Судьба семьи - судьба страны

 
        Судьба семьи Екатерины Павловны, ветерана педагогического труда  - это судьба не только детей войны, но и семьи репрессированных,  переживших горе и страдания.  Она долгие годы   живет в городе Балашов Саратовской области, рядом  с ней дочь, внучка, правнук.   А  родилась и провела детские годы на севере Урала в поселке Богатырево, где на поселении  находились ее политзаключенные родители Павел Митрофанович, Валентина  Ивановна и она со своими братьями и сестрой.
        Как  ее семья  оказалась  на севере Урала?
       Родной дед Кати, донской казак  Митрофан  Горобцов с женой Марфой и пятью детьми жил довольно бедно. Разбогатеть помог счастливый случай. Ехал  на базар за продуктами для своей большой семьи, неожиданно на дороге увидел сумку с  документами и большой суммой денег, сменил маршрут,  в полицейской управе  честно сдал   находку.  Через несколько дней его вызвали в ту же управу, где он увидел  богатого купца, который внимательно посмотрел на своего спасителя, и они расстались.  Прошло время, и вдруг, во дворе Митрофана оказался  обоз с телегами, груженными стройматериалом для паровой мельницы. Так отблагодарил  купец казака и сделал   его хозяином паровой мельницы. Для работы на мельнице он нанял работников, прикупил земли,  дал образование детям. Его сын, Павел Митрофанович, отец Екатерины, окончив коммерческое училище, стал бухгалтером, служил в армии,  в Средней Азии боролся с басмачами  в двадцатые годы 20 века.   
Годы, вы двадцатые годы.
Как не вспомнить мне,
Шашка - верная подруга,
Белый шлем на мне.            Горобцов П.М.
        Вернулся молодой казак в родную станицу,  занялся крестьянским трудом, помогал отцу на мельнице, из бедной  семьи взял  в жены красавицу Валентину Ивановну,    у них родилось два сына. Но началась коллективизация, раскулачивание  крестьян, под него попал  отец, Павлу предложили отказаться от родителей,  работать в милиции, но он выбрал  другой, очень трудный путь,  последовал  за отцом и матерью  в ссылку.   С малолетними детьми оказался на  севере Урала в лагере политзаключенных, таких вокруг было много.  Кругом тайга, мороз, вьюга. Жили  в большом бараке, одну семью от другой разделяли простыми тряпками. Работали на лесозаготовках, лапти быстро изнашивались, рукавицы превращались в тряпки, вечером всех ожидала одна печка – буржуйка, на которой каждый  согревал воду  для чая, она же  для многих  была и едой.
И вдруг разразилась буря,
Ветер крыши срывал.
Люди метались повсюду,
А кого-то далеко угонял.  Горобцов П.М.
          Со временем Павла, как человека со специальным  образованием, перевели на  работу  бухгалтером. Его родители жили в соседнем бараке, навещать  их могли лишь  по ночам, передавали, по возможности, съестное, но пожилые люди не выдержали голода, вскоре умерли,  их похоронили  на кладбище,  рядом с бараками.
              К концу тридцатых годов отца освободили от конвоя,   семью отправили на поселение в соседнее село Богатырево, где  родилась Катя. Они пережили страшный голод, от которого спасали местные жители. У  Валентины Ивановны родилось десять детей, выжило восемь, включая Катю.
           Реабилитация пришла в 1954 году, но с большой семьей    вернулся в родные края лишь в 1958 году. Несмотря на все трудности, все дети получили образование. Алексея Павловича, старшего брата Кати, по окончании института железнодорожного транспорта, направили в город Балашов, Саратовской области, где он возглавлял  дистанцию пути, позднее,   стал председателем горисполкома. Вслед за ним в город переехали  братья,  сестры. Екатерина окончила Балашовский пединститут, три года  учительствовала в Западной Сибири, затем вернулась в Балашов и всю  дальнейшую жизнь связала с городом. Учительствовала, вышла замуж. Перевезла жить в свою семью престарелых родителей; два первых года  размещались в однокомнатной квартире, затем получили большую, в ней  родители прожили свои последние годы. Отец писал стихи, сохранилась целая поэма о  жизни своего поколения.
Все прошло, что было,
Что было так и не так.
Теперь идем одной дорогой.
И шагаем, кажется, в один такт.    Горобцов П.М.
          Не смотря, на перенесенные  лишения и трудности, родители Кати оказались долгожителями, но давно покоятся на воинском кладбище города:  Павел Митрофанович прожил 83 года,  Валентина Ивановна – 86 лет.
           Прошли годы. Екатерина Павловна,  до ухода на пенсию, 40 лет была  учителем   одной школы,  завучем по воспитательной  работе,  классным руководителем  нескольких классов, многие выпускники получили от нее хорошие  знания немецкого языка, через ее заботливые руки прошли сотни  воспитанников, ставших взрослыми людьми. За  труд имеет награды. Ушел из жизни муж – Вадим Борисович, коллега по работе, перенесший подобные трудности в своем детстве. Учителем стала дочь Ирина Вадимовна, выросли два внука, подрастает правнук. Она поддерживает  тесную связь с семьями родных братьев и сестры, ее квартира постоянно открыта для друзей.
            Все ужасы, которые пришлось пережить  ее родителям,  дедушке, бабушке, самой Екатерине,  братьям,  сестре,    остались в далеком прошлом и больше не грозят нынешнему поколению.


Рецензии