Будущее глазами мальчика из 1947 года

 
Тетрадь для сочинений по литературе ученика 8 класса «Б» мужской средней школы № 39 г. Ростова-на-Дону Файна Виктора. Тетрадь, сохранившаяся в семейном архиве. Классное сочинение на свободную тему «Я зрю чрез целое столетие», написанное набело, без черновиков 7 декабря 1947 года. Здесь я не изменил в этом сочинении ни одного слова.

                Новая жизнь

        – Да, дети… хорошо люди жили, спокойно, как сейчас. А потом худо стало: напали на нас немцы. Большой кусок земли отхватили они сначала у нас, убивали они наших людей… Полились тогда слёзы народные, и встали люди на защиту своей земли, не захотели её врагу отдать. Ушли они в непроходимые леса и стали оттуда немцев бить, да так стукнули, что немец свой хвост поджал и давай удирать в свою Германию. И наша армия тут стала бить врагов, погнала их в своё логово и там пристукнула. Легче людям стало…

        Старик умолк и, неторопливо попыхивая своей трубкой, уставился на ребятишек. Они молчали, зачарованные рассказом. Потом один из них, мальчуган лет двенадцати, опрятный и чистый, тихо произнёс:
        – А вы были тогда, дедушка?
        – Когда?
        – Тогда, когда война эта была.
        – Был… Таким же «пострелёнком», как и вы. Многому научила нас война.
        – А дальше что было? Расскажите, дедушка, ¬ попросили ребята.
        – Дальше что было… Слушайте, полезно вам знать это. Трудно пришлось после войны: многие города разрушили немцы, сильно нарушили они нашу жизнь. Но не пал духом наш народ, гордый он, трудолюбивый. Пошёл он за вождём, за великим Сталиным, смелым, решительным… Недаром его великим называют. Вывел он народ на светлую дорогу, повёл за собой. И шли люди, верили ему, доверяли. Составил он план на пять лет, по которому всё должны были восстановить, города построить, заводы. Знал Сталин, что трудно придётся советскому народу, но знал он и то, что выполнит народ его план, все силы приложит и выполнит. И выполнили… Не за пять лет, а за четыре… Хорошо, значит, знал Сталин народ.

        Старик вынул изо рта трубку, вытряхнул пепел, достал кисет, снова набил её, зажёг и продолжал.

        – Вот вы видите теперь, как всё у нас красиво, легко, прекрасно. А думаете, раньше тоже так было?! Нет, не так! Всё это люди создали своими руками, своим потом. Теперь, куда ни пойдёшь, парки, сады, красивые здания; каждый город – сад. А раньше… Не так раньше было: на город – два, три сада, – и всё! Да-а, дети, на всём готовеньком вы живёте, всё это для вас делалось!

        Старик снова умолк, словно что-то обдумывая, а мальчуганы жадно уставились на него, ожидая, что он ещё скажет.

        Было уже поздно. Луна насмешливо глядела с неба, и старик невольно залюбовался ею. Тихо, приятно дул свежий ветерок, всё вокруг уснуло, только иногда, нарушая тишину, где-нибудь скрипнет, зашуршит…

        – Да-а, – протянул старик. – А природа всё та, как и раньше. Всё изменилось: и жизнь, и люди, одно природа не изменяется. Но ничего! И природу заставим на себя работать. Советский человек всё может!

        Потом, спохватившись, добавил:
        – Ну, ладно, дети, идите… Родители уже, поди, беспокоятся. Если хотите, приходите завтра пораньше: ещё расскажу, покажу вам, а то вижу: мало вы жизнью интересуетесь. А её надо знать.

        И снова невозмутимо стал попыхивать трубкой.

        Дети неторопливо и недовольно поднялись. Рассказ дедушки глубоко взволновал и заинтересовал каждого из них. Много интересного рассказал он им, а ещё сколько может рассказать! Ведь перед его глазами прошла живая история! Группами и поодиночке расходились они по домам, твёрдо решив узнать всё прошлое своей прекрасной Родины.

        На следующий день ребята застали рассказчика в том же самом месте. Он сидел в глубине зелёной беседки, курил свою трубку и о чём-то думал. Вид у него был серьёзный, его чёрные брови строго сдвинулись, руками он подпирал голову, одну ногу заложил за другую.

        – О чём вы думаете, дедушка? – спросили ребята.
        – А-а! Пришли? А я уже думал, что надоел я вам. Не надоел? Нет? Тогда слушайте.
        И он стал продолжать свой рассказ.

        – Но не хотели мириться с таким положением в нашей счастливой стране враги. Видели они, что не возьмут нас силой, решили теснить нас экономически. Но и это не удалось им. Стала наша страна могучей, крепкой, такой, какой вы её теперь видите. Да, дети, в хорошее вы время живёте: не приходится вам думать о куске хлеба. Хорошее наследство оставил вам великий Сталин. Вот думал я раньше: доживу, мол, до хороших дней, а там и умирать можно. А нет! Ещё жить хочется, мало жил, ещё надо увидеть.
        И он глубоко вздохнул.

        – Идёмте, ребята, покажу я вам нашу жизнь: полезно вам хорошо знать, чт; добился наш народ своим трудом.

        Старик встал и вывел детей из сада на главную улицу города.
        – Вот, смотрите.
        Он указал на здание кинотеатра, который красовался перед садом. Трёхэтажное здание с красивыми колоннами и статуями великих полководцев Руси поражало своей красотой и изяществом. Всё было очень просто, без излишних украшений: статуи полководцев перед входом, сам вход, красивая мраморная лестница, колонны и, наконец, сияющая, как солнце, вывеска над входом: «Кинотеатр «Победа». Ниже вывески висела небольшая картина; на ней был нарисован человек, склонившийся над чертежами, и ракетоплан. Надпись на картине гласила: «Новости науки и техники. Цветной научно-популярный фильм».

        – Сколько раз вы проходили мимо этого здания, – продолжал старик, – сколько раз вы были в нём, но вряд ли кто-нибудь из вас задумался, откуда всё это. А сколько трудов потратили люди, чтобы вы могли любоваться этим зданием! Вы все, наверное, видели этот фильм, или, по крайней мере, читали об изобретении ракетоплана. А сколько чести и славы даёт нам это изобретение! Ведь именно наш советский народ дал человечеству эту машину, которая, безусловно, сыграет большую роль в деле освоения вселенной. А разве мог бы инженер Ковригин изобрести ракетоплан, если бы до него знаменитый Циолковский не разработал теорию межпланетных полётов! Разве мог бы он дать человечеству ракетоплан, если бы не учился на ошибках академика Рындина, который погиб при испытании своего ракетоплана двадцать два года назад! Вот что значит наш народ! И это ещё не всё. Вы, молодое поколение, увидите продолжение. Быть может, кто-нибудь из вас станет великим изобретателем – это возможно… Ну, идёмте дальше.

        Они подошли к небольшому одноэтажному дому, чистенькому, опрятному. На вывеске, висевшей над домом, было написано: «Продуктовый магазин № 64». Старик вошёл в него, за ним направились и ребята. Магазин состоял из трёх отделений: хлебного, мясного и кондитерского. Продавщицы в чистеньких передниках отвешивали немногочисленным посетителям булки, пряники, торты, конфеты. Один из мальчиков подошёл к кондитерскому отделу и попросил пирожное. Девушка-продавщица завернула большое пирожное в голубую салфетку и подала ему. Когда они вышли, старик обратился к этому мальчику:

        – Сейчас ты подошёл к продавщице, попросил у неё пирожное, она тебе дала его – и всё. Это всё, что надо теперь сделать, для того, чтобы что-нибудь получить…
        – Сколько раз в день ты кушаешь пирожные? – вдруг обратился он к мальчику.
        – Не знаю… – ответил тот, – раз пять, наверное.
        – А я, когда был в вашем возрасте, получал пирожное один раз в месяц, и это считалось хорошо: другие дети и того не получали.
        – Почему? – изумились слушатели.
        – Думаете, я не хотел? Нет, я хотел не меньше, чем вы, даже больше. Но только для того, чтобы получить пирожное, надо было иметь деньги, а их не было.
        – И булки вы тоже за деньги получали? – спросил мальчик с пирожным.
        – Булки? – Старик усмехнулся. – О булках мне и мечтать не приходилось. Булки мы иногда имели на праздниках. Мы ели чёрный хлеб.

        Разговаривая, они шли по широкому, прямому проспекту. Красивые здания аккуратно стояли по обе его стороны. Перед зданиями стояли развесистые клёны и дубы. Кое-где ровным рядом стояли недавно посаженные берёзки. Направо находился большой сад. С его аллей раскрывался вид на реку. Мимо то и дело бесшумно проходили большие двухэтажные троллейбусы и маленькие электрические автомобили-двуместки. Всё было тихо, спокойно, уютно.

        Между тем старик продолжал:
        – Предположим, вам надо куда-нибудь отправиться. Что вы сделаете?
        – Подойдём на первый попавшийся угол и сядем на троллейбус, – ответили ему ребята.
        – А раньше приходилось или толкаться в трамвае или стоять в очереди и ждать троллейбус. Как видите, большая потеря времени.

        В это время они проходили мимо большой площади. Высокие мраморные дома с большими статуями Сталина в разных положениях окружали её. Это была площадь имени Сталина, здесь был центр города. Слева стояла большая трибуна.
        – Вот он, Великий Сталин! – торжественно сказал старик и снял свой головной убор.
        Ребята притихли и посмотрели на трибуну.
        С мраморного пьедестала, протягивал им руку тот, кому они были обязаны счастливой жизнью.

;

        Повторю: этот рассказ написал 14-летний мальчик в 1947 году на уроке литературы.

       Конечно, наивно. И, главное, у его автора не было ни малейших сомнений в том, что культ личности Сталина будет жить вечно.


Рецензии