Человек с дозиметром - часть 1 - Как ЭТО было

    …Я видел ЭТО. Я видел это невооружённым глазом. Вернее, безо всякой защиты. Но, от этого моё виденье не стало меньше, даже ещё более обострилось…

    Итак, это происходило 28апреля 1986года, где-то на ветке железной дороги трассы Гомель-Киев, в ночное время суток. Наш турпоезд, состоявший из нескольких вагонов со школьниками-старшеклассниками, шумными, безалаберными и трудноорганизуемыми, возвращался из поездки по городам Советских Республик маршрутом Гомель-Минск-Брест-Киев-Гомель, и это был наш последний отрезок пути, пути домой. Окна во всех купе нашего вагона были открыты из-за отсутствия кондиционирования в те времена, и весенний ветер, врывавшийся сквозь них, немного охлаждал наши горячие головы. Но, не совсем. Ночь, предшествовавшая нашему возвращению домой, была бурная и весёлая. Ложились спать поздно, за полночь. Некоторые из нас вообще ещё не спали, а только лежали и смотрели вдаль через открытые окна. Ехали из Киева в Гомель, ещё не покинули территорию Украины, но скоро будем дома… Вдруг - неожиданная остановка. Стоим. Стали высовываться в окна – что происходит? Я конечно, тоже стал присматриваться. Снаружи темно, местность холмистая, Днепр, вроде проехали. Вроде, ничего интересного. Но, моё внимание привлекло необычайное скопление аварийной техники на соседних холмах. Тут было штук 40 пожарных, такое же примерно количество скорых, конечно же, порядка 15 милицейских машин с синими мигалками, и несколько десятков военных с зелёными. Шума и сирен от этого квартета не было никакого, зато все окрестности были освещены разноцветными всполохами. Авария какая крупная, или массовый побег из тюрьмы? Что тут могло ещё такого произойти? В недоумении, я слез с верхней полки нашего купе, обулся наскоро, и побрёл выяснить у проводницы, что стряслось (они всегда всё знают)… Проводниц в купе не оказалось, зато я нашёл одну из них  дежурившей в проходе двери вагона. Я спросил разрешения и выглянул через плечо на перрон. По перрону ходил военный патруль с Калашниковыми и овчаркой. Выходить из вагона сразу расхотелось, и я спросил, почему стоим. Проводница посмотрела на семафоры и ответила: «Пропускаем кого-то – «красный». «А долго будем стоять, не известно?»- спросил я снова. «Нет, не знаю.»- ответила она.
 
    «Тут, наверное, какая-то Беда. Большая Беда…»- почувствовал я интуитивно, и стал молиться Господу Богу, чтоб помог здесь этим людям…

    Прошло минут 10-15 в неизвестности. Наконец-то со стороны сигналящих мигалками холмов показался паровоз, с трудом толкавший всего один-единственный серебристый вагон. «Ну и техника у нас!»- подумал я тогда, и только много позже я узнал из прессы и лекций физиков университета, что это был ЧЕРНОБЫЛЬ, что Атом, загнанный в трещины реактора немыслимыми оборотами центрифуги, сбежал из своей тюрьмы (америций для ядерных пуль, чтоли, хотели получить?!), и что пропускали мы спецсостав с ядерным топливом для АЭС на 10лет – более 270 тонн Урана, могущего сдетонировать на всю планету Земля и близлежащие окрестности…

    Нахватались мы тогда по полной программе. В школу назавтра после приезда пришла группа медиков, всех осматривали, измеряли и некоторым давали какие-то таблетки, думаю, что препараты йода, т.к. их тогда интересовала щитовидка и Йод-131, выброшенный в атмосферу в ту ночь. На этом, медицина закончилась. Но не заканчивается ещё наш рассказ. Учился я в школе для особо одарённых детей, вместе с обкомовцами и исполкомовцами. Мы, простые, не знали ничего. Но они знали всё. И всё могли. Через несколько считанных дней примерно треть класса из детей «верхушки» пропала в неизвестном тогда направлении, а позже выяснилось, что их родители послали в профилакторий в Сочи, подальше от радиоактивного загрязнения. Примерно в это время, по Голосу Америки объявили о техногенной катастрофе невиданного масштаба. Подъём радиоактивного фона зафиксировали станции наблюдения в Гренландии и на Аляске. А мы не слушали «Вражеский Голос», и пошли радоваться и отмечать парадом 1Мая.
=======================
Продолжение:
http://proza.ru/2020/10/17/1449


Рецензии
Познавательно и надзидательно. спасибо.

Валерий Ковалев   12.09.2020 05:26     Заявить о нарушении