Литва. Парк Советского периода

Прошлой осенью коллеги спонтанно выдернули меня в Литву, и в составе ударной команды из трёх человек я отправилась «продвигать» русский язык и культуру в бывшую советскую республику, а ныне маленькое, ну о-о-о-чень самостоятельное государство. За пять дней мы дали десять «концертов», в смысле выступили с лекциями в пропитанном русской историей Вильнюсе, в традиционно многонациональном университете, отчаянно борющимся за сохранение русского отделения, в музее Пушкина, расположенном на высоком холме с живописнейшим видом на город, в русском культурном центре.  Далее наш маршрут пролегал в знаменитый курорт Друскининкай, в «гости к Чурлёнису».

  Ранним ноябрьским утром за нами заехала Рита, коллега из Вильнюсского университета, статная дама, благородно предложившая доставить нас в Друскининкай на своей машине. Проглотив наши чемоданы, вместительный хэтчбэк Вольво шустро понесся мимо сосновых рощ, отдалённых деревень-хуторов, прихваченные морозцем зелёные луга сверкали на солнце рассыпанными жемчугами, и мы весело неслись вперёд, предвкушая встречу с чудесным Чурлёнисом и перемежая рассказы Риты о гонениях литовских властей на русскоязычную интеллигенцию шутками- анекдотами. 

   Где-то в середине пути неутомимая Рита обратилась к нам с предложением, от которого нельзя было отказаться, потому что всем захотелось есть, да и в туалет дамам зайти не лишнее.

- Ребята, я вас сейчас в такое место сейчас отвезу, обалдеете. Груто-парк (Grutos Parkas по-литовски) называется, уникальный музей под открытым небом, основатель которого собрал на территории в 10 гектаров множество артефактов советской эпохи – памятники, скульптуры, даже паровоз с вагонами, на которых заключённых в Сибирь перевозили, в общем сами увидите, хотя чувства он вызывает весьма противоречивые. А ещё там отличный ресторан, оформленный в виде советской столовой, заодно пообедаем.

    В стилизованной под советский киоск кассе посетителей встречала симпатичная литовка с кокетливо повязанным красным галстуком, предлагая вместе с билетом широкий набор сувениров с советской символикой, кстати, весьма недешёвых: пионерский гаслук – 10 евро, значок Октябрёнка– 5 евро, популярный среди иностранцев стакан в железном подстаканнике – 25 евро, а уж кружек–магнитиков с физиономиями деятелей советской эпохи не перечесть. Были и сувениры с действующим президентом РФ, но почему-то Путин продавался дешевле, видимо, для того, чтобы поднять цену, надо войти в историю.

  Получив билеты и наушники, в которых можно было прослушать экскурсию на русском, английском и даже китайском (хотя, чему удивляться, китайские туристы сейчас везде) мы начали осмотр, ступив на специальную бетонную тропу, которая строго определяла маршрут передвижения посетителей, направляя их от одного пронумерованного экспоната к другому.

  Слева и справа за прозрачной изгородью из евросетки на аккуратных зелёных лужайках в разброс стояли легко узнаваемые образцы советской парковой скульптуры – мускулистые спортсмены, рабочие, колхозники соседствовали с разномастными бюстами Ленина, среди которых мирно паслись страусы, кролики, барашки, и даже белый кенгуру, который явно интересовал немногочисленных посетителей гораздо больше, чем бетонный Ленин.

- Владелец парка здесь целое фермерское хозяйство организовал, всю деревню работой обеспечивает, - гордо пояснила Рита, глядя как наша коллега из Института Пушкина пытается сосчитать кроликов.

  Пробежав вдоль небольшого прудика, на берегу которого нас приветствовала симпатичная каменная девушка с голубем в руке (голос в наушниках сообщил, что этот экспонат под номером пять символизировал молодую литовскую республику), дорожка привела к столь типичному для Прибалтики сосновому лесу. На солнечной лужайке возвышалась огромная голова советского солдата в каске, рядом разместилась сколоченная из досок сцена, точно такая, как в военном городке в Воткинске, где служил мой отец, над которой висело красное полотнище с надписью «Коммунизм- светлое будущее всего человечества», поодаль виднелась жёлтая бочка с квасом и низкий деревянный барак. Довершала эту сюрреалистическую картину доносившаяся из динамиков залихватская песня «Клён зеленый, клён кудрявый, лист резной, где ты парень, мой любимый, мой родной». «Креативненько», - отметила я, вместе с тем не в силах избавиться от чувства, что «что-то здесь не так».

  По мере углубления в парк ощущение, что у меня едет крыша, усиливалось. То здесь, то там, на лужайках, возле сосен, из-за кустов возникали Ленины, Сталины, Дзержинские, Ворошиловы, Брежневы, и прочие подзабытые деятели советского периода, включая местных литовских. Десятиметровые статуи, мраморные бюсты, по одиночке, вместе, гордо стоящие и указующие рукой в светлое будущее, задумчиво сидящие на скамейках, видимо погружённые в мысли о благе народа, они окружали, напоминали, и смотрели на нас сегодняшних внимательным взглядом. Смотрели властно, мудро, осуждающе, иронично, насмешливо.

   «Ну что, ребята, доигрались в свободу-демократию» - читалось в хитром прищуре огромного бетонного Сталина, - «и что теперь? Вместо советского тоталитаризма коронавирусную чипированую вакцину от Била Гейтса получите, все под колпаком пострашнее моего окажитесь, как были баранами-овцами безропотными, так и остались, что угодно в ваши бошки глупые вбить можно».

 «Наверное, Сталин с Лениным благодарны основателю Груто парка, что им головы не размозжили чугунным шаром, а вот так в лесок на отдых отправили», - подумалось мне. 

- Так вот, автор проекта сначала хотел по этим бетонным дорожкам вагонетки открытые для туристов пустить, ну такие, в которых руду перевозят, но денег не хватило, но пешком тоже неплохо, всё можно спокойно рассмотреть, - тараторила рядом Рита.

 «Экспозиция Груто парка раскрывает негативное содержание советской идеологии, ее воздействие на систему ценностей. Она предназначена для того, чтобы население Литвы, прибывающие в страну гости и туристы, а также будущие поколения имели возможность увидеть страшную советскую идеологию, на протяжении многих десятилетий подавлявшую и ранившую дух нашего народа», – вещал строгий мужской голос из наушников.

   «С чего начинается родина, с картинки в твоём букваре», - доносилось из динамиков, когда мы проходили мимо очередного экспоната, лагерной вышки, наверху которой облачённый в вохровскую униформу парень видимо настолько вошёл в роль, что направил на нас автомат. Шутка, конечно, но ощущение прямо сказать, не из приятных.

- Мамочки, сейчас по-настоящему выстрелит, сука сталинская, - не в силах справиться с эмоциями, расплакалась коллега из Института имени Пушкина, - у меня дед в тридцать седьмом в лагере погиб, застрелили при попытке к бегству. Сволочи. Всё, хватит, пойдёмте скорее отсюда, а то меня инфаркт хватит.

- Светланочка Юрьевна, потерпите, ещё немножко осталось, потом в столовую зайдём пообедаем, здесь такие вкусные лисички с картошкой в сметанном соусе подают, пальчики оближешь, национальное литовское блюдо, между прочим, - умоляющим голосом уговаривала Рита. 

  В отличие от Светланы Юрьевны на меня самое сильное впечатление произвела не лагерная вышка, а манекен девочки, одетой в форменное коричневое школьное платьице с плиссированной юбкой и в чёрном фартучке с крылышками, точно такие же, как мне привёз папа из Москвы. Пластиковая девчушка в пионерском галстуком стояла в музее-бараке между библиотечных рядов с книгами про Тимура и его команду, про доброго дедушку Ленина и Алые паруса (Господи, как Грин то сюда затесался!) и безмятежно улыбалась под звуки «прекрасного далёка». И вот здесь я чуть не расплакалась, потому что эта пластиковая девочка была я, даже причёска такая же, и в детстве я точно также счастливо улыбалась, слушая эту песню про «прекрасное далёко не будь ко мне жестоко, жестоко не будь».

   Пройдя по бетонной дороге в советское прошлое до самого конца, мы поняли, что после всего увиденного надо не только поесть, но и выпить. Расположенный в просторном деревянном бараке ресторан представлял собой странную смесь литовского быта и советского китча.  Камин, украшенный цветастыми изразцами, традиционные для прибалтийских стран массивные деревянные столы, охотничьи трофеи в виде оленьих рогов и зубастых волчьих морд на стенах соседствовали с красными флагами и внушительного размера лозунгом «Вперёд, к победе коммунизма». Довершали эту эклектичную картину официанты, одетые в пионерскую форму с красными галстуками. Меню тоже было составлено творчески – селёдка под шубой по-советски, лосось запечёный в мартеновсой печи, салат «Светлое будущее», картошка жареная «апрельские тезисы», из напитков морс клюквенный – «кровь узников Гулага» и водочка «Ленин в Разливе». Несмотря на столь специфические названия, всё было вкусно, быстро и качественно. В общем, в полном соответствии с европейскими стандартами.

   

 Оставшийся до Друскининкая путь наша небольшая компания проделала в полном молчании, каждый пытался переварить впечатления от увиденного, чего я даже по прошествии времени, никак не могу сделать. Груто парк  накрепко засел  в памяти противной саднящей занозой – я никак не могу определить, что же это на самом деле такое.

  Осколок советской эпохи, иллюстрирующий бездушность тоталитарного режима, как настойчиво убеждал меня голос из наушников, и тогда вся жизнь советских людей, победа в Великой Отечественной войне, масштабное строительство – всё это не что иное как ужасная ошибка и наши советские родители, дедушки-бабушки прожили жизнь неправильно и напрасно?

   Или это хитро замаскированный от антироссийски настроенных новых литовских властей поступок благородного человека, который на самом деле понимает, что нельзя и опасно крушить памятники, и пусть Ленин со Сталиным останутся стоять если не на пьедесталах, так хоть в лесу? Или это тупо бизнес проект, эксплуатирующий интерес западной публики ко всему советскому и позволяющий шустрому предпринимателю уверенно стричь денежки с посетителей по 15 евро за билет?

   Я так и не смогла найти однозначный ответ. Но вот «с чего начинается родина» на фоне лагерной вышки с автоматчиком, и звенящая «взвейтесь кострами синие ночи», под которую прошло моё пионерское и вполне счастливое детство, на фоне барака, увешенного портретами вождей и партийными лозунгами, просто взрывают мозг. По-научному это называется «когнитивный диссонанс» или контраст сообщения и контекста, которые случаются, например, при перемещении сообщения в иные исторические обстоятельства. Но, блин, я всё равно не могу понять и сложить этот невероятный чудовищный пазл. ПАМАГИТЕ!

 

 


Рецензии