Ры- точка, соединяющая эпохи

Спектакль «Ры» Микроопера.
Театр LUSORES на сцене Театра Особняк. On-line трансляция
Режиссер: Александр Савчук.
Звукорежиссер: Георгий Прохоров.
Светотехническое оформление Меланья Розанова.
Артисты: Александр Кошкидько и Александр Савчук.
Ударные: Алексей Иванов.
Афиша: @kotdokhlot
Сценический проект Александра Савчука «Ры» направляет наше внимание на достояния российской культуры, которые по различным причинам остаются малоизвестными широким слоям любителей литературы, чья известность лолгие годы ограничивалась узким кругом специалистов. В микроопере «Ры» он фокусирует наш взор на одно из направлений литературы российского андеграунда двадцатого века, которое долгие десятилетия было под жестким официальным запретом и цензурой властей. В этом спектакле он предоставляет нам возможность открыть для себя российскую трансфутуристику через знакомство с творчеством Ры Никоновой (1943-2014), которая является культовым персонажем авангардизма, её творчество сегодня повсеместно признано одним из достояний мировой культуры.
В истории российской литературы двадцатого века у трансфутуристики особое место направления познавшего в полном объеме превратности российской истории двадцатого века. Исторически это литературно-художественное направление дало первые всходы на российской литературной почве в тридцатые годы и её прародителями были авангардисты. В реалиях пост- революционной России авангардисты не вписывались в большевицкое видение литературного творчества, в котором писателю была отведена роль певца революции. Поэты авангарда хотели сузить свой творческий горизонт, и встать на службу новых властей и за это авангардизм был объявлен вредным проявлением и антинародным искусством и его изгнали из большевистских литературных кругов в глубокое подполье и там авангардизм оставался до начала девяностых. Произведения авангардизма и их авторы были вымараны из учебников и литературы, долгие десятилетия творчества в подполье и были неизвестны широким кругам читателей, так как они печатались в формате  самиздата и в ряде издательств русского зарубежья.
В микроопере «Ры» Савчук извлекает с пыльных полок истории эти богатства русской литературы и вдыхает в них новую жизнь в сценическом пространстве. В этом проекте он открывает нам творчество культового автора трансфутуризма Ры Никоновой (Анна Таршис). В проекте «Ры» он визуализирует поэтику трансфутуризма через создание особого сценического действа, в котором создаёт спектакль в формате микрооперы. В этом формате воплощения Савчук объединяет различные театральные жанры и приемы и здесь он создаёт творческий союз традиционной поэтической мелодекламации, приёмов новой оперы и новыми перформативными технологиями театрального искусства двадцать первого.
Савчук в этом проекте пытается воссоздать ауру выступлений поэтов-авангардистов тридцатых годов прошлого века, когда они в своих поэтических обращениях к аудитории создавали в форме моно – спектаклей близких по духу к перформансах нашего времени. В этих поэтических театрах одного актёра они создавали образы всеми им доступными театральными приёмами того времени. В его тенденции воссоздания атмосферы того времени Савчук использует подобие оперной оболочки, которую он заполняет трансфутуристким поэтическим контентом Ры Никоновой при этом его сценический проект является оперой только по формальным признакам так как в нём голосовое звучание и музыка являются инструмент на службе авангардисткой поэтической мысли Никоновой. Этот подход предоставляет зрителю возможность многомерного познания образности авангардизма на примере текстовой и визуальной поэзии Ры Никоновой. Оперное воплощение поэтики авангардизма Никоновой прокладывает нам путь к достижению высокой степени приближения к авторскому видению и того, как эта поэзия могла бы звучать со сцены.
Визуальная поэзия Ры Никоновой возникла в атмосфере послевоенной Советской России в её поэтическом слоге, рифмах и тематике отчетливо ощущается веяние той недалёкой от нашего времени эпохи. Её авангардное видение времени трансформировалась в сложное сплетение образов, эмоций и ассоциаций, в «Ры» их сценическое воплощение в оперном виде позволяет более рельефно передать её видение мира. Поэтические строфы Никоновой открывают нам её собственное видении мира в них - это большой праздник абсурда соц.реализма, наполненный парадоксами идеологических предрассудков. В «Ры» это видение находит своё воплощение в ариях, которые выполнены в виде вокально-пластических этюдов, их эмоциональная тональность невероятно сатирична и гротескна. В этом проекте Савчук выстраивает эти арий- этюды в тематическую цепочку сюжетного замысла спектакля и благодаря этой структурной основе массива спектакля мы получает уникальную возможность представить для себя картину мира, увиденную через призму трансфутуризма и таким образом открыть для себя эту загадочную, наполненную символизмом планету.
В сценическом воплощении поэтического наследия Ры Никоновой Савчук создаёт нам пространство для наблюдения и сравнения эпох. В этом пространстве мы можем визуализировать и сопоставить две плоскости, в одной из них жила и творила свои бессмертные произведения Ры Никонова, а в другой плоскости находимся мы в реалиях нашей сегодняшней жизни. В этом сравнительном анализе эпох микроопера «Ры» и творчество Никоновой даёт нам отправную точку для понимания уровня свободы творца того века и нашего. В этой точке пристального изучения «Ры» каждый из нас может увидеть, что точек совпадения эпох гораздо больше, чем различия и это позволит нам пересмотреть наше понимание творческой свободы.


Рецензии