Лашманы верхнего Присурья

      Не буду вдаваться в подробности причин появления служилых татар на территории Руси. О них много ранее сказано и версий всяких предостаточно. И происхождение их от волжских Буртасов, и от Булгар, и древних Мадьяр, что переселялись на запад в Европу,  и от омусульманивания угро-финских  племен Мордвы и Черемисов на территориях нынешней рязанской мещеры, и от бегства некоторых татарских князьков с семейными ордами на Русь при распаде Золотой Орды…
 
   Но одно бесспорно. При принятии  на русскую воинскую службу им, как правило, не давалось никакого жалования, а лишь выделялось место для компактного проживания, а в кормление предоставлялись свободные земельные наделы.

   Вот так в силу жизненных обстоятельств, исторически воинственные кочевники стали оседлыми жителями с земледельческим укладом. Так называемые воины – пахари.  Да и жить они стали  в достаточно больших поселениях с капитальными избами по северному средне-русскому образцу.

     Таким образом в 17 веке вполне наглядно сформировалось сообщество служилых татар – мишарей (мещеряков) со своим определенным языковым диалектом, земледельческо – животноводческим хозяйственным укладом, но конфессионально  мусульманского вероисповедания.
  Расселяли их (наделяли свободными земельными угодьями), в основном компактно и исключительно по оборонительным узлам засечной линии, что защищала Русь от набегов кочевников с юга со стороны Дикого поля. В 16 веке это было по линии Муром – Темников - Арзамас – Алатырь.
 
  А в начале 17 века возникла настоятельная необходимость передвижения оборонительной засечной черты на юг, как защиты русских земель от многочисленных рейдов кочевников  из степей северного Кавказа, нижней Волги и Причерноморья.
   Как один из примеров - прорыв по сурской (крымской) дороге стотысячного войска крымских татар хана Казы Гирея к Москве летом 1571 года. Тогда решающее сражение с его ордой произошло на месте, где впоследствии был основан Донской монастырь. Но это уже совсем другая история.

    А засечная черта с опорными крепостными узлами к середине 17 века передвинулась южнее на линию Тамбов – Инсар - Шишкеево – Саранск – Атемар – Карсун и далее пошла до Волги, где была заложена крепость Симбирск.
    И вот если говорить современными определениями в новые форпосты «на передовую» из тыла  в первую очередь отправляли соединения служилых татар из прежних опорных пунктов. Как самых боеспособных и безотказных. Нет, конечно,  им придавалось  усиление в виде казаков - пушкарей и некоторого числа дворянских детей (непотомственных дворян) из  русских порубежных городов. Но содержание и тех было таким же в виде земельных наделов и лишь иногда небольшого денежного жалованья на ружейный припас. .

    А еще через несколько десятилетий засечная оборонительная черта отделилась от Нижне Ломовской -  Инсарской линии, ушла в сторону нынешней Пензы и далее на Сызрань. Вот отсюда и пойдет  наше описание о жизни  части служилых татар верхнего Присурья.

    Поначалу их соединения, как и прежде, направляли-переселяли на аванпосты по передовым пунктам сторожевой линии. В нашем случае это нынешние села городищенского района пензенской области  Нижняя и Средняя Елюзань и, конечно, Индерка Сосновоборского.
   Правда в глухих лесах вокруг нынешнего Сосновоборска еще с завоевания Казанского ханства Иваном Грозным до того уже более сотни лет скрывались разрозненные беглые группы татар. Не на этих ли местах их  сокрытия – проживания образовались впоследствии татарские села Сосновоборского района Альмяшевка и Сыромяс? Но это совсем другой вопрос.

   А пензенско – сызранская линия в скором времени утратила свое оборонительное значение и служилые татары, те кто не были переправлены за Волгу в Башкирию и на Южный Урал,  на своих прежних местах проживания перешли в разряд  государственных крестьян - однодворцев. А значит без помещичьей крепости.
   Но недолгой была их относительно вольная жизнь. В 1718 году царь Петр Первый своим указом приписал бывших служилых татар и других некрещеных инородцев к недавно образованному Казанскому адмиралтейству.

   В устье Камы была заложена верфь для постройки судов каспийско – азовской флотилии. А строевой лес для этой верфи,   должны были заготавливать и сплавлять лашманы – в переводе с немецкого  пилить, строгать и человек – LASHMANN.

   Православные землепашцы  даже за хорошую плату, добровольно не соглашались на каторжный многомесячный труд в зимнем лесу вдали от своих мест проживания. Вот и было найдено такое решение для приобщения к государственной повинности, вроде как бездельных к этому времени, служилых татар и прочих некрещеных инородцев.  К ним относились мордва и черемисы.

   Они по государеву указу обязаны были совершенно бесплатно, ведь у них были  земельные наделы,  со своим тяглом, прокормом, одеждой, фуражом, амуницией и инструментом работать на адмиралтейство. Это были долгие зимние, а у кого-то и летние месяцы в отрыве от семей и хозяйств, которые без них зачастую приходили в упадок.

   Правда, мобилизовывались они не поголовно всем поселением, а только двое из десяти дворов. А так же  они освобождались от рекрутской и некоторой другой налоговой повинности, а если меняли веру на православную, то выходили и вовсе из лашманского сословия. В этом случае государственную повинность за них  отбывали  другие их  земляки по жребию.

   Доходило и до курьезов. Как узнавали некрещеные, что в какое-то село прибывал православный батюшка для приобщения к христианской вере инородцев, то мишари старались проникнуть туда под видом местных. После крещения батюшка выдавал-дарил новообращенному христианину  сапоги, порты, рубаху, шапку, армяк и нательный серебряный крестик.
  Что ж! Где татарин прошел - там еврею делать нечего! (Современная поговорка) Кто-то переодевшись в прежние лохмотья передвигался за батюшкой в следующее село и крестился по второму, а то и третьему разу!

   А Индерские и Елюзаньские лашманы заготавливали лес вдоль нынешней Малинской трассы из Сосновоборска на Балук и спускали его по лашманской дороге в место, которое называется «гатя» - обширная прибрежная  луговина, ранее  покрытая бревенчатым настилом. Это ровное пойменное место немного выше села Индерки на правом берегу Суры. Там складировались заготовленные бревна, вязались плоты, которые по высокой весенней воде сплавлялись по Суре до Волги и далее к Казани.

  На сегодняшний день с верхней дороги  остался еще проезжий для авто лашманский спуск к прибрежной долине под старым названием «гатя». Есть на ней и небольшие пойменные озерца в которых я еще в 70-х лазил с бредешком,  ловил карасей и уникальных вьюнов. Уха из них была натурально сладкая.

   А село татар-мишарей Индерка и ныне стоит на своем прежнем месте. В нем десять лет назад было три мечети и до трех тысяч жителей.
   А вот Средняя Елюзань нынче по праву совершенно уникальное место. Это самое большое мусульманское сельское поселение в ЕВРОПЕ(!).
   В  нем доходило до 11 тыс. жителей при пяти мечетях. И что интересно – это село абсолютной трезвости.  В его более чем сорока торговых точках не продается алкоголь. Только в двух комках при дороге для проезжих и местных работников из числа славян.
 
 
   
   
   
 


Рецензии
Интересно. Познавательно. Спасибо.
С уважением. Надежда.

Надежда Кедрина   27.03.2021 09:52     Заявить о нарушении
А выставляю только для интереса местных, где и я как-то. А Вы там тоже рядом?

Владимир Островитянин   27.03.2021 15:07   Заявить о нарушении
Я очень, очень далеко... Но на Прозе.ру читаю многое о Сибири, Дальнем востоке, а уж Ваш край интересен жизнью людей и природой в таких суровых условиях жизни. Я ведь никогда там не побываю, а интересно знать! Тем более, когда описывается всё происходящее с любовью ко всему.
С уважением. Надежда.


Надежда Кедрина   27.03.2021 15:41   Заявить о нарушении
Это точно, Надя! С любовью!

Владимир Островитянин   27.03.2021 16:40   Заявить о нарушении
С любовью. Это к Вашему определению. Не подумайте чего-то фривольнлго.

Владимир Островитянин   27.03.2021 17:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.