Любите ли вы театр?

Глава 2.
Я сижу, обложившись со всех сторон старыми программками. Целая жизнь проходит перед глазами! Вот программа из филармонии, концерт в Зале Чайковского. Много-много раз я была в этом чудесном месте, а первый раз запомнился навсегда. Исполнялись произведения Иоганна Штрауса. Особенно мне запомнилась полька "На охоте", когда дирижёр стрелял из пистолета, и в первый раз выстрел не прозвучал. Тогда оркестр исполнил польку ещё раз, и пистолет громко выстрелил. Ура! Это было здорово. Мне было лет 9, но всё запомнилось, и запомнилась публика. В первом ряду сидела дама в голубом вечернем платье, я первый раз такое видела.Периодически она аплодировала стоя, чем и привлекала к себе всеобщее внимание. Но в конце уже все аплодировали стоя, потому что были в восторге.
А вот программка Театра Юного зрителя, год не указан, по-моему, 74. Спектакль  "Д,Артаньян и три мушкетёра", в главной роли блистательный Владимир Качан. Это ещё до того, как этот спектакль экранизировали и получился фильм, любимый народом на все времена.
А вот и Ленком, программка спектакля "Юнона И Авось" с автографом Н. Караченцова. В тот день, когда мы с сестрой пошли на спектакль, можно было сфотографироваться с актёрами, я постеснялась, мне и автографа хватило, а сестра сфотографировалась с великим артистом, которого уже нет. Светлая память!
А сколько чеховских "Чаек" я посмотрела: в том же Ленкоме с потрясающей Чуриковой, Янковским, Броневым, Певцовым, Захаровой, в театре на Таганке с Н. Губенко и совершенно недооценённой прекрасной актрисой Натальей Сайко. Конечно, самой прекрасной была постановка Олега Ефремова во МХАТе с И. Смоктуновским, А. Вертинской, Ю. Богатырёвым, Т. Лавровой. Это был спектакль нежный, прозрачный, романтичный, красивый невероятно.Так уже поставить никто не сможет.
Кстати, Иннокентий Смоктуновский, гениальнейший , без преувеличения, актёр, играл во многих постановках МХАТа, и мне посчастливилось некоторые из них видеть. Особенно потряс меня образ Иудушки в спектакле "Господа Головлёвы" по М. САлтыкову_Щедрину.Я смотрела на сцену, и мне просто страшно было. На сцене был не актёр, не Смоктуновский, а настоящий Порфирий Головлёв. Сказать, что Смоктуновский перевоплотился - это ничего не сказать. Он просто стал Иудушкой. И это было страшно. И как велик Смоктуновский!
Возвращаясь к "Чайке", не могу не вспомнить спектакль в постановке Андрея Кончаловского, потому что он меня тоже потряс, но в противоположном смысле.
Я привела на этот спектакль учеников, некоторые были с родителями. Я не ожидала, что можно так издеваться над классикой, хотя последние десятилетия показали, что как раз с классикой можно делать что угодно.
В начале спектакля на сцену вышел актёр в деревенской рубахе и портах, повернулся, Слава Тебе, Господи, спиной, полностью разделся и нырнул в "колдовское озеро"!Мне захотелось уйти сразу же после этого, и это было бы правильно. Но я была не одна, мучилась до конца. Пьеса шла в театре им.Моссовета, одном из моих любимых театров, и актёры-то все были великолепные: И Е. Стеблов, и А Адоскин, и А. Серебряков, и И. Розанова, и, конечно, Юлия Высоцкая в роли Нины Заречной. Кстати, она была неплоха.Но сцена объяснения Аркадиной (И Розанова) с сыном, когда он, полуодетый после купания, валяется с матерью на полу, закатывается с ней под стол, всё на крике, потом она встаёт и поправляет свою одежду... тьфу! Ужас какой-то! Как мне было стыдно! Трудно мне, воспитанной на лучших образцах классики , принять такую трактовку Чехова. Бедный Чехов! Как над ним только не издевались! А ученикам понравилось,то ли по-другому молодое поколение всё воспринимает, то ли не хотели меня расстраивать, я и без этого была в шоке.
Ещё один спектакль во МХАТе поверг меня в шоковое состояние. Это был 97 год, мои замечательные ученики захотели посмотреть "Маскарад" Лермонтова. Они ещё в 6 классе полюбили его, мы ставили с ними "Песню про купца Калашникова",а две чудные девочки сочинили песни на стихи поэта и прекрасно их исполнили. Поскольку в 9 классе они были уже самостоятельные, сами захотели заказать билеты. Не тут-то было! Во МХАТ школьников не пускали. От них потребовали письмо от директора с заверениями, что дети будут вести себя хорошо, в противном случае школе грозит штраф.Письмо написали, я провела множество устрашающих бесед на тему, как себя вести в общественном месте, пугала штрафом и т.д. Но я особенно не боялась, потому что дети были хорошие, я с ними с 5 класса путешествую по экскурсиям и театрам, им можно было доверять.
И вот спектакль. Прекрасные актёры, прекрасен Лермонтов, но постановка... тоска. Скучнее не придумаешь. А ведь когда-то я наслаждалась игрой великих мхатовских "стариков". Всё изменилось. Дети сидят, зевают, но молчат. И вдруг из кулис выходит кошка с гордо поднятым пушистым хвостом и через всю сцену идёт в противоположную кулису. Я уже поняла, что сейчас раздадутся восторженные вопли учеников, закрыла глаза и думала :"Нас с позором выгонят." Но... тишина. Я открыла один глаз, потом другой, посмотрела, как заворожённо следили мои ученики за кошкой и ... молчали.Отлегло от сердца. И так прошло три часа.                Кошка была самым ярким эпизодом спектакля. И когда мои дети вышли в Камергерский переулок и стали орать, прыгать друг на друга, скакать вокруг меня, я им и слова не сказала. Энергия требовала выхода, что делать.Я просто надеялась, что дома в историческом переулке останутся неразрушенными.
Теперь это воспоминание кажется таким забавным, таким милым!
Неужели когда-нибудь я смогу снова пойти в театр, вдохнуть неповторимый запах старого дерева, кулис, услышать нестройный звук настраиваемых инструментов в оркестровой яме, ощутить радостное волнение , предвкушая встречу с прекрасным? Неужели ?


Рецензии
Здравствуйте, Марина.
С интересом прочитал ваш обзор, теперь имею представление о современном театре.В 70-е я, приезжая в Питер в отпуск, смотрел по 20 спектаклей и ни разу не разочаровался.

Андрей Жунин   13.12.2022 18:54     Заявить о нарушении
Андрей, спасибо на добром слове! Извините, что отвечаю не сразу. Думаю,что Питер, конечно, более интересный в культурном плане город. Жаль, что я ни разу не была там в театре. Но знаю, что в советские времена всем командировочным можно было легко попасть в театр, потому что для них всегда оставлялись билеты. Вот такой он, Ленинград.
А я с интересом прочитала об "Анне Карениной" Толстого. У каждого свой взгляд на писателя и его героиню. Когда-то я ей очень сочувствовала, а потом она стала меня раздражать. А лучшим воплощение Анны на экране считаю роль в исполнении Греты Гарбо.

Марина Никулина 2   13.12.2022 18:39   Заявить о нарушении
Доброго здоровья . Люблю смотреть спектакли " Чайка " всех театров и за все года.

Чудинов Владимир Михайлович   06.09.2023 08:21   Заявить о нарушении