Однажды в России
… «Однажды, в России, я был свидетелем ожесточенной распри между двумя крестьянами, отцом и сыном.
Сын кончил тем, что нанес отцу нестерпимое оскорбление.
— Прокляни его, Васильич, прокляни окаянного! — закричала жена старика.
— Изволь, Петровна, — отвечал старик глухим голосом и широко перекрестился…»
Вроде бы незначительная бытовая сценка из крестьянской жизни, свидетелем которой был признанный во всём мире автор изложения.
Но вот что поразило меня в этой сценке:
во-первых, простая крестьянка обращается к мужу по отчеству его, уважительно – Васильич; таким же образом, с почтением, и муж отвечает своей жене – Петровна;
во-вторых, в конфликте между отцом и сыном, в котором её сын наносит своему отцу, её мужу, на глазах жены и матери нестерпимое оскорбление – женщина решительно встаёт на сторону мужа;
столь решительно, что требует от мужа своего высшего наказания – проклятия – для сына, ею рождённого и выращенного;
заметьте, на первом плане у простой крестьянки не слепая материнская любовь, а ценности общечеловеческие, нравственные и духовные основы их общества – почитай отца своего…
и обратите внимание на то, как мать сына своего назвала – окаянный! То есть Каину подобный, то есть поступающий не по-божьему…
и в-третьих, получивший в ходе ожесточённой распри нестерпимое оскорбление от сына своего на глазах жены своей, матери сына своего, простой крестьянин ведёт себя высокодостойно, не теряет облика человеческого и духовно-морального, не пускается в ответные оскорбления или крики…
и прежде чем вынужденно ответить на оскорбление сына и требования своей жены, что делает этот простой человек? Он перекрестился – то есть попросил прощения у Бога за свои дальнейшие действия.
Да, отец высказал проклятие сыну своему. Но каково было это проклятие, как оно было произнесено – это отдельная тема для размышлений, для обсуждений…
Прочтите сами, друзья мои, это великое стихотворение великого автора. Соотнесите, не лукавя, с бытовыми картинками в собственных семьях, в среде своих знакомых…
И ответьте сами себе: а мы – простые люди сегодняшние – лучше ли их, простых людей вчерашних?
25.04.2020
Свидетельство о публикации №220042500490
Но всё-равно верю, что хорошего, доброго в межчеловечном больше. Любовь долготерпима и мудра. Иначе жизнь на земле напрасна и бессмысленна.
Владимир Юрьевич, спасибо за зёрна истины.
Натали Фаст 25.04.2020 10:54 Заявить о нарушении
Когда читал Ваше "Любовь долготерпима и мудра", мысленно хотел изменить начало Вашей фразы... но вспомнил: "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8). Так что, верная Ваша фраза!
Всё будет хорошо!
Но, читая Тургенева, больше задумался не о Божьих законах, а именно о простых людях, о народе патриархальной России... мамины рассказы о жизни в деревне, о дедах и прадедах своих вспоминал - многодетные семьи, уважение в семье... трудно жили, но правильно... пьянства не было - некогда было пить: "в поте лица своего ели хлеб свой"... и "не укради" блюли - даже дом, выходя, не запирали снаружи - палочку в кольцо дверное вставляли и всё - как знак пришедшему "дома никого нет, не заходи" - и не заходили чужие...
Владимир Юрьевич Соколов 25.04.2020 13:23 Заявить о нарушении
Натали Фаст 25.04.2020 15:11 Заявить о нарушении
2.В сословии только рабоче-крестьянском практиковалось обращение друг к другу именно с произношением только отчества :- Привет Петрович,Здравствуй Агафоновна. -
Это не полное обращение применялось, только среди людей близких или при конфликтной ситуации , как допустимая фривольность ,но с сохранением уважения :- Петрович, Петрович,- сказала с укором, но добро Дарья куму,- набрался в зюзю и трава не рости.
Всё также ,как и в наше время , только стёрлась грань допустимых действий в разных сословиях.
С уважением...
Сергий Бриз 26.04.2020 10:45 Заявить о нарушении
Не стоит их пугать цензурой
Иначе строки ягод скиснут
Фантазией в дали лазурной.
С уважением
Сергий Бриз 26.04.2020 11:25 Заявить о нарушении