Деревенское кладбище

В этот ранний жаркий вечер середины лета я случайно оказался неподалёку от районного кладбища. И решил найти и навестить могилу своей прабабушки Варвары. Место я помнил хорошо и вот ноги принесли меня к покосившейся калитке у ворот кладбища.

Было душно, кладбище находившаяся посередине дорога разделяла на две части; справа старое заросшее тёмными густыми елями, с густой травой по колено и узенькими намётками тропинок. Слева новое недавно начавшееся заселяться новыми постояльцами обредшими здесь вечный покой.

 Свернув на тропинку я шагнул в тёмную глубину старого. В нос мне резко ударило пряное испарение исходившее от поросших травой могил. Ветви елей покрытые паутиной задевали моё лицо и я внимательно всматривался отыскивая знакомые ориентиры.

Невысокие рябины усыпанные бусинами жёлтых плодов склонялись надо мной. Тогда я ещё был юн и полон сил и сумрак неизведанности манил и вёл меня за собой.
Ну вот ещё один знак, а отсюда уже недалеко до вишенки склонившейся над знакомой могилой. И вот я подхожу к синему железному кресту над могилой, выкованному ещё дедушкиными руками. Сумрачно, в  густых ветвях елей затерялось солнце. Вокруг тишина не дрогнет и ветка и безмолвный величавый  покой.

Атмосфера вокруг внушала трепетный и величавый настрой. Паутина на ветвях елей висела как обрамление, подчёркивая древность и величие торжественной неброской обстановке вокруг. Спелые ягоды тёмной вишни усыпали могилу прабабушки. Нагнувшись я взял одну вишенку и обтерев положил её в рот.

Сочный сладкий вкус освежил язык и нёбо. Терпкий запах испарений бил в нос. Немного постояв я в раздумье огляделся вокруг. Тёмная зелень густой травы громко шуршащей под ногами, скорбная тишина вокруг. Но пора идти и я повернувшись шагнул между старых могил. Вечный покой остался за моей спиной.
Добравшись до дороги я глубоко вздохнул стряхивая со своих плеч скорбную тишину кладбища. Передо мной слева была новая его половина и я не раздумывая шагнул вперёд.
Яркий шар солнца клонился к горизонту. Эта часть кладбища была резким контрастом старой его части. Высокие величавые берёзы расступившись открыли простор синему небу. Железные ограды, синие деревянные кресты и мраморные памятники в обрамлении кустов ежевики и шиповника, гармонично дополняли обстановку величавого покоя.

Ни малейшего дуновения ветерка, не дрогнет и листочек на берёзе. Громкое жужание шмеля кружащего над травой. Редкие кучевые облака на лазури небосвода. Было в этом величии что-то торжественное как фуга Баха. Нет, скорее как тоскатта- жизнеутверждающее и чистое.

Рассматривая фотографии на эмалированных табличках даты рождения и ухода, невольно возникали чистые и грустные мысли. Вот жил человек, трудился, влюблялся что-то строил. Каким был его путь неизвестно и вот дата ухода, ещё недавняя года два- три. Вот и обрёл он последнее пристанище.

Трава шуршала под ногами, я прошёл дальше. Там вон поляна- полно места для новых постояльцев. Кто знает не обрету ли и я здесь покой, не успокоюсь ли вон под той берёзой. И будет лить дождь над моей могилой и шелестеть листва. А меня уже не будет и будет мне уже всё равно. Вот она вечность...

Развернувшись я медленно побрёл к калитке. Мне очень захотелось завтра взять альбом акварель и кисть, прийти сюда на это место запечатлеть увиденное, передать эту торжественную атмосферу где жизнь и смерть, неразлучные как две сестры идут рука об руку.


Рецензии
Добрый вечер, Александр.
На кладбище всегда покой и небо, уходящее в вечность.
Деревенские кладбища напитывают тишиной и скорбью по ушедшим.
Надо же, Вашу прабабушку тоже звали Варварой. Какое совпадение.
Тоже когда- нибудь умру, хочу, чтобы меня кремировали...
Красивое описание природы.
Пряность запахов.
Как-будто попадаешь в другой мир без суеты и толкучки.
Долгих лет жизни Вам, Александр.
Здоровья и творческих успехов.
С теплом.

Варвара Сотникова   30.03.2024 17:40     Заявить о нарушении
Спасибо вам большое за отзыв Варвара. Такой отзыв как глоток хорошего вина - вкусно и приятно! Удачи вам по жизни и творчеству!

Александр Черников -Грэй   30.03.2024 19:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.