Это нужно живым

По поводу одного литературного столкновения
...

  Я тут окольно узнал, что в Белгороде готовится к изданию второй том антологии  "Потмкам", подготовленный фронтовиком, старейшим писателем России Владиславом Мефодьевичем Шаповаловым...
...как говорится, не прошло и четверти века после выхода первого тома, а вот уже и второй. И правда - куда торопиться? Автору всего 95 лет, успеется.Особенно если учесть, что второй  том вполне может разделить судьбу своего предшественника. Тогда, в 1995 году, по выходе объемного - в 750 страниц - фолианта, разразился большой скандал. Причем, раздули его не читатели, и даже не враги из фашистского лагеря, а свои же коллеги-писатели.Глухое завистливое недовольство вылилось в газетную статью (№6, октябрь,1996 г, газета Белгородского отделения Союза писателей). Называлась  газетная полоса "Открытое письмо частному книгоиздателю В.М. Шаповалову "Так что же потомки узнают из книги "Потомкам". Что примечательно - уже в заголовке авторы письма игнорируют то, что Владислав Шаповалов - старейший член Союза писателей СССР и России, самый маститый белгородский автор.
Что же не устраивало подписантов в книге?
А вот что, например: "Обычно работой над антологией, подготовкой её издания занимаются общественные советы , редакционные коллегии Академии наук, институты мировой и  русской литературы, крупных издательств страны...К сожалению вы, господин Шаповалов, не сочли нужным создать такой совет".
 То есть - не по Сеньке шапка, господин Шаповалов. Вот вы бы прошлись по конторам, поклонились в ножки, насобирали бы от каждой конторы по представителю в общественный совет, привлекли  бы Академию, институт какой-никакой... На какие шиши? ну, вы ж частный предприниматель, господин Шаповалов. У кого и деньги, если не у вас.А мы, писатели, всегда готовы подсказать, направить, научить уму-разуму. А то что ж без нашего догляда получилось в итоге : "В вашем издании много места занимают сбивчивые, противоречивые комментарии,экскурсы в историю, политику, проблемы этноса".
И правда! Откуда фронтовику знать историю войны? Самое время всезнайкам из газеты "Мост" поучить неразумного.
 В общем - разгром по всем статьям . Книга "Потомкам" - том авторов-фронтовиков о войне признан вредным, недостойным. И о втором томе не может идти и речи.
 Помню, что мне тоже  был звонок. С предложением заклеймить собственной подписью коллективное мнение. Я попросил назвать фамилии подписантов. Оказалось - среди них почти нет фронтовиков.
Зато в книге "Потомкам" их несколько десятков!
И я ответил, что без всякого коллектива способен написать  отдельное письмо.
И написал.И опубликовал в своей районной газете. В отличие от размытых обвинений коллектива, я написал, например, что "Прилично представлен поэтический блок. Стихи Тверитинова, Митрофана Молчанова, кузубова, Федорова - нас тоящая антология фронтовой поэзии, особый сборник в сборнике"
Я и вправду встретил книгу с восторгом. В её откровениях, в её смелости, ставшей возможной лишь к 90-м годам ,был даже перехлёст фронтовой солдатской правды. Эта книга и есть настоящее слово потомкам. Как мне кажется - ещё не до конца расслышанным.
Помню, с какой болью Мефодьевич переживал это "Открытое письмо"  Как еще одну рану в старое солдатское сердце. И от кого? От Союза писателей, чья, в сущности, прямая задача - не требовать запрета книг, а добиваться их издания.Ведь  сегодня, спустя двадцать пять лет, Союз писателей Белгородчины имеет всего одну капитальную книгу о войне. Именно книгу Шаповалова "Потомкам". А что в этом плане осталось од подписантов?
И вот   я с осторожностью отношусь к идее выхода второго тома "Потомкам ". Конечно , для Владислава Мефодьевича завершение дилогии - это еще одна победа. Но выдержит ли он новый удар, буде коллеги опять надумают ответить ему коллективно?
И напоследок. Я нисколько не хочу сказать, что я тут хороший, а авторы письма плохие . Наверняка и Коля Гладких,и Миша Дьяченко, и Таня Олейникова предварительно не читали того, что подписывали. Да и попавшие в список ветераны войны Хукаленко и Чумак-Жунь и Малкин  вряд ли хотели нанести Шаповалову рану. Тех, кто это сделали, в списке подписантов нет. Они, как мёртвые - сраму не имут


Рецензии