Правильно ли мы говорим?

    Наши речь и письмо (тем более грамотная речь и грамотное письмо)  теснейшим образом связаны с понятием  “Логика”.  Если есть  л о г и к а  в нашей речи или письме, значит есть и  с м ы с л   в сказанном,  и значит мы говорим (пишем) грамотно и правильно. А если логика или/и смысл отсутствует, то ни о каких грамотности и правильности речи быть не может.
    Такие мысли мне приходят каждый раз, когда я натыкаюсь на вопросы типа “Правильно ли мы говорим?” или “Как правильно сказать?”
      Особенно меня умиляют вопросы связанные с “правильным” ударением в словах. А вопрос по поводу  “звОнит или звонит” - вообще является мерилом степени нашей грамотности, интеллекта, компетентности, интеллигентности и т.д.
     А что по этому поводу можно сказать с точки зрения логики?
    Для выяснения попробуем (логично) ответить на несколько простейших вопросов типа “Как правильно сказать?

                1. Как правильно сказать?

 Как правильно сказать, рука или нога?
На такой вопрос рассмеётся даже ребёнок. Ведь это же элементарно! Это же два совершенно разных слова, поэтому всё зависит от того, о чём конкретно ты хочешь сказать. Если хочешь сказать о руке, то правильно будет “рука”, а если речь о ноге, то - “нога”! Поэтому  правильно-неправильно тут не при чём!

 Как правильно сказать: зАмок или замОк, трУсы или трусЫ, вИски или вискИ, копИ или кОпи, лЮбите или любИте, звоНок или звОнок и т.д.
Ребёнок может и не сможет ответить, но взрослый рассмеётся (как ребёнок в предыдущем случае) и скажет
Это же элементарно, Ватсон! Это  же  р а з н ы е  по
смыслу слова, порой относящиеся даже к разным частям речи! А специалист может  добавить, что такие слова называются  “о м о г р а ф ы”, и что в русском языке “ ударение не прикреплено постоянно к какому-нибудь определенному слогу (к первому, последнему, предпоследнему) или к определенной части слова (к основе или флексии) и в разных словах может находиться на любом слоге словоформы и на разных морфемах”.
Поэтому, как и в предыдущем случае,  всё зависит от того, о чём собственно речь: о змкЕ или зАмке, о трусАх или трУсах и т.д., и  правильно-неправильно тут совсем не при чём!
 Как правильно сказать: дАрит или дарИт, цЕнит или ценИт, вАрит или варИт, сВерлит или сверлИт?
   Тут даже не каждый грамотный сможет правильно ответить, поскольку это глаголы той же группы,  что и загадочная пара “звОнит-звонИт”.
    На него коротко но полно (что мне очень понравилось) отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета в статье “ЗвонИт или звОнит. Как правильно?”   По её мнению, “ Существует распространённое, но ошибочное представление о том, что язык долго развивался — или даже создавался — и, достигнув пика своей эволюции в советское время, застыл в идеальном состоянии. Во многом это связано с признанием партией только одной официальной точки зрения, что и поселило в головах людей мысль о единственном (“правильном”, добавлено мною)  ответе на любой лингвистический вопрос.”
     Если раньше  говорили  дарИт, ценИт, варИ, сверлИт, то теперь, развившись и достигнув пика, правильнее говорить   дАрит, цЕнит, вАрит, сверлИт.”
      Но, по мнению автора статьи, процесс развития русского языка не остановился! Перенос ударения в подобных глаголах со второго слога на первый продолжается. Поэтому “... рано или поздно слово звонит сместит ударение на корень и войдет в словари в таком «возмутительном» виде “звОнит” !

                2.   Так всё-таки он звОнит или звонИт?

    На самом деле, перед нами нормальный процесс развития.  У части подобных слов уже перенесли ударение со второго слога на первый,  но “Во всем этом мракобесии остался один островок надежды — вечное, верное традициям ударение в слове звонит.”! (Есения Павлоцки, там же)
Лучше не скажешь!

   Так что, по мнению специалиста-эксперта, требование говорить “правильно”  звонИт вместо звОнит -  это показатель не высшей грамотности, компетентности и интеллигентности, а элементарного “м р а к о б е с и я”!

                3.   А что Кириллица?

            Если заглянуть в церковные кириллические тексты,  то мы проблем с расстановкой ударения там не обнаружим. Причина в том, что Кириллица имеет   р у н и ч е с к о е   происхождение, она создавалась на базе  рун Рода. Поэтому её  грамматика и правописание   исходят из рунических правил, которые порой очень сильно расходятся с правилами современного русского языка.
    Для того, чтобы выяснить, насколько они расходятся, проведём некоторые сравнения…
 
    Как известно,  каждый письменный знак (руна, буква) выступает одновременно в трёх амплуа:
знак - идиома. Каждый письменный знак должен нести (символизировать)  некую мысль, идею, информацию. Это их   г л а в н а я  функция  (цель, задача)! И это очевидно, т.к. бессмысленные знаки, не несущие никакой информации, в письме никому не нужны! По этой причине  знаки-идиомы  называют еще   с м ы с л о в ы м и  или руническими..
 
 знаки-графемы. Каждый  графический знак, очевидно тесно связан с идеей-смыслом знака.  Письменные знаки  своей графикой, должны максимально отражать идею-смысл знака. Это их   в т о р а я  (!)  функция.


знак-фонема. Поскольку написанные тексты желательно ещё и озвучивать, то каждой руне (смысловому знаку) приписывают определённый звук, и ключевое слово или несколько ключевых слов. Ключевое слово - это название буквы и начинается  со звука данной буквы. оно, как правило, тесно связаны с  графикой и  идеей знака, раскрывают его внутренний (сакральный)   с м ы с л . Например: это известные нам А-з, Б-уки, В-еде, Г-лаголи, Д-обро…  Причём, в каждом руническом алфавите, ключевые слова  строго закреплены за каждым знаком, “канонизированы”, узаконены! Их заменять-подменять недопустимо! Иначе связь между звуком, графикой и  смыслом теряется...
   Это правило даёт прекрасную возможность вникнуть во внутрений (сакральный) смысл любого слова, в том числе и незнакомого.  Для этого достаточно буквы слова заменить их ключевыми словами. Возьмем, например,  слово  “ГОСПОДЬ” и распишем его по буква, получится - Глаголи Он Слово Покоя Он Добро Есть Рцы. Если учесть, что “Покой” означает нечто вечно неизменное, типа вечные Истины, то получим, что Господь - это Учитель вечных Истин, или истин Вечности…
     Таким образом,  главная задача рун и рунических букв  -  это нести, хранить  и передавать  некие  идеи, мысли, смысл, информацию! А их графика и звук - это  их второстепенные функции, Образно говоря,  это “бесплатное приложение”, предназначенное  “для поддержки штанов”!

   А вот в современном русском языке, подход совсем иной. Здесь, можно, сказать всё наоборот, вывернуто наизнанку! Здесь на первом месте стоит буква- ф о н е м а , означающая   з в  у к , не несущий обычно никакой идеи-мысли-смысла, например: А, Б, В, Г, Д, ... ЁПРСТ и всё!  По этой причине у таких букв  отсутствуют и “канонизированные” ключевые слова. Любой умник может любой  букве прилепить  любое слово, начинающееся на данную букву.  Обычно на букву “А” предлагается “А-рбуз”...  на букву Б - Б-аран, Б-арабан, Б-анан,... на букву В - В-иноград, В-орона, В-ишня и т.д….  Все буквы привязаны только к начальному звуку слова. Никакой логикой подбора “ключей” тут и не пахнет.
    На втором месте обращают внимание ещё на графику. Букву исследуют-оценивают как графему. Если буквы пишутся одинаково, значит и буква одна и та-же, значит кто-то у кого-то списал! А то, что они несут разный смысл, никого уже не волнует.
     Соответственно буквы, как буквы-идиомы, никого не вообще интересует. Поэтому и смысл слов толкуется произвольно, без привлечения логики, бездоказательно, спекулятивно...

                4.    Слоги Кириллицы
   
     Рунические буквы Кириллицы делятся на две группы - гласные и согласные. Гласные выполняют руководящие функции, они   г л а с я т  (предписывают, указывают, приказывают) что нужно делать, а согласные выполняют соответственно  исполнительные функции, они с о г л а с н ы   исполнять  (и исполняют)  действия, предписанные гласными…
     Поэтому группы букв, включающие гласную и  одну или несколько согласных, представляют собой  особые  минимальные логические самостоятельные образования “слоги” (Слово-”Лог”-Иже). Таким образом, теоретически, основой  “кирпичиками” логической речи (и письменности) являются именно слоги! Именно из слогов слагаются слова, выражения и предложения.
      Но так дело обстоит не во всех письменностях. В некоторых алфавитах (консонантного письма), например, в финикийском, имеются   т о л ь к о   согласные буквы, а “значение  гласных остаётся на понимание читателя.” (Википедия).
     А в других алфавитах (слогового письма), в качестве рун-букв применялись   т о л ь к о   слоги.
     В таком случае становится понятным, почему Кирилл, когда обнаружил Апостол и Евангелие, писанные русскими письменами, очень удивился-восхитился, что в них имеются  г л а с н ы е   и  с о г л а с н ы е !
    
                5.    Слова Кириллицы
   
       Рунические слоги, как и все прочие слоги слагаются в слова. Но в отличие от “прочих”,  слоги Кириллицы, как и рунические,  обладают очень большим “суверенитетом”. Практически  л ю б о й   слог, независимо от места расположения в слове, может быть главным, ведущим,  у д а р н ы м , передавать главную, ведущую мысль слова.  Перенос ударения на другой слог (другие слоги), означает перераспределение “обязанностей” между слогами данного слова,   и   з а м е н у  одной главной, ведущей мысли на другую,  а значит и изменение смысла слова. По этой причине ударению в Кириллице придаётся настолько большое значение,  что его проставляют  в каждом слове.    Да и самих ударений в Кириллице несколько типов:
Оксия  = О-К Слову-Иже-Я(Йа).  Руна Оксия  указывала, в каком именно слоге находится “исток”- начало информации данного Слова, вытекающего из глубин “Й-краткого - пространства. Поэтому это острое ударение ставилось в начале или середине слова.
Вария = В-Ар-Иже-Я = Я Есть место перехода Слова В Ар (Арье, Ареал обитания).  Оно тоже острое, но ставится  в конце слова.
Камора = К-Ам-Он-Ра. Ставится на ударном звуке для отличия от сходных в написании форм единственного и множественного числа...
Кроме этого имелись знаки “краткости” (дуга, как над “Й”) “придыхания”, “ерик”, “камора” и т.д., которые тоже уточняли смысл слова, и уточняли правила произношения слов.

                5.    Важность слога в Кириллице
 
       Чтобы не быть голословным, в заключение хочется показать как значения букв и слов помогают нам раскрывать смысл русских терминов, их логическую связь с буквами и слогами…
    Например, посмотрим, как связаны между собой названия главной русской реки “Ра” и “Волга”?
  Для удобства изобразим слог “РА”  на отдельном (кириллическом) круге и выделим синим цветом (рис.1). Тогда остальная часть круга (красная) будет называться соответственно - “Ар”, и обозначать пространство (ареал), где  располагаются все остальные сущности кириллического круга (рис.3).
    Если к  “Ар” прибавим знак рождающего женского начала “Ь” то получим  название кириллической буквы “Арь”. Она  состоит из вертикальной черты (столпа), символизирующей сложившуюся уже иерархию управления кругом и  чёрточки, соединяющей верхнюю точку столпа (“Р”) с “А”, и описывает функцию “Ра”, как рождающую Ар-ареал (тот же Ра).
 В таком случае в точке “Р” осуществляется переход “в Арье” и обозначается руническим знаком  “В Арье” (в Арь-Есть).  Так что  все между собой по смыслу  сходится и совпадает!
    Соответственно все сущности области Ар называются Арами (Ариями, Арийцами). Если под ареалом подразумевается Земля, то Арии переводится, как земляне.
    Сегодня нам известны в основном только Д-Арийцы (правители) и Х-Арийцы (жрецы), но в принципе арийцы имеются на любой ступени кириллического круга, например:
 на первой ступени “А”  обитает первочеловек, первоарий  А-Ар(он) - Аарон.
на второй ступени В-Ар (Вары) обитавшие на Урале,
и т.д.
   Особую группу Ариев над-человеков составляют, арии ступеней Ци, От и Пси, расположенных над кириллическим кругом.   Это соответственно Ц-Арь или Цари, с которыми прекрасно знакомы;  От-Арь, который пасёт своих овец, встречается нам в Библии и Псарь, видимо  представитель из созвездия Пса, о котором даже рунисты молчат…

   А на рис.2 в таком же ключе я изобразил слог “Ол”. Это первая, управляющая половина круга, половина Власти, от высшей (нулевой) точки “Он”, и до 12-ой  точки “Людие”. Если учесть, что начальный путь, или начало пути, обычно рунически обозначается слогом “Га”, то “Волга” или “В-Ол-Га” будет обозначать начальный путь в Ол. Это тот же “Ра”, только в более конкретном описании. Это не просто начало, а  вхождение во власть !...


Рецензии
Здравствуйте, Александр!

С интересом прочитал. Спасибо!

«Если есть л о г и к а в нашей речи или письме, значит есть и с м ы с л в сказанном, и значит мы говорим (пишем) грамотно и правильно. А если логика или/и смысл отсутствует, то ни о каких грамотности и правильности речи быть не может».

С логикой существуют большие проблемы. Она уже давно вне закона:)). Беру с полки книгу: Н.Виноградов "Логика. Учебник для средне школы" Москва 1948. Хороший учебник. Вспомним историю вопроса. ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза. Но разум торжествовал недолго:)) Уже при Хрущеве в 1955 логика и психология окончательно исчезли из школьной программы. Новое властное сословие сочло логику и психологию опасной и вредной для советского школьника:)) СССР уже давно нет, а логику и психологию в школу так и не вернули:)) Незачем юношам и девушкам уметь различать причину от следствия, учиться доказывать и опровергать:)) Поэтому любая неопределенность с неявными причинно-следственными связями вводит человека в состояние когнитивного диссонанса. «Королевский яд» (коронавирус) прекрасно это подтверждает.

«слоги Кириллицы, как и рунические, обладают очень большим “суверенитетом”. Практически л ю б о й слог, независимо от места расположения в слове, может быть главным, ведущим, у д а р н ы м , передавать главную, ведущую мысль слова».

По-моему, совершенно правильная мысль. Здесь важно, что человек принимает за точку отсчета в конкретном случае. Грубо говоря, какой логос он выбирает. Если использовать ваш пример: дарийский , харийский и так далее. Естественно, если у человека другая система координат, то и логосы у него будут другие.

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   26.04.2020 12:09     Заявить о нарушении
Да, Александр, такой учебник я даже видел у своих старших родственников, они их в школе изучали и даже экзамены сдавали. В интернете утверждают что был ещё и такой предмет (и учебник) как "Основы красноречия". В нём учили как правильно, грамотно и логично строить свою речь. Я их всех нашёл в интернете. Спасибо за подсказку.
Теперь я смогу не только писать об этом но и сам почитать :-)

С уважением

Александр Скороходов   27.04.2020 08:09   Заявить о нарушении
Кстати, нас в университете, в рамках каждой курсовой работы, тоже безжалостно мурыжили "основами красноречия". Каждый термин проверяли "на точность". Не дай бог если вместо "протереть т к а н ь ю", студент написал "протереть м а т е р и а л о м". Сразу спрашивали -"Каким материалом? Пиломатериалом? Доской, например?
Требовали, чтобы читатель мог понять написанное только так, как хотел автор. Если только замечали возможность иного толкования заставляли переписывать...

Александр Скороходов   27.04.2020 08:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.