Все сначала! Автобиография Светланы Сургановой

Итак, вышла давно анонсированная книга Светланы Сургановой «Все сначала!»
Это автобиография. Но создавалась она не как единый текст. Часть была написана, часть взята из интервью и является записью произнесенного вслух, что, конечно, иной жанр. В повествование добавлены дневниковые записи разных лет, ранние стихи, чужие ремарки.
Обычно осмысление собственной истории происходит через вопросы к себе и миру. Здесь вопросов, пожалуй, и нет. Скорее, это изложение позиции – четкой, многократно сформулированной и для себя, и для других. Человек к пятидесяти годам что-то понял о жизни и хочет поделиться этим знанием. Особых сомнений человек не испытывает. Есть немало страхов, а вот сомнений – нет.

Устроена книга следующим образом.
Первая глава посвящена истории семьи.
Вторая – калейдоскоп картинок детства. Очень удачная, на мой взгляд, форма. Детские воспоминания трудно обустроить хронологически, а такие «слайды» отлично выручили.
Третья глава – размышления о жизни и смерти, онкологическая история и сопутствующие ей открытия.
Четвертая глава – юность, рассказ о важных людях, мысли о любви и дружбе.
Пятая – история «Ночных снайперов». (Собственно, группа «Сурганова и оркестр» в книге не присутствует, лишь самое  зарождение коллектива.)

Общее впечатление – автор очень ценит и фиксирует каждое движение своей души. «Важно все. Любые, даже пустяковые, на первый взгляд, события, – это знаки, которые надо учиться читать и разгадывать». То, что другой бы давно забыл или счел несущественным, имеет значение.
С этим желанием запечатлеть каждую малость, видимо, связан и странный, на несколько страниц, совершенно диковатый список повлиявших на автора людей: от Андрея Малахова до Иешуа, от Светланы Владимировны Медведевой до Александра Сергеевича Пушкина.

В книге подробно описана история семьи Сургановых/Чебурахиных. И центральное место в ней занимает, конечно же, ленинградская блокада. «Истории мамы и бабушки о войне, блокадном быте – одни из самых ярких впечатлений моих детских лет». Света вся пропитана этими историями, буквально «ранена» ими и всю жизнь примеряет на себя: «а смогла бы я так», «а выдержала бы». Заболела, страдает, и сразу одергивает себя: «А как люди в войну справлялись?»(с) Но повторяя слова о «беспрецедентном подвиге» советского народа, не делает ни малейшей попытки выйти из зоны привычных стереотипов. С жаром (и справедливо) пишет о фашизме, о том, как противоестественен тоталитаризм и попытки одной нации установить господство над другой. И как бы вскользь упоминает, что в советско-финской войне был тяжело ранен ее дед Давид Васильевич, поэтому не мог быть призван на службу во время ВОВ. А что это была за война?! Не тот же тоталитаризм повинен в подлом нападении на соседа? Какие неизмеримые страдания это принесло финскому народу? Но эти вопросы уже не вписываются в авторскую картину мира. «Я думаю, у каждого человека свой способ получения информации – кто-то черпает ее из книг и бесед, кто-то из космоса и медитаций», – рассуждает Света по другому поводу. Из космоса – это прекрасно. Но все-таки знания исторических фактов из космоса не приходят, увы. Здесь нужны архивные материалы, книги, воспоминания и незашоренный взгляд.

Лучшая глава – о детстве. Милые эпизоды, запахи, ощущения, скрипка, коммунальный быт и очаровательный рассказ о больной шизофренией соседке Алле, пишущей стихи.
Единственно, забавляет, что все свои проблемы и особенности Света связывает со своей брошенностью и условиями, в которых росла. Палец сосала в детстве – «ранняя сенсорная депривация», волнение перед выходом к доске – скованность из-за чрезмерной опеки семьи, мужские черты характера – неполная семья. Так и хочется воскликнуть: «Светлана Яковлевна, все то же самое происходит со многими людьми, выросшими в родных полных семьях!:) Это просто ваши врожденные личные особенности».

Книга написана советским до мозга костей человеком, который к тому же культивирует это в себе. «Вовлечены во внеклассную работу», «защищали честь школы», – все эти канцеляризмы советского времени повторяются и в 21 веке на полном серьезе.
«Я – продукт советской эпохи и ничуть не комплексую по этому поводу. Наоборот – горжусь». Похоже, это вообще основной посыл автора.
Считает себя ленинградкой, не петербурженкой. История города начинается для нее с Великой Отечественной войны. А сейчас «развалилась страна, в которой я выросла…».  Поэтому город на Неве для нее – не город Даниила Хармса, Федора Сологуба, Зинаиды Гиппиус, «Башни» Вячеслава Иванова. В лучшем случае, шестидесятников и Бродского. Даже Мандельштам предпочтительнее в обработке Аллы Пугачевой.
При этом сама Света творчески состоялась только благодаря девяностым. «Постоянное движение, свободная миграция людей, идей, песен… Так потихоньку и образовалась моя среда обитания». Если бы не случилась та новая «оттепель», так и осталась бы она комсоргом с гитарой у костра.

Определяя свое отношение к свободе: «Я не диссидент». Ну, это мягко сказано…
Самое важное послание, которое могла бы дать эта книга – о праве человека любить, кого он хочет, – закамуфлировано в форме старого письма к маме. Также как и в реальной жизни артиста – оно вроде и не скрывается, но тактично «запикивается». Кому надо, тот поймет. А хотелось бы, чтоб также четко, как о любви к советскому строю, прозвучали слова о свободе выбора в личной жизни и необходимости этот выбор уважать. И не только через аллегорию про ромашку, которую мы не осуждаем за ее желтую сердцевину и белые лепестки…

Снайперская глава – наверное, наиболее ожидаемая поклонниками. Содержит подробную историю знакомства, «магаданского марш-броска», питерских лет, когда «Дайана фром Бостон стала Дианой Сергеевной Арбениной». Первые выступления, первые записи, дух свободы и авантюризма, переход в профессиональный статус, нарастающая напряженность, «Арбенина бортует и блокирует», конфликт, расставание.
Написано корректно. Здесь и благодарности, и восхищение талантом ДА, но и «обоюдный прагматизм», акцент на алкоголе, особенно со стороны Дианы. Хроника планомерного вытеснения СС из группы. В ретроспективе хорошо видна неизбежность финала.

В книге много правильных и очень детских сентенций. «Скажи спасибо судьбе, что ваша встреча вообще состоялась, и какой-то отрезок пути вы идете вместе, ведь этого могло и не быть. И даже расставшись, благодари». «Жизнь дана для радости, открытий, самопознания и самосовершенствования». «Любовь – это чудо… Любовь – это основа основ». «Уважай себя и уважай свободу другого». «Поэт так устроен, что знает про человека чуточку больше». «Сколько людей – столько и мнений» (дважды).
Единственно оригинальной показалась мне мечта автора о «колпаке» – приборе, собирающем дневные мысли. Потом из них делается выжимка, которая попадает в блокнот.

Вызывают улыбку «колкости» в адрес телевидения. «Если говорить о современности, я бы назвала антисловом почти все, что льется во время ток-шоу с экрана телевизора. Порой просто недопустимая лексика, способная морально покалечить и унизить собеседника». И это говорит артист, который с завидным постоянством участвует во всех этих шоу!

Текст изобилует стилистическими ошибками.
«Одна (группировка) заявляла, другая упрямо вторила» (по контексту вторая не повторяла, а делала как раз противоположное). «В детстве я была непосредственно смешной». «И с годами один пробел в знаниях наслаивался на другой, как снежный ком» (ком растет, наслаивается пирог). «Попала туда с протекции Валеры Тхая», «космополитная натура ДС».
Много неприятного сленга: «в запаре», «огребла», «чуть коньки не отбросила», «отпад», «прессуха», «цепляют», «я на измене», «качу баллон».
Вообще литературная обработка не помешала бы этому тексту, в котором немало даже орфографических ошибок! Тут уж полное недоумение – куда смотрел корректор издательства?..
Думаю, что все это результат детско-юношеского «нечтения». «Из всей школьной программы одолела, наверное, одну единственную «Мать» Горького». (с) Не пройдя этап увлеченного запойного чтения, трудно писать во взрослом состоянии. Чувство прозаического слова – как музыкальный слух, требует развития с ранних лет.

И все-таки, для кого же эта книга?
Ее не без удовольствия прочтут поклонники. Прекрасная возможность пару дней близко пообщаться с кумиром, услышать практически разговорную речь.
В ком-то найдут отклик простые слова о любви, умении прощать, ценить жизнь.
Особенно понравится книга всем ностальгирующим по СССР, ограничивающим свое знание истории школьным учебником и официальной версией РВИО.
Какие-то слова и опыт могут помочь людям с тяжелым диагнозом.
Пусть малую и призрачную, но получат поддержку те, кто переживает и борется за свою гендерную идентичность.
Ну а лично я предпочту утешиться надеждой, что Светлана Сурганова все-таки больше и значимее того, что я прочитала. (Я всегда так думаю о людях, которым симпатизирую.) И верю, что она действительно ощущает «взаимосвязь с тонкими материями». Просто музыка забрала слово.


Рецензии