О геральдике иоаннитов

PRO FIDE

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

О геральдике духовно-рыцарских Орденов и членов этих Орденов существует немало устоявшихся мнений, которые, при ближайшем рассмотрении, оказываются необоснованными. Так, весьма распространено представление, что рыцари, вступавшие в какой-либо военно-монашеский Орден, непременно «вешали щиты со своими фамильными гербами на стену храма того Ордена, в который они вступали, и с этого момента, отказавшись от своего родового герба, пользовались только гербом принявшего их в свои ряды Ордена, на котором был изображен Крест, как символ телесной и духовной брани, которую отныне брал на себя обет вести новый рыцарь-монах, в надежде обрести жизнь вечную» - например, серебряный (белый) щит с черным (диамантовым) крестом (у Ордена рыцарей Тевтонского Дома Святой Марии что в Иерусалиме) или серебряный (белый) щит с черной (диамантовой) главой и красным (червленым) лапчатым крестом (у Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова, т.е. храмовников-тамплиеров). В действительности дело обстояло, как мы увидим, не совсем так. Проиллюстрируем нашу мысль на примере символики рыцарей-иоаннитов, известных также под названием странноприимцев, гостеприимцев, госпитальеров, госпиталариев или госпитали(с)тов.

Вот уже более 900 лет геральдическим символом рыцарей всех Орденов Святого Иоанна Иерусалимского (правильнее было бы называть их Орденами Иерусалимского Госпиталя Святого Иоанна, поскольку никакого «Святого Иоанна Иерусалимского» церковная история, как и церковное предание, не знает), происходящих от иерусалимского странноприимного братства XI в. (в том числе и символом современного «папского» Суверенного Военного Мальтийского Ордена, англ.: Sovereign Military Order of Malta, сокращенно: S.M.O.M.), является прямой серебряный (белый) крест на червленом (красном) поле. Вероятнее всего, этот символ происходит от матерчатых крестов, прикреплявшихся к одежде всеми, кто «взял крест», т.е. принес обет участвовать в Крестовом походе.

После освобождения Святой Земли от ига неверных крестоносцами этот древний священный символ попал, наконец, в Иерусалим, где уже задолго до этого существовало странноприимное братство, основанное купцами из итальянского города Амальфи и содержавшее в Святом граде госпиталь для паломников. Интересно, что на монетах г. Амальфи середины XI в. также были изображены кресты, возможно, оказавшие влияние на развитие орденского символа.

Вскоре после Первого Крестового похода из этого древнего странноприимного братства, посвященного первоначально Святому Иоанну Александрийскому (Милостивому) возник Орден иоаннитов, почитавший Святого Иоанна Крестителя. Поскольку члены этого религиозного братства приносили обет бедности, или нестяжания, им подобало носить простую, неприметную одежду, отмеченную лишь знаком креста на груди.

В то время, как древнейшие изображения этого креста, нанесенные на стену часовни Святой Равноапостольной Царицы Елены в Иерусалиме, датируются первой половиной XII в., первые указания на цвет иоаннитского креста содержатся только в папском бреве 1184 г. В нем говорится о прямом белом кресте, использование которого в качестве символа папа объявил исключительной привилегией иоаннитов (причем какие-либо упоминания о форме креста отсутствуют). О введении же для странноприимцев специального «орденского облачения», или униформы, в полном смысле этого слова, можно говорить не ранее чем с середины XIII в., когда римский папа Иннокентий IV в 1248 г. дозволил членам Ордена Святого Иоанна носить широкий, открытый плащ с крестом, поскольку использовавшийся ими ранее закрытый плащ мешал им в бою. Цвета этого плаща были через 11 лет закреплены в «привилегии», полученной иоаннитами от папы римского Александра IV, согласно которой плащу иоаннитов в мирное время полагалось быть черного, а в военное время – красного цвета.

«В военное время да носят поверх своего кафтана красную верхнюю одежду в форме далматика (туники с рукавами - В.А.), каковая спереди и сзади украшена белым крестом без зубцов на концах, являющимся гербом Ордена. А в мирное время, или же, когда они не при оружии, да носят на левой стороне своего одеяния и длинного черного плаща восьмиконечный белый крест из льняной ткани, каковой и является истинным орденским облачением».

Впоследствии этот далматик был заменен короткой накидкой-налатником без рукавов, изготовленной из тонкой шерстяной ткани - так называемым табардом (также красным, украшенным белым крестом без зубцов на концах).

Несколько более ранним периодом, чем это описание орденского облачения, датируется древнейшее изображение боевого орденского знамени иоаннитов, представлявшего собой красное полотнище с белым крестом без зубцов на концах. Оно изображено на иллюстрации в рукописи «Малой истории англов» (лат.: Historia minor Anglorum) умершего не позднее 1259 г. летописца Матвея (Мэтью) Парижского.

Это «знамя Странноприимного Дома (Госпиталя)» (лат.: vexillum hospitalis) упоминается, в качестве должностного знака Великого Магистра (Гроссмейстера) Ордена Святого Иоанна фра (брата, от латинского «фратер», frater) Альфонса Португальского (1204-1206 гг.) – следовательно, оно существовало еще в XII в. К тому же в пользу столь почтенного возраста эмблемы иоаннитов говорит существование некой «плащаницы» из льняной материи, упоминаемой еще в орденских Правилах (Уставе) 1182 г. Поскольку эта «плащаница», судя по описанию, представляла собой красное полотнище с белым крестом, ее с полным правом можно считать предшественницей орденского знамени и герба, первые документальные подтверждения существования которых датируются более поздним периодом. Таким образом, белый крест на красном поле используется рыцарями Святого Иоанна наверняка более 800 лет, причем он сохранил свою форму и свой цвет неизменными с момента появления геральдики и вексиллологии вплоть до наших дней.

Между тем, сам орденский крест на протяжении долгой истории иоаннитов был подвержен значительным изменениям. Концы креста странноприимцев Иерусалима, имевшего первоначально простую прямую форму, стали постепенно расширяться, пока он не превратился в лапчатый крест (фр.: croix patee), изображения которого дошли до наших дней на реверсе сохранившихся монет, чеканившихся Орденом иоаннитов. Со временем из этого лапчатого креста возник типичный иоаннитский восьмиугольный крест с раздвоенными концами (в форме «ласточкиных хвостов»), получивший впоследствии, после переселения странноприимцев в 1530 г. на средиземноморский остров Мальту, в геральдике название «мальтийского креста» (лат.: crux Melitensis).

Правда, древнейшая находка существования данной «окончательной формы» креста иоаннитов датируется еще XII в., причем следует подчеркнуть, что эта «мальтийская» («иоаннитская») форма креста с древнейших времен была характерна для православного церковного искусства (хотя встречалась и в других древних христианских церквях Востока – не только у православных, но и у монофизитов Армении, Эфиопии и Египта). Лапчатый крест с древнейшей печати Иерусалимского госпиталя больше всего напоминает православный орденский крест Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

Скорее всего, уже в самый ранний период существования своего Ордена иоанниты использовали кресты всех вышеперечисленных форм, хотя, вероятно, в зависимости от вкусов и моды той или иной эпохи, отдавалось предпочтение той или иной из форм креста, пока, в конце концов, восьмиконечный крест не занял господствующее положение, в качестве типичного «мальтийского (иоаннитского) креста». Кроме того, начиная с XV в., его форму начали истолковывать с точки зрения христианской числовой символики (восемь концов креста – восьми категорий блаженных, упомянутых в Нагорной проповеди Спасителя, четыре луча креста – четыре главных добродетели христианина).

Здесь конец и Господу нашему слава!


Рецензии