20. «Границы облака» Куратор Александра Лерман. Галерея Граунд на Солянке.
Великолепная выставка видеоарта художников Москвы и Нью-Йорка.
Наиболее интересна работа Михаила Максимова «Смерть Меня»; роскошный сюрреализм: по топкому лесу, покачиваясь, пробирается … магистральный электровоз, чтобы, наконец, остановиться в лесном озере глубиной ему по колено; ангел играет крыльями на гармошке; топоры, топоры, топоры - во многих видах.
 
Учитывая, что я упомянул лишь четверть выставок, проходивших в Москве за указанное время, читатель может себе представить плотность творческой жизни во всем  слое современного искусства. И сколько ни закатывать глаза по поводу поленовского «Московского дворика», и как ни превозносить советские шлягеры Александры Пахмутовой, этого потока творческой энергии – не перешибить!
                Март 2020 г.


Рецензии