140 лет назад родился Аркадий Аверченко

140 лет назад родился Аркадий Аверченко, перед талантом которого, лично я низко преклоняюсь. Многие знакомы с творчеством этого замечательного писателя, но а тем кто слышит эту фамилию впервые, достаточно представить рассказы Зощенко и умножить эффект от их прочтений, как минимум на два. Михаил Михайлович был выдающимся человеком, беззаветно любил творчество Гоголя, но большинство сюжетов он все таки позаимствовал у Аркадия Тимофеевича. Впрочем, мало кто это заметил. Когда я был в музей-квартире Зощенко на Малой Конюшенной улице, то работающий там зощенковед, очень подробно рассказал мне про жизнь и творчество Михаила Михайловича и даже в красках пересказал сюжет рассказа «Собачий нюх», который был ни чем иным, как копией рассказа Аверченко «Колокол», об этом разумеется он не знал. Но сейчас не об этом, рассказы Зощенко я тоже люблю, я хотел рассказать о другом.
Аверченко десять лет проработал редактором журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Многие из его рассказов автобиографичны, обычно он пишет их от первого лица.
В рассказе «Человек с испорченными часами» он в свой излюбленной манере высмеивает не бедного человека, решившего от скуки стать писателем и ещё зарабатывать на этом хорошие деньги. Аверченко, в рассказе исполняющий роль редактора журнала, объясняет начинающему автору, что для этого требуется некоторый опыт и собственно произведение, которое он принёс ни к черту не годится. Юный писатель не унывает и ссылаясь на дебют, просит редактора кое где поправить его текст и даже знает сколько ему должны заплатить в расчёте за одну строку. Собираясь уходить, он смотрит на часы и ругается на них из-за неисправного состояния. Аверченко вызывается помочь с ремонтом и на глазах хозяина часов разбирает ножом сложный механизм, случайно разбрасывая по сторонам вылетающие пружины и шестерёнки. Поняв, что Аверченко ничего не смыслит в ремонте часов, автор начинает возмущаться, какого же черта он взялся за ремонт. На что Аверченко отвечает: «А какого дьявола вы взялись за литературу ничего в ней не смысля». Автор убегает, пообещав вернуться с новой рукописью. Аверченко в таком случае просит его не забыть прихватить с собой часики. «Может быть, мы оба в конце концов научимся», - на прощание говорит он.


Рецензии