Зашиверск Якутский

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Также Зашиверский, Заполярный Китеж, Сибирский Град Китеж, Заполярные Помпеи, Якутские Помпеи. Поставлен был Зашиверский Китеж казаками из отряда енисейского казака Посника Иванова в 1639-м году за Полярным кругом, на полуострове в 5 километров длинной и 1,5 километра шириной по средней Индигирке в Момском районе Якутии.
     Местные народы приписывают основание города якутскому богатырю Берт-Чёрёгёру, которому однажды с помощью русских удалось разгромить главных своих врагов тунгусов. За это Чёрёгёр провёл русских на Индигирку и показал место для закладки города.
     Изначально это было просто зимовье, сразу за порогами, по казачьи за шиверами, от слова шиворот.
     Казаки, здесь ходившие, отмечали, что места эти богаты пушниной, которую можно отсюда поставлять на Русь, но были тут и древние хозяева этой земли, достаточно сплочённые юкагиры, которые постоянно нападали на казаков. С целью защиты от юкагир, Иванов искал защищённое место, где его отряд был бы недостижим для юкагиров. Однажды он вышел на полуостров, где и поставил первый зимник.
     Ниже Зашиверска и в 1671 году Иван Ребров со своими казаками основал Подшиверское зимовье, а за ним ещё появилось несколько таких же поселений.
     Земля тут никогда не оскудевала людьми, поскольку рыбы было вдоволь, соболей ещё больше, по притокам Индигирки есть тропы людские и оленьи, а в горах есть также серебро.
     Это была лесотундровая зона, вокруг горный кряж Андрей-Тас, Момский хребет. Место казаки выбрали очень красивое и защищённое. На другой стороне стояли отвесные скалы в полкилометра высотой. Здесь Собачья река, так казаки называли Индигирку, была судоходной, но имеет быстрое течение и водовороты, ну прям, как дикая и голодная собака. По своей необузданности и свирепости река тут разливалась и город подтапливался.
     Берега тут болотистые, поросшие низкорослыми кустарниками, перемежающиеся лугами ягодными и цветными. Летом белые ночи. Первопутешественники отмечали красоту этого места. В глубь от реки начинается тундра с бесчисленными озёрами и болотами. Между посёлками не менее 70-ти километров.
     Скоро после своего рождения зимовье становится местом сбора налога с местных, ясака. Это была стоянка для люда всякого плана, и первопроходцев и путешественников, и охотников, и по военным делам. Здесь они заправлялись продовольствием, снаряжением и боеприпасами.
     Соответственно тут обосновалась администрация, купцы, промышленники со своими счетоводами, складами, сторожами, писарями, с полным набором чиновничьем. А им магазины подавай, лечебницу, развлечения, и чтобы дороги были для хождения по выходным. Всё как в городе.
     Стены крепости тут были острожного типа, деревянными были полы и настилы крепостных башен, ремесленной мастерской, отстоявшей всего в 15 метрах от колокольни.
     Появляются рынки, город становится удельным торговым центром, хотя и проживало тут на постоянной основе немного народу, всего полтысячи. Но по временам наезжало народу пушного в десятеро больше. Со временем сюда прибыл и градоначальник, здесь была поставлена городская ратуша, образовалось уездное казначейство, появились также свои уездный и земский суды, питейное заведение, хлебный и соляной магазины.
     В конце 18-го века при крепости ставится деревянная церковь с золотой и серебряной утварью, даже с библиотекой по морским и военным делам, появление которой следует приписать ссыльным. Из ремёсел тут процветали рыбные, охотские, земледельческие.
     К тому же городок стоял на перекрёстке водных и сухопутных путей в основном из Якутска на Колыму. Прямо напротив Зашиверска по берегу Калядины-реки шла тогда сухопутная дорога из Якутска на Колыму, называемая местными царской, значится государственная. Дорога на Якутск по речке Яне через Верхоянск и Жиганск, если на лошадях, занимала 3 месяца, да и то, только летом.
     Сюда, в Зашиверск свозили пушной налог, стали приходить и местные юкагиры с пушной податной, также и эвенки с верховий Индигирки, охотские тунгусы. Местный люд понял, что лучше торговать с русскими пушниной и редкоземом, чем воевать.
     Однако, время от времени, в юкагирах взыгрывало их чувство хозяев этой земли, и, подстрекаемые своими старшинами, они нападали на купцов и казаков, даже пару раз осаждали Зашиверск. После последней их атаки в 1679-м году, казаки поставили в центре Зашиверска деревянную крепостная стену, установив также постоянный воинский гарнизон.
     Официальное название Зашиверска было за ним закреплено только в 1721 году. А городом при Якутской области Иркутского наместничества он был признан только в 1783-м году по причине наличия там Крепости и церкви. Тогда там жили около тысячи жителей, все исповедовавшиеся. Были и ссыльные.
     Почти половина жителей были к тому времени метисными, другая половина пришла с Русского Севера, от Северной Руси откуда-то. А фамилии в основном Посниковы, Тарабукины, Хабаровы, Синицыны, Берёзкины, Лебедевы, Шелкановы, то есть от именитых людей фамилии брали, от тех, кто эти земли для России открыл и к ней присоединил.
     Местное реликтовое население постепенно свыклось с необходимостью сожительствовать с русскими, извлекая при этом выгоды для себя, тем, что можно было за счёт новопришельцев и заработать, снабжая город оленьим и коровьим молоком и мясом.
     На местной ежегодной ярмарке собирались и юкагиры, и якуты, и эвенки со всей Восточной Сибири, купцы из Иркутска, Якутска. Торговали железной посудой, неведомыми для местных тканями, украшениями, кондитеркой, шкурками белок, лисиц, соболей, горностаев, колонков, бивнями моржей и мамонтов.
     Однажды на ярмарке у самых стен Крепости местный шаман увидел сундук с сокровищами, который принёс тунгусский шаман для священника. Но только местный шаман смог увидеть, что сундук был заражён бабушкиной язвой, то есть оспой. Шаман якутский приказал выбросить сундук в прорубь, священник же пожадничал и стал его открывать, когда он его открыл, то из него посыпалась невиданной красоты одежда, которую люди ярмарочные стали расхватывать.
     Всё расхватали, а одна девочка по фамилии Тарабукина не взяла ничего, потому что была слепой. На следующий день всех охватила оспа и люди один за другим стали умирать в муках. Девочка, несмотря на свою слепоту, как могла помогала больным, но они все умерли.
     Девочка осталась одна, но она выжила, потому что все таёжные звери каждый день приносили ей еду, дрова, обогревали её. Так она прожила до 105 лет, а потом ушла в тайгу и оттуда не вернулась, Мудрые люди говорят, что она стала Духом, который теперь охраняет зверей от злых людских умыслов.
     Шли через Зашиверск и казённые грузы из Якутска и дальше.
     В городке по разным спискам число сооружений разного рода доходило до 300, а в дни ярмарок и до 600. 
     Однако же пушному зверю видать надоело быть истребляемому, он отошёл в леса дремучие, тайгу-тундру далёкую. Ясак иссяк. Городок существовал ещё как-то до начала 19-го века, а в 1805 году он и вовсе был лишён чина города, администрация перебралась в Верхоянск. Из еды кроме рыбы полный голяк. Пошли вирусы с болезнями, а там и оспа подоспела. Народ повымер, кто не разбежался.
     Местные шаманы связывали пришествие бабушки, так они называли оспу, с нечистой силой, которая отплатила таким образом людям за истребление зверья. Нечистая сила, явленная в виде двух бабушек сестёр, долго наблюдала, сидя на деревьях, как живут люди в Зашиверске. Это были духи оспы. Но на седьмой небесный год их обидел проезжавший мимо тунгусский князец, не отвесив им поклон, и не оставивший бабушкам положенный им оброк. Тогда они пошли в город и стали пожирать всех, кто им попадался на пути.
     В 1820 году через Зашиверск проезжал полярник Ф.П. Врангель, который нашёл тут всего 5 домов.
     В 1822 году был тут шотландский путешественник Джон Кокрен, увидевший бесконечно печальную картину, от которой у него кровь в жилах стыла. Ему встретилось всего семь жилищ.
     В 1840 –м году мимо проезжал путешественник Виноградов. Он увидел только Божий Храм, три юртового типа жилища, священника с причётником, улусного писаря с пером в руке, станционного смотрителя без лошадей, и всё. Кого они тут причащали, неизвестно.
     Тогда же место это посетил архиепископ Нил, который принял решение вывезти отсюда церковную утварь в Крест-Майорскую и Момскую церкви на Индигирке.
     Так, только небольшое поселение осталось, которое было ещё в 1925-м году, когда знакомили людей с первой конституцией страны, Конституцией СССР, образованного годом раньше. Из людей тут нашлись только два человека якутского вида и с русскими фамилиями, которые жили в амбаре, в котором было место для Христова уголка, куда и водрузили Конститутцию.
     Поскольку весь Зашиверск был ставлен из дерева, то со временем дерево пошло на дрова, кроме бывшей Спасской церкови с колокольней, строенной ещё в 1700-м году Андреем Хабаровым из брёвен смоляных, которые, за не имением местных, сплавили с верховий Индигирки.
     В 1970-е годы и церковь и колокольни, и иконы древнего письма, неизвестно как сюда попавшие, перевезли в Новосибирск.
++++++++++++++++++++


Рецензии
спасибо за рассказ и страшные легенды

Таня Белова   27.04.2020 00:15     Заявить о нарушении