Фитилек

     В полуразрушенной хате на столе стояла маленькая плошка с воткнутой в нее лучиной, на дне которой было налито немного масла. Масло поддерживало лучину и она горела тихим огонечком, освещая письмо над которым склонился маленький мальчик, аккуратно выводя буковки. В хате, покосившейся после бомбежки  было темно и только фитилек лучины отражал свет.

Мальчика звали Иваном, но мама и бабушка его называли ласково Ванечка. Ваня писал письмо отцу на фронт. Он каждый день писал письмо и относил его на почту, которая тоже пострадала после бомбежки, но возле которой на столбе оставался висеть почтовый ящик. В этот ящик и бросал свои письма Ванечка. Мама Вани погибла сразу, когда началась бомбежка выбежав на улицу, чтобы заслонить своим телом Ваню, который в это время играл во дворе, но не успела. Раздался оглушительный взрыв и там, где только что была мама Вани, образовалась глубокая воронка...

Именно от этого взрыва покосился дом, рухнув на один бок. Целыми остались только половина хаты с печкой и топчаном на котором теперь лежала больная бабушка Нюра, которая никак не могла оправиться после взрыва. Уже месяц, как Ване приходилось самому заботиться о больной бабушке. Немцев в деревне не было, так, как деревня находилась далеко от дороги ближе к лесу и по всей вероятности немцы думали, что там могут быть партизаны, поэтому постоянно бомбили эту деревню. Вот под такую бомбежку и попала мама Вани. Наверное их внимание привлекло развешанное белье, которое висело во дворе и которое не успели снять.

     До почты было километра три и Ваня каждый день преодолевал их, чтобы опустить письмо отцу на фронт. Он надеялся, что почтальон откроет ящик и заберет письма. Ваня знал только номер части отца по последнему письму, которое тот прислал еще год назад. Он так и писал имя отца и цифры, которые были на конверте. Ваня мало знал буквы, но он был очень смышленым мальчиком и быстро научился их писать.

Ваня писал отцу, что остался один со своей бабушкой Нюрой и что та болеет и он очень надеется, что бабушка Нюра скоро поправится. Ваня не жаловался отцу понимая, что это не по мужски, но только слезы сами предательски капали на бумагу оставляя там кляксы. После бомбежки Ваня с бабушкой собрали в уцелевшую часть хаты оставшиеся продукты, а вот картошку с пашни бабушка Нюра собрать уже не смогла, слегла. Ваня сам ползая по полю выдергивал ботву и руками раскапывал картошку, а затем частями перетаскивал ее в хату. Хорошо хоть не было еще дождей и земля была податливой.

Ваня хотя и был маленьким, но понимал, что ему с бабушкой Нюрой предстоит пережить суровую зиму, а дров на растопку печки не было. Хотя еще стояла теплая погода, но Ваня знал, что без дров им зиму не продержаться и нужны дрова, чтобы отапливать зимой печку, поэтому из леса таскал небольшую древесину, чтобы ее как то распилить на дрова. Конечно маленькому мальчику было очень тяжело, но помочь было совершенно некому. После бомбежки осталась целой только одна их хата и та полуразрушена. Ваня плакал от отчаяния и от того что остался один на один с трудностями, которые не по силу маленькому мальчику.
 
        Ваня писал письмо, которое в этот раз не понесет на почту, а оставит его здесь на столе на случай, что когда отец вернется в деревню знал, где его с бабушкой искать. Когда два дня назад Ваня ходил на почту опустить очередное письмо отцу на фронт, его окликнул по имени незнакомый дедушка и стал расспрашивать, как поживает его мама и бабушка. Когда Ваня рассказал, что произошло с их деревней после бомбежке и смерти матери Вани, то Иван Кузьмич, так звали незнакомого дедушку, очень сокрушался и сказал, что вечером приедет за ними и увезет к себе в деревню. Пусть Ваня подготовит вещи какие надобно собрать и ждет его к вечеру.

И вот уже вечерело и за Ваней скоро приедут. Ваня был рад, что он с бабушкой Нюрой поедет в другое, более теплое и безопасное место и ему не надо будет переживать о дровах. Фитилек горел еле заметным пламенем, отражая свет в полуразрушенной хате, и этот свет согревал душу маленького мальчика, который писал письмо отцу в надежде, что тот обязательно вернется с войны домой и прочтет его письмо. Ваня надеялся, что очень скоро война закончится и отец приедет за ним и заберет его с бабушкой Нюрой домой. Его мысли прервал стук в окно и Ваня увидел Ивана Кузьмича держащего поводья лошади запряженную в телегу. Ваня открыл дверь и впустил Ивана Кузьмича в хату.
 
        - Ну, что Ванечка, - сказал тихо Иван Кузьмич. - Давай собираться в дорогу. Бабушку иди разбуди и поедем с Богом, пока тихо вокруг. Мои уже заждались вас и встречать выйдут. Ваня разбудил бабушку Нюру и стал помогать вытаскивать вещи и картошку к телеге, куда все их пожитки складывал на телегу его тезка, Иван Кузьмич, оказавшийся давним другом его отца. Он разыскивал их, но услышав, что деревню разбомбили с самолета потерял надежду найти кого то в живых. И только по чистой случайности возле почтового ящика увидел Ваню.
 
       Ваня забежал в дом и погасил фитилек, который помогал ему писать письма отцу и спрятал плошку за пазуху, как частичку памяти о его доме. Он не мог оставить ее здесь одну в пустом доме. Еще раз посмотрев на письмо, которое он написал отцу и вышел из хаты, подперев дверь лежащей возле двери палкой. Ваня долго оглядывался на их полуразрушенную хату в надежде, что он обязательно скоро вернется сюда, когда отец приедет с фронта и разыщет их с бабушкой Нюрой. Дом быстро удалялся в ночи и вскоре его почти не было видно, но Ване показалось, что он увидел в окне маленький еле заметный мерцающий свет фитилька...

            


Рецензии
Очень трогательный рассказ! Светлая память погибшим.

Евгения Сердюк   27.04.2020 19:06     Заявить о нарушении