Запись пятьдесят третья. Толпою скорбной...

30.07.2003 Сегодня была Наталья Ч. в гостях. Увлекается танцем живота. Совсем наши дороги разошлись. Рассказывает, как измучалась приходом к ней поэтических строк:
- Такой это ужас, я со страхом жду - вдруг опять налетит. Пришла строка, пока карандаш с бумажкой нашел - все исчезло. Слова помню - а стиха нет, строки нет, и так тяжело ее вспомнить. Так это одна строка, а когда все стихотворение - пришло, шедевр, чуть подправить... А тут отвлекся и все ушло, и ходишь днями, талдычишь в уме, чтобы вспомнить, а все! И таким себя несчастным чувствуешь - даже с потерей кошелька не сравнить. Те деньги можно скомпенсировать, заработать, а тут понимаешь - все, безвозвратно. Поэтому - нет, не идут стихи, пропал дар, и слава Богу!"

19.09.2003  Вторая встреча в новом сезоне на «Томском Автографе». Тема - летние заготовки.
Опять расчитался Желноровский, еле О.Г. его остановила.
О чем стихи? Да ни о чем, вообще-то! Восхищение летом, осенью, природой, свои мироощущением, и все-то намёки, что у него период «Болдинской» осени. И почти нет стиха, где бы ни упомянут был Пушкин. Ниренберг даже не выдержал: «Чего поминать всуе Гения?». Слегка обиделся. Но собою доволен. Мужской типаж Небараковскойской, только у той энергии еще на пятерых, а Вл.Петр. - тих и скромен, но как получит слово - остановить тяжело.

Дошла до меня очередь и я прочла рассказ Жени «За что спасибо?». Очень  Татьяна Николаевна Митренина отозвалась - уже на улице (она вообще очень редко говорит, все скромненько сидит). Так про рассказ сказала: «Очень понравился и в художественном плане, а особенно своей гуманистической основой: и аромат, и зонтик над женщиной. И очень много вызвал, и много что есть у меня сказать, но, к сожалению сейчас идти пора..."
 
Галина Сергеевна пришла после болезни, тоже прочла два стихотворения - про лето и стихотворную басню про двух лягушек, упавших в банку со сливками. Насторожила сомнительным утверждением, что только недавно услыхала эту притчу. Да неужели дожила до 65 лет, нигде не услыхав эту басню?

Хорошее стихотворение про лето (сбор грибов) у Виктора Борисовича Ванштейна. Но как он читает! Мука слышать - запинается, экает. И самовлюблённость - метр с кепкой, остальное – самомнение. «Я бы Толстому руки не подал!» Я ему: «А он - вам?» Руки бы Толстому не подал! Провинился Л.Н. перед ним - «потомком брата Иисуса Христа»!
 
А в начале был рассказ Лены Клименко о писательском семинаре. (Так жалко, что нет тут Жени!). Оказывается, на семинаре рассматривались и разбирались рукописи авторов (не членов Союза, хотя Дима Коро свою представил и получил очень нелицеприятный разбор). Лена тоже подавала свою «В подстрочнике мая», ей даже пообещали рекомендацию в Союз.

У Жени уже две весомые книжки - «Тонкая тетрадь» и «Чудный разговор». А если собрать все, выбрать самое безукоризненное, издать отдельной книжечкой с хорошим тиражом - то получилось бы вполне читабельно и намного серьезнее, чем у многих. Жалко! Быть бы Жене здесь пусть томским, но писателем. А там? Пропадает талант!

26.09.2003 На «Автографе» обсуждение нового стихотворного сборника Лены Клименко "В предвестии мая". Лена его мне давала в августе «познакомиться». Понравилось. Стиль - не мой, но есть очень трогающие стихи и почти все понятно. Мотивы - как всегда: готовность к счастью, но никто не видит, поэтому разочарование и даже насмешки.

Очень хорошее было обсуждение, хотя половине аудитории явно поэзия Лены не понятна. Торощин так и выразился: «Много не понятно».
Лена читала сама, как всегда затаенно заранее ощетинившись, мол, понимаю, что вам не эти стихи нужны, но я пишу так - как хотите, так и принимайте. Кто-то ей сделал замечание за неважную дикцию (Оксенова, Вайнштейн), кто-то за сбой ритма, но как всегда доброжелательна была Стусь, О.Г., Митренина... Все отозвались, но искренних выступлений было мало, т.е. все боялись сказать, что то, что они слышали, вообще-то, им кажется, что «король голый». Все разливались вокруг мелодичности, душевности, настроения. Даже выдали, что стихи традиционны.
 
Леший знает, мне неизвестно, что скрывается за традиционностью, хорошо это или плохо. Но то, что в стихах очень хорошо выражены чувства, которые обуревают автора, только Ольга Геннадьевна да Нина Анатольевна Стусь и подчеркнули.

 ***
Толпою скорбной и безмолвной,
Как стадо коз на водопой,
Шли люди, в чемоданах полных
Неся, что взять могли с собой.
 
Всё шли и шли. Печально. Строго.
В лапсердаках и пиджаках.
Шли в шляпах, с пейсами и много
Детей держали на руках.

Так страшно было, что колени
За разом раз давали сбой.
Шли рядом бездари и гении
Одним путем, одной судьбой.

А вдоль пути безликой массой,
Бросая окрики «быстрей!»,
Стояла, улыбаясь, раса
Полубогов... Полузверей.

2004 г.


Рецензии