Якоб Лорбер. Домоводительство Господне. Глава 64

Речь Еноха о сущности Слова

15 февраля 1841 года

1. Когда Адам и остальные отцы услышали речь из уст Асмаила, смотри, всех их, за исключением Еноха, охватило великое изумление, и они не знали, как это понимать.

2. Енох же заметил растерянность отцов, и ему стало жаль их, и он по своему собственному побуждению обратился к ним со следующими исполненными света словами, которые всех их необычайно обрадовали:

3. «Простите мне, дорогие отцы, что я начинаю говорить свободно и непрошено, – но сейчас я не могу не сделать этого, ибо всем вам необходим более ясный свет свыше, и потому слушайте же, и то, что вам ныне сообщит мой язык, будет словом жизни, словом из выси и словом из глубины. Из выси, исполненной света, и из глубины, исполненной жизни, ибо в выси Бог есть Свет всего света, а в Его глубине – Жизнь всей жизни.

4. Смотрите, это следует понимать так: если мы обратим свой природный взгляд ввысь, а затем вниз, к земле, то увидим, что в выси все наполнено светом, а в земле и на земле – всевозможной живостью. В бороздах земли кроются семена, хранящие в себе бесчисленные жизни, и столь же бесчисленные семена животного мира – в согретых гнездах и во чревах зверей, и все эти семена ожидают тепла и возрождения к свету.

5. Но воистину, прежде чем все борозды земли, все гнезда и все чрева животных не будут полностью прогреты, никакая жизнь не проклюнется из всех этих темниц и не поднимется свободно к широким просторам, полным света!

6. Разве летом, и зимой мы видим не один и тот же свет, озаряющий землю? – Однако не одно и то же тепло, прогревающее борозды земли! Если бы свет приносил тепло, смотрите, тогда ведь под солнечными лучами всегда должно было быть тепло. Но холодная, зачастую морозная зима учит нас, что это не так.

7. Тогда спрашивается: что есть тепло и где же оно, если не в свете и если свет не является носителем тепла?

8. Смотрите, тепло и есть сокрытая и спящая в глубине жизнь, которая не может высвободиться самостоятельно. Когда же свет достаточно долго сияет над земными глубинами, смотрите, он пробуждает это тепло от сна, и оно разрывает свои холодные вместилища и, освобожденное, деятельно выступает наружу, соединяется со светом и формирует сущность, которая пускает корни еще в первозданном лоне жизни и там ищет себе пищу, а ту часть, которая сродни свету, свободно поднимает над землей, чтобы сохранить свою однажды пробужденную жизнь в постоянном бодрствовании. И то, что является пробуждающим для растений, также пробуждает и всякого рода животных, и все влекомо светом и движимо теплом.

9. Но все это – лишь природное проявление. Разнообразные формы активности свидетельствуют об обладании жизнью лишь для тех существ, которые являются носителями более высокой жизни.

10. Когда же мы видим, что существа, имеющие сходство, притягиваются и находят друг друга, а разнородные отталкиваются и бегут друг от друга, мы постигаем, что в них не одно и то же тепло и не один и тот же свет, которыми они движимы и влекомы, – но есть похищенный свет и украденное тепло, которые влекут и приводят в движение все сорные растения и негодную живность, однако предоставить все это способна только некая более высокая свободная жизнь!

11. Но теперь возникает вопрос: как и почему способна на это некая более высокая, свободная жизнь? О отцы, это и есть главный узел, который надо распутать!

12. Итак, слушайте же: как форма всех вещей в их величайшем разнообразии есть выражение природного тепла, соединенного со светом, и различается только способностью к восприятию большего или меньшего количества света или большего или меньшего количества тепла, так и язык людей – это созданная форма духовного тепла, которое является божественной любовью в сердце, и духовного света, который есть божественная милость в человеке.

13. Как могли бы мы произносить внятные слова, если бы они не были дарованы нам как вечные формы духа?! Если же мы способны называть все вещи, скажите, Кто научил нас этому?

14. Только Бог мог сделать это, ибо один лишь Он является вечным высшим Воплощением всех форм, поскольку Он есть Сама Жизнь и Свет, или Любовь и Мудрость, и как вечная неразделимая связь обеих – первозданная Форма всех форм или Прасущность, или, соответственно, Само вечное Слово!

15. Следовательно, если кто-либо нашел слово внешне, и понял его, и воспринял, то он обрел не вещь, но духовную жизнь во всей полноте, поскольку каждое слово есть форма, возникающая из духовного тепла и духовного света. Почему же тогда удивляет нас речь нашего Асмаила?!

16. Разве не уподобляемся мы в таких вопросах рыбам, которые, находясь в воде, ее не видят, – как и мы не видим воздуха, которым окружены – если в полноте жизни из Бога нас изумляет и озадачивает то, что поистине воспринял Асмаил?!

17. О отцы, ведь у всего есть своя причина! Смотрите, в собственном слове мы неизменно имеем жизнь, но жизнь эта подобна той, что заключена в семени! И если мы обращаем свое сердце к миру, тогда в нас зима, и свет милости длится слишком недолго, и он не в состоянии освободить в нас духовное тепло. Если же мы постоянно обращаем наши сердца ввысь к Господу, тогда долгий, нескончаемый свет милости вскоре освобождает в нас жизненное тепло, и мы сами как живая форма, или живое слово поднимаемся к вечному бодрствованию в свете Господа.

18. Тот, кто не поступает так, – грабитель и вор, превращающийся в сорное растение и негодную живность, становящийся отвратительной уродливой формой жизни, подобно тем, что в низине.

19. Итак, имеющий слово, имеет также и вечную жизнь. Но каково это слово, такова будет и жизнь!

20. Это и есть понимание Асмаила. Аминь».


Рецензии