Масоны

(Разворот из учебника по Русскому языку для второго класса)

«Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером…»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Стерильный = умственный натюрморт, в котором соединены множество противоположностей.

РАЙСКИЙ САД
Цветы садовые – сад – Райский сад (Адам – садовник). Вспомним традиционное изображение Рая. Посредине – Древо Познания добра и зла, а по бокам – Адам и Ева, у ног которых иногда изображаются мышка и кошка или олень и лев, которые мирно сосуществуют. В данном случае – это гусеница и щегол. Между ними сидит, расправив крылья, бабочка. Намекая на зеркальность «право – лево», двустворчатая бабочка одним крылом показывает на щегла, а другим – на гусеницу. На соответствующем месте иконы с изображением Рая, то есть на Древе Познания, помещается змий, про которого сказано, что он был мудрее всех других зверей.
Помимо этого, гусеница и птица соответствуют миру дольнему и горнему (будь это не щегол, а соловей и он бы символизировал романтического Поэта, а гусеница – чернь). Подобную аллегорическую пару обаполы Древа можно видеть, например, на картине Рафаэля «Сон рыцаря». Им вторят аллегорические пейзажи на дальнем плане.

ГУСЕНИЦА И БАБОЧКА
Другая пара – гусеница и бабочка. Они олицетворяют тело и душу. Гусеница ползёт по ветке, отвалившейся от букета – так человек когда-то отпал от Рая. Но когда-нибудь, в конце времён, он снова туда придёт. Бабочка прильнула к подножию букета – душа стремится в Сад (на картине она устремлена к капле росы). Бабочка вкупе с гусеницей – есть также символ прогресса и трансформации.
Срезанные цветы, как и душа-бабочка, также отсылают к смерти (или инициации). Капля росы на цветке – его душа (и слеза).

ТРЕУГОЛЬНИК
Гусеница ползёт влево, щегол смотрит вправо, бабочка устремлена вверх – вместе они образуют треугольник. Этот треугольник ощутим при первом взгляде на картину – торжество Геометрии («Не геометр сюда не войдёт»). Можно посмотреть на эту троицу и немного иначе. Бабочка симметрией двух крыльев соединена с гусеницей (узами родства) и щеглом (полётом). Этим двум линиям идущим от бабочки в стороны соответствуют направленные в разные стороны стебли цветов. Крылья бабочки складываются и раскладываются подобно циркулю, измеряющему мир.

ОКНО,ВАЗА и КАПЛЯ
Ещё одна пара – округлая стеклянная ваза и капля воды на цветке. Они подобны, но отличны размером – это макрокосм (вселенная) и микрокосм (человек). С другой стороны ваза и капля представляют собой природное (Божеское) и рукотворное (человеческое). В вазе отражается окно. Ваза подобна видящему свет оку (в треугольнике).
Троица «окно – ваза – капля» соответствует переходу: внешний мир – ваза (взгляд внутрь) – капля (суть). Повернувшись к окну спиной (а в саду за окном гуляют жена с детьми), художник творит (а зритель воспринимает) умозрительную картину.

АВТОПОРТРЕТ
Щегол, сидящий на карандаше (которым нарисована эта картинка) – это автопортрет художника. Он повернул головку и горделиво смотрит на зрителя: «вот я как могу!» (на картинах эпохи Возрождения художника также можно найти по устремлённому «в кадр» взгляду). Щегол должен петь, но этот щегол «поёт» другим образом.
Почему именно щегол? Помимо того, что птичка фотогенична и прекрасно «дружит» с цветами, выглядит она строго и даже траурно: на головке – красная маска, на крыле – ярко-жёлтая полоса. Возможно, в этом есть отсылка к масонским атрибутам – маске и ленте. Цветы также могут обладать символическим смыслом.
Ваза напоминает одну из тех химических колб, которые так часто изображались на алхимических гравюрах. Отсюда силою заклинания или молитвы как бы произрастает изысканный и неподвластный тлению букет и даже после дистилляций и перегонов одна райская капля.
Итак, колба, циркуль, всевидящее око и т.д. Всё это только вербализация тех возможностей, которые потенциально содержатся здесь. Отправной точкой же служит симметрия, концентрация противоположностей и треугольник сущностей. К примеру, для автопортрета художника хватило бы и одного щегла, который выполнял бы роль подписи.

«1 августа 1822 года последовал высочайший рескрипт Александра I на имя управляющего министерством внутренних дел графа В. П. Кочубея «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». «Все тайные общества под какими бы они наименованиями не существовали, как то: масонские ложи или другими — закрыть и учреждения их впредь не дозволять».
11 августа 1822 года В. В. Мусин-Пушкин-Брюс известил петербургского военного генерал-губернатора, что Великая ложа Астрея и восемь зависящих от неё в Петербурге масонских лож отныне закрыты».
Ну что ж, закрыты так закрыты. А цветы и птичек рисовать можно?


Рецензии