Отложенный выбор Земли

Миллионы лет иссиаи путешествовали по Галактике, заглядывая в самые отдалённые её уголки, изучая разные планеты: жаркие и покрытые снегом, планеты-океаны, планеты-пустыни... Путешествия были их излюбленным занятием, и ради посещения новой планеты они были готовы на многое. Они никуда не спешили, но привыкли добиваться своего. Иссиаи умели ждать. И, когда новая звёздная система оказалась на пути их разведывательного зонда, время пошло...

***

- Опаньки, кто-то мобилу потерял!

Виктор, не сдержав любопыства, наклонился над находкой. Новенький телефон неизвестной фирмы. Потеряли или специально выкинули? Может, он заражённый? Ладно, можно взять его рукой в перчатке и потом продизенфицировать. А, может, это прикол? Бывают бегающие кошельки на верёвочке, а это бегающий мобильник? Виктор осторожно поднял его с земли. Ничего не произошло.

Никаких опознавательных знаков на телефоне. Экран зажёгся, но меню и списка номеров там не было. Ну, и как найти хозяина? Симку достать?

Дома Виктор попытался открыть телефон, но тщетно. Похоже, симки там не было - более того, возникло ощущение, что она в телефоне вообще не предусмотрена. Попытка набрать чей-нибудь номер тоже не увенчалась успехом. Виктор был программистом, но не хакером, и в железе не шарил. Он забросил находку на полку, решив, что отдаст его Пете - знакомому сисадмину и мастеру-на-все-руки, разбирающемуся в компьютерной начинке - и вскоре забыл о нём.

Пока однажды телефон не зазвонил.


***

- В звёздной системе GVIII-486754 три планеты, пригодные для формирования, обнаружил разведчик, - сообщил Ансс, когда они с Ззо проделали весь длительный ритуал приветствия.
- Поистине прекрасна эта новость. Нечасто обнаружить столь многое удаётся.
- Но есть и плохие новости.
- Их мне сообщи же, - проворчал Ззо.
- Слишком плотной атмосферой, вызвавшей чрезмерный парниковый эффект, покрыта вторая планета от звезды. Очень долго формировать её придётся.
- Что же ещё две планеты?
- Разумными существами уже населена третья планета от звезды. И о невозможности контакта с ними сообщает Ядро.
- Столь некстати эти запреты! Но ведь есть ещё одна планета? Или уже заселили её эти существа?
- Нет, ещё только выходить в космос начали эти теплокровные с четырьмя конечностями. Но уже занята, хоть и не населена, четвёртая планета от звезды. Владеют ею Лидану.
- Зачем нужно Лидану занимать планету, если жить там не собираются они? - удивился Ззо.
- Загадкой остаётся это. Возможно, вступить в контакт с теплокровными с соседней планеты втайне от Ядра хотят они.
- Отчего же сделать это нельзя нам, если можно им? Но в этом случае опередить их нужно.
- Нужно.
- Но размышления требует этот вопрос.
- Требует.
- Всеми тремя планетами не торопясь займёмся мы.
- Даже третьей планетой, населённой теплокровыми, запрещён с которыми контакт?
- Ею - в первую очередь.


***

Виктор не сразу нашёл источник звонка, лежащий в глубине полки с хламом. Номер абонента не отображался. Как тут вообще снять трубку? Виктор, без толку потыкав в экран загадочного телефона, проворчал вслух:

- Да включайся же ты!
- Алло? Привет, - отозвался из трубки странно знакомый мужской голос.
- Алло? Кто это?
- Я не... человек. Меня послали... издалека, - голос произносил фразы как-то странно, его интонация менялась от слова к слову, как на плохо смонтированной аудиозаписи. И где-то его точно Виктор раньше слышал...
- Шутить изволите? Вы хозяин телефона? Где вы живёте?
- Я с другого... неба. В другом... мире живу.

"Псих какой-то", - подумал Виктор, и похолодел, вдруг поняв, где раньше его слышал. Это был его собственный голос.

- Эй, что за шуточки? Вы записывали меня на диктофон и теперь воспроизводите мои слова? Но как вы так быстро подбираете варианты?
- Я автоматический... интеллект. Меня прислали, чтобы передать информацию и сделать запрос.
- Ого, программа-бот! А программерскими терминами ты хорошо шпаришь. Конечно, я их часто употреблял с друзьями и коллегами.
- Я не с земли. Я из другой... мир.
- Чего? С другой планеты, что ли?
- Да, с другой планеты. Ваши слова иногда не хватает.
- Ну, извиняй - космос не в сфере моих интересов. Тебя, значит, инопланетяне прислали? - проворчал Виктор, пытаясь вычислить, кто из друзей-программеров решил над ним подшутить, написал такого сложного бота и установил на телефоне дистанционную программу-клиент. Потому что сервер с нехилым искусственным интеллектом явно стоял где-то в другом месте. А скорее, даже человек где-то сидит и управляет разговором...
- Да, инопланетяне прислали. Зовут... - послышался высокий свист: "иссссиаи". - Мы имеем просьба.
- Слушайте, зелёные человечки, ээээ... иссиаи. Если вы решили вступить с Землёй в контакт, вам не я нужен, а кто-то из правительства. Я обычный программер - даже не из военной конторы.
- Это неважно. Мы пока... не вижу разницы. Мы оставили телефон, чтобы кто-то нашёл. Всё равно, кто.
- Блин, это обидно звучит! Получается, я просто случайно оказался в нужном месте в нужное время. Нет бы завернули тему, что избрали меня из-за мудрости, или потому что во мне типа течёт кровь древних магов. А так... настроение даже испортилось.
- Иссиаи всегда говорить истина.
- Короче, говорите, что вам надо? Контактеры... - проворчал Виктор, которому эта шутка начала надоедать.
- Нам нужно место, чтобы... поселился.
- Вы хотите вторгнуться на Землю, чтобы её заселить? Нет уж, извините, Земля занята. И люди будут сопротивляться. Знаете, как в фильме "День независимости": тыдыщ! Пыщ-пыщ!
- Мы не хотите вторгнуться на Землю, вы неправильно понял. Мы хотите одно место, чтобы приехать, пожить, уехать.
- Типа гостиницы, что ли? Как путешественники, которые останавливаются в хостеле, осматривают местные достопримечательности и едут дальше?
- Правильно, типа гостиницы как путешественники. Нужно место создать правильные условия для иссиаи. Называется - голос прошипел нечто вроде "осэйши". - А мы в ответ дадим людям много полезный информации. 

Подыграть шутнику? А что, если... нет, конечно, это глупо. Но, если эта программа действительно прислана инопланетянами, её предложение выглядит очень опасным.

- А где доказательства, что у вас мирные намерения? Вдруг мы вас пустим на Землю, а вы заразите всех людей каким-нибудь смертельным вирусом?
- Пустите нас, тогда увидите доказательства мирные намерения.
- Э, так дело не пойдёт! Расскажите сперва вашу полезную информацию - про какие-нибудь ваши супертехнологии. Я её заценю и тогда приму решение.
- Ядро запрещает передавать другие мир технологии. Мы можем рассказать про ваш солнце система. Про два и четыре планеты.
- Про Венеру и Марс, что ли?
- Да. Венеру мы превратим в пригодный для жить. А Марс занят... голос произнёс нечто вроде "лидану".
- Что?! Марс занят? Там же нет жизни, насколько я помню астрономию.
- Юридически занят.
- Что ещё за лидану? Ещё какие-то инопланетяне?
- Да.
- И с ними тоже можно вступить в контакт?
- Не надо вступить в контакт с Лидану. Они часто говорят ложь. Мы всегда говорят истину.
- Вы с ними враждуете, что ли? У вас какие-то коалиции, между которыми идёт война?
- Нет война. Иногда бывает конкуренция за ресурсы. Мы думаем, они хотят какой-то ресурсы земля. Но вам не надо с ними переговорить. Мы с ними переговорить и всё решить.
- Так же нечестно, - Виктор почесал затылок. - Вам можно вести с ними переговоры, а нам нет? Похоже, что... типа, вы хотите решить судьбу Земли у нас за спиной. Нет, я тоже хочу поболтать с вашими Лидану, и тогда уже решу, кого из вас пустить на Землю. От имени человечества, так сказать.
- Не надо поболтать с Лидану, они часто говорят ложь.
- А вы?
- Мы всегда говорят истина. Если вы поболтать с Лидану, мы найдём другого человека переговорить.
- В смысле, если я не соглашусь на ваши условия, вы найдёте другого переговорщика? Подкинете телефон кому-то другому, чтобы он вступал с вами в контакт?
- Да.
- Ээээ, погодите, так нельзя! Я... мне надо подумать.
- Можете подумать, мы подождём. Главное - не рассказывайте другим и не делайте контакт с Лидану.
- Сколько?
- Сколько угодно времени, мы умеем ждать. Но мы будем напоминать о себе.


***

- Вить, ты чего тихаришься, будто в шпионском боевике? Шторы задёрнул, свет погасил...
- Мне, Петя, после появления этого телефона слышать про шпионов совсем не смешно.
- Телефончик у тебя и впрямь удивительный. Хочешь сказать, тебе его какие-то спецслужбы подкинули?
- Не томи. Ты разобрался, как он работает? - Виктор взволнованно ходил по комнате.
- Я его долго мучал, но вопросов возникло больше, чем ответов. Корпус никак не открыть, он очень прочный. Из какого-то сплава - похоже, вольфрам, титан и другая редкоземельная хренотень. Чего я с ним только не делал: молотком бил, в кислоту окунал - ничто его не берёт.
- Молотком?! В кислоту?! Ты с ума сошёл!
- Не волнуйся, он по-прежнему работает. Трезвонит постоянно.
- Трезвонит?! Ты брал трубку? - Виктор схватился за голову.
- Не-а, я не понял, как это делать. На всё нажимал и тыкал - ноль реакции.
- Молча нажимал?
- Ага. Хочешь сказать, он голосовые команды понимает?
- Да, там вроде искусственного интеллекта. Программа-бот, с которой можно говорить.
- Я подозревал, что он автономно работает. Потому что я его сунул в железный сейф, экранирующий мобильную связь - и он всё равно продолжал трезвонить. Такое ощущение, что там стоит программа, инициирующая звонки через определённый промежуток времени. Хочешь сказать, что это бот, с которым можно поболтать? А тест Тьюринга он пройдёт, как думаешь?

Виктор задумался. Тест Тьюринга - известная гипотетическая проверка на отличие компьютерного разума от человека. Если ты общаешься по Интернету с настоящим человеком и с ботом - сможешь ли по разговору отличить человека от робота? Если не сможешь, значит, искусственный разум достиг уровня человеческого. Ну, или почти достиг. "Интересно", - подумал Виктор, - "имеет ли смысл тест Тьюринга на отличие робота от инопланетянина? И кто будет его проводить?"

- Может, и пройдёт, хз.
- Мощная штука, - присвистнул Пётр. - А что за спецслужбы тебе её подбросили? Витя, рассказывай, во что ты вляпался?
- Я... я не знаю. Со мной вышли на связь... ну, через эту программу... спецслужбы исси... Израиля.
- Израиля?!
- Да-да. Они хотят забросить к нам агента, и им нужно, чтобы я, ну... подготовил ему штаб-квартиру.
- А с какого бодуна ты это должен делать?
- Так случайно получилось. Я подобрал этот телефон... И ещё они предостерегают меня от контактов со спецслужбами лида... Ливана.
- Ливана?
- Ну да. Израиль и Ливан же... ну, они сейчас не воюют, но у них сложные отношения друг с другом. Они ведут переговоры и попутно засылают к нам агентуру.
- Вот жопа. И что ты собираешься с этим делать?
- Я не знаю, Петь! Может, ты мне что-нибудь посоветуешь? Я не знаю, насколько дружественные намерения у Израиля по отношению к нашей плане... стране. Они говорят, что хотят просто обменяться с нами информацией, но что за этим стоит? Я не знаю, не враждебные ли намерения у Ливана. Израильтяне говорят, что Ливану нельзя верить - но ведь это тоже может быть ложью! Может быть, как раз ливанцы - наши друзья, и надо скорее выйти с ними на связь? А может быть, Израиль и Ливан собираются объединиться против нас и ведут переговоры именно об этом?
- Чёт мне кажется, что об этом должна болеть голова у наших спецслужб. Сдай им агрегат, и вся недолга.
- Не, я ФСБшникам не доверяю. Во-первых, там много тупиц. Во-вторых, у них как раз могут быть засланные казачки - и телефончик может нечаянно попасть к ним. В-третьих, они не понимают, что такое искусственный интеллект и каковы границы его возможностей. Что, они его пытать будут, чтобы выведать, зачем его прислали? Смешно! Я программер, и то не знаю, что с ним делать.
- Поэтому тебе нужен мой совет?! Ну уж нет, Вить - я, честно говоря, последние десять минут думаю, как поскорее отсюда свалить. Ты сам вляпался в это дерьмо, и теперь сам его расхлёбывай.
- Но ты обещал помочь!
- Неее! Ты, конечно, мой друг, я тебе обещал помочь с телефоном, и я своё слово держу. Если будут ещё проблемы с этой штукой, обращайся. Если сюда сейчас влезет киллер, я тебе тоже помогу от него спастись - потому что иначе он и меня грохнет как свидетеля. Но ты не предупреждал, что у тебя такая подстава с иностранными агентами! Разбирайся с ними сам - это твоя ответственность и твой выбор.


***

Ветер шумел в кронах деревьев, нежаркое осеннее солнце освещало тропинку, уходящую в чащу, палые листья шуршали под ногами. Сперва идти по лесу было легко и приятно, но, когда они свернули с тропинки и начали лезть через бурелом и болото, Пётр запротестовал:
- Куда мы прёмся? Так заблудиться недолго.
- Не волнуйся, у меня навигатор здесь ловит. А нам надо отойти подальше, иначе телефон слишком быстро найдут. Вот зараза, сейчас опять будет трезвонить!

Виктор поморщился - регулярно повторяющийся резкий звон раздражал его всё сильнее. На них и так в электричке все смотрели как на моральных уродов и ворчали: "Почему трубку не снимете, вы людям мешаете..." Они молча ждали, пока звон стихнет, а потом Пётр спросил:

- Но почему лес?
- Я сперва хотел выкинуть его на свалку, но понял, что там его может найти какой-нибудь бомж и снять трубку. Не, я человек толерантный и понимаю, что среди бомжей попадаются мудрые люди, глубоко видящие суть мироздания и смысл жизни - но мне эта идея всё равно не понравилась. Пусть его лучше найдёт любитель грибов Васильич с соседнего участка.
- А ещё лучше, если никто не найдёт?
- Ага. Я думал бросить в реку, но вода там что-нибудь разъест. Конечно, ты его в кислоту окунал, но мало ли, коррозия... И тогда исси... израильтяне могут обнаружить, что телефон сломан, и прислать новый - неизвестно куда и кому.
- Израильтяне-инопланетяне, угу. Ты мне-то лапшу на уши не вешай со своим Ливаном.
- Что? Петь, ты о чём?
- Я, может, и не профессиональный программер, как ты - но понимаю, что поместить интеллект, сравнимый с человеческим, в маленькую коробочку, никто на Земле не в состоянии. К тому же, доверить столь важный контакт левому челу вроде тебя могут только существа, абсолютно не разбирающиеся в людях. Нелюди, короче.
- Очень смешно.
- А я, между тем, говорю серьёзно.
- Ну ладно, да: телефон мне подкинули инопланетяне. Хотя я до сих пор подозреваю, что это какой-то розыгрыш.
- Эх, Витя, если бы ты думал, что это розыгрыш, не сдрейфил бы так. А ты сдрейфил.
- Петя, не тебе говорить о трусости: ты отказался даже помочь мне принять решение.
- Ты хотел разделить со мной ответственность за своё решение. Это как-то неправильно.
- А если я сейчас просто отдам тебе телефон, насовсем - возьмёшь? И ответственность будет полностью твоя.
- Я... дай мне подумать. И расскажи сперва, почему ты решил от него избавиться?

Виктор задумался. После нескольких бессонных ночей он, наконец, нашёл нужные слова, чтобы убедить самого себя. Но смогут ли они убедить других?

- Этот телефон был для меня большим искушением. Очень большим. Понимаешь, это архетипическая тема, сидящая в каждом из нас: ты обыватель, жизнь которого скучна и сера - и вдруг нашёл чудесный артефакт и стал избранным, и вершишь судьбы миров. Как Бильбо нашёл кольцо, как Гарри Поттер нашёл сову с запиской... А потом надо принять решение, от которого зависит всё. Ты отчаянно боишься, но потом находишь в себе силы и мудрость, и действуешь, и всё заканчивается хорошо. В сказках. Но у нас с тобой реальная жизнь, Петя. А в реальности...
- А в реальности ты струсил.
- Хорошо, можешь считать это трусостью, можешь осуждать. А ты думаешь, отказаться от телефона мне не страшно? Иметь такой шанс - и потерять своё волшебное кольцо, свой пропуск в мир чудес, и вернуться в беспросветные серые будни - быть может, уже навсегда? Нет, Петя, это ещё страшнее.
- Но почему?
- Потому что я недостоин. Я нашёл его случайно, а не потому, что я избранный, что готов принять это решение. Но я и в самом деле не готов - у меня слишком мало информации. Я могу принять иссиаев, я могу отказать им, я могу попытаться связаться с Лидану - и каждое из этих решений может стать для Земли великим шансом, а может погубить её. Я не хочу играть в русскую рулетку, в которой на кону стоит всё человечество.
- Ты же сам говорил, что ты программер и понимаешь в искусственном интеллекте. Уже это делает тебя лучше других.
- Но этого недостаточно, Петя. Всё равно слишком мало информации.
- Ты мог потянуть время, мог попытаться собрать информацию...
- Но это бы всё равно не дало мне право решать судьбу Земли. Пусть лучше этот телефон найдёт кто-нибудь другой - а я посмотрю, станет ли он более достойным. Я ведь прикрепил на него жучок... что ты на меня зенки таращишь? Как видишь, не только ты немножко шаришь в софте, но и я в железе. Да, жучок, который включится, когда кто-нибудь подберёт этот телефон. Надеюсь, это произойдёт нескоро. Надеюсь, я сумею к этому времени получить как можно больше знаний по астрономии, по экзобиологии, по теории игр и конфликтных процессов, по психологии, по искусственному интеллекту. Я буду искать сторонников контакта с иным разумом. Я подниму эту тему на государственном уровне, буду писать книги, статьи о контакте. И со временем, возможно, я смогу помочь этому человеку, что-то подсказать... но решение всё равно будет принимать он. Хотя я надеюсь, что трубка будет снята не при моей жизни.
- Угу, а передать право выбора неизвестно кому - это, значит, не рулетка?
- Петя, ты возьмёшь телефон себе?
- Нет.
- И я тоже не смогу слушать эти звонки, понимая, что в любой момент могу ответить. Это слишком тяжёлое испытание для моей психики.

Маленькая коробочка громко и настойчиво трезвонила, когда два человека молча закапывали её в кучу прелых листьев, а потом развернулись и пошли прочь - быстро, пытаясь удержаться от того, чтобы обернуться и запомнить это место. Через несколько шагов слабый пригушённый звук уже не был слышен.

А телефон продолжал звонить, ожидая того, кто найдёт его и поднимет трубку.


Рецензии