Вопреки печенегам и половцам
( картинка из интернета)
Глава1
Итак, я выбрала факультет русского языка и литературы.Надо ли говорить о том,как отговаривали меня родители!
Мама,закончившая финансовый техникум, хотела бы видеть меня успешным специалистом в области товароведения.
Папа, работавший на химическом производстве,сам имевший финансовое и политехническое образование,видел меня технологом лёгкой промышленности.Именно лёгкой. Ни в коем случае не на химзаводе.А вот технолог на молочном комбинате или пищекомбинате - прекрасный вариант для девушки.
- На педсоветах учителей ругают! -говорила мама.-И на уроках - разве мало нервотрёпки с сорокА гавриками ?
(Классы среднего звена были переполнены).
- Все учителя болеют,- говорил отец.- И разве у них санатории? А вот у химиков- и в Крыму, и в Сочи, да хоть и на Телецком озере! Каждый год путёвки от профсоюза.
Да , они были правы, мои родители. Скромная девочка, я всегда слушалась их.Не послушалась лишь дважды : когда выбирала профессию и мужа.
Бесконечные стопки тетрадей по ночам,подготовка к урокам, планы и конспекты,вся подводная часть АЙСБЕРГА работы словесника, глыбы проверенных тетрадей (общим количеством, наверное, не менее 100 000)-это была жёсткая стихия.Требовавшая времени и сил. Ступив на стезю благородного, но каторжного труда, как могла,добросовестно тянула эту перегруженную ладью через мелководье зарплаты и отмели её отсутствия вовсе в лихие 90-ые.
Но тогда, "на заре туманной юности" как любила я эти" горние вершины русской литературы", этот мир книг!.. Книжная девочка, насквозь книжная...
Хотелось перечитывать,открывая с любой страницы, "Барышню-крестьянку"Пушкина.
До невозможного жалко было гоголевского Акакия Акакиевича. Волновали"Вешние воды" Тургенева, "Дом с мезонином" Чехова... Бунинские "Тёмные аллеи" вносили что-то постороннее и тревожное, но были интересны необычными встречами и знакомствами.Верилось и удивляло, что именно так жили, чувствовали,мыслили и говорили люди менее, чем сто лет назад.
Волновали и трогали произведения о лицейском братстве(особенно "Юность Пушкина" Слонимского),захватывала книга Магдалины Сизовой о судьбе Лермонтова.
Мои представления об отрочестве и юности Пушкина долго определялись повестью Александра Слонимского.Уже намного позже, прочитав Тынянова,я поразилась отроческой неприкаянности и непонятости его окружающими в лицейский период............
Глава 2
Небольшую потрёпанную книжку о варягах и новгородцах, доходивших на ладьях со всякими приключениями почти до Царьграда,я прочитала случайно в поезде, который мчал меня в столицу Сибири для поступления в институт.
Стоял конец июля. В Новосибирске плавился асфальт.Тянуло к воде, к реке, озеру, морю.Абитуриентов поселили в студенческом общежитии на площади Калинина.Окна комнаты раскалялись от солнца. Занавесок не было.
Со мной в комнате оказались две девочки, поступавшие на математический факультет: Нина Порецкая( папа её был директором в сельской школе) и Люда из Фрунзе. Папа Нины , узнав, что у меня "5" по иностранному языку, с ходу предложил мне работу: если я не поступлю, преподавать у них в школе немецкий язык.Это было первое предложение работы в моей жизни.
А тем временем конкурс на факультеты распределился, как мы узнали из объявления, таким образом:
на факультет истории -21 человек на место,на факультет русского языка и литературы-17 человек, на факультет иностранных языков-14 человек на место. Было над чем задуматься.
Третья девочка, коренная якутка, поступала на филфак.Неунывающая, общительная, с чуть заметным акцентом и никудышним русским письменным, она научила нас говорить"Мин энигин топтыбын". Людмиле из Фрунзе демонстрировала элементы горлового пения. Рассказывала легенду о предках якутов, кочевниках курыканах, которые сплавлялись на плотах вниз по Лене, пока не увидели долину Туймаада. Позже здесь-то и был основан город Якутск.
У нацменов была квота. Но(здесь я забегаю вперёд) Уйгуна, к сожалению, не прошла: завалила сочинение.
И искренне удивлялась: как же так? Кто же тогда у них в заполярном улусе будет преподавать литературу? Да хоть бы и русский язык? И что-то, сдаётся, в этом было.
Укладывая вещи в чемодан,она говорила, что пожилая учительница литературы и все учителя в их посёлке ждут в школу именно её .Поэтому ей просто необходимо поступить в этом году хотя бы на заочное отделение.И наверное, у неё всё получилось благодаря энергии, квоте и неунывающему характеру.
Глава 3
Наконец, наступил первый день вступительных экзаменов!
Первая неожиданность не заставила себя ждать. Выскочила, как кое- кто из табакерки! Как печенег из-за увала!В школе на сочинение отводилось шесть часов.
Здесь же- вот тебе на!Наше вам с кисточкой! Уже после третьего часа предложили сдавать работы. Разве это возможно, если ты выбрал тему" Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова- передовые люди своего времени"? Да я за это время написала только черновик. Хотя очень чисто , надо сказать, написала, на 6-7страниц.Несколько фраз зачеркнула, к сожалению.Переписывала в спешке,сокращая абзацы.Расстроилась очень: пришлось сдавать, ни разу не проверив!Как нас не предупредил никто? Ни в школе, ни перед самим экзаменом? Но , к счастью, всё обошлось: в списке заваливших, прикнопленном к доске объявлений, моей фамилии нет. А это значит, допущена до следующего экзамена!
Итак, меня ждало испытание по русскому языку( устно)!
Казалось бы, ну здесь- то неожиданностей не может быть!Откуда тут-то взяться береговым половцам и печенегам, подводным камням и порогам с перекатами, когда ладья моих знаний неслась под чистым парусом наивности к открытому устью?
Были, да ещё какие! Вытаскиваю билет. " Вводные слова-предложения". Ну, это понятно. Но странно.Такое маленькое примечание после параграфа- и на вступительных экзаменах?Пишу ответ на листочке.Предложение для разбора (практическую часть) разбираю влёт, хотя там внутри- около десяти простых.
Была ещё куча других( но мелких) заданий, на нормальном таком уровне.
Начинаю отвечать про слова-предложения.Вижу поднятые брови двух членов комиссии.(Комиссия работала по кучкам).
-Покажите билет! Тут опечатка! Здесь должно быть " Вводные слова ИИИ предложения".Берите другой билет!
-Но я могу ответить" Вводные слова И предложения" без подготовки! Мне нравится этот билет!
-Нет, мы так не можем!Мы должны сдать листочек с вашим ответом!Садитесь
готовьтесь!
Сажусь. Готовлюсь. Отвечаю.
Оценка "4" за теоретическую часть.
ПОЧЕМУ?!
-НО вы же отказались взять другой билет!-говорит одна.
-И вы же возвращались и дописывали!-говорит другая.
В общем, чистая женская логика времён Марфы Посадницы!
Позже, в институте, я не встречала этих женщин- видимо, были они просто откуда-то приглашены на время приёма экзаменов.
Глава 4
Экзамен по немецкому запомнился тем, что никто не хотел идти к преподавательнице- блондинке с красивым, холёным лицом. Прошёл слух, что она из самого НГУ. Все рвались к чёрненькой, в очках на носу с горбинкой, преподавательнице института. Но блондинка мне понравилась больше- такая истинно русская красота и несуетливость.
Перевод текста - самое трудное!- всего с одним невнятным местом ( словосочетанием). Ответ по теме - с одной поправкой:
- Их нэмэ руе,- говорю я.
- Что вы хотите сказать?
- Я отдыхаю.
- Вы сказали, что берёте отпуск.
Понимающе улыбаемся.
В общем, всё благожелательно и достойно. Никаких локальных конфликтов и столкновения интересов. Никаких фрягов с их арбалетами. В протоколе оценка "Хорошо".
Глава 5
Теперь - об экзамене по истории. О, эта выстраданная мною "пятёрка"!
...Наконец-то можно выйти из ладьи, размять затёкшие ноги,высадиться на остров без кочевников и рвануть босиком по песчаному, золотоносному дну!
На втором этаже - броуновское движение. Это хаотически движущаяся толпа - очередь абитуриентов.Довольно долго ждём возможности войти в аудиторию и взять свой билет. Какая-то модно одетая девочка с длинными ногтями периодически проводит ими по стенке со скрябающим звуком. Несмотря на то, что руки у меня как ледышки, хочется свежего воздуха.Спускаюсь вниз проветриться.
Дорогие абитуриенты! Никогда не пытайтесь во время экзаменов в вузе спуститься вниз, выйти из здания и подышать свежим воздухом! Хотя о чём я говорю! Вы же сдаёте тесты в школе!
Открываю дверь тамбура, и толпа родителей, тут же , окружив меня ," берёт в плен". Летят вопросы- стрелы:
-Кто принимает?
-Экзаменатор мужчина или женщина?
- Во сколько закончится экзамен?
-Прошла ли Снежана в аудиторию?
(Не знаю.Не знаю. Не следила, так как повторяла темы).
Две родительницы этого кочевого каганата совершенно достают тем, что переглядываются и сокрушённо качают головами:
-Разве можно в таком состоянии сдавать экзамены?!
-Ты должна! отказаться от сдачи сегодня!
И тут адреналин у меня, уверенно ползший вверх, начинает, наконец, зашкаливать.Так и не прорвавшись на улицу,возвращаюсь на второй этаж с закипающим возмущением:
- Ах так! Своим бы деткам не сказали бы такого!Поддержали бы уж точно!
В общем, состояние , как у спортсмена перед рывком!
Точнее,свою ладью я готова был поднять, перенести на руках через невесть откуда взявшиеся пороги психологического прессинга и опустить, наконец, на глубокую воду истории.
Двое мужчин-преподавателей ( перед этим всё были женщины), выслушав ответы,дополнительно интересуются, кто написал " Гранатовый браслет"? Каких поэтов я люблю? Какие фильмы снял Бондарчук? Слушаю ли я джаз? Каких советских композиторов я знаю?
Не смею признаться, что училась в музыкальной школе , и их разговор между собой , что о творчестве Дмитрия Шостаковича,о его знаменитой Седьмой симфонии(три части которой были написаны в блокадном Ленинграде), я могла узнать из учебника истории, принимаю молча и смиренно. Тем более, что по муз. литературе у нас был Штраус, Бах и Бетховен.Вдруг попросят исполнить что- нибудь?!(Шучу.)
В коридоре среди значительно поредевшей толпы меня встретила нашедшаяся Снежана. Она уже сдала экзамен с другим, параллельнам потоком.
- Что получила? Какие вопросы попались?- с ходу спрашивает она и тут же сама с азартом пытается отвечать на один из них.
-Нет, Снежана, это не про ООН. И не про Варшавский Договор,-говорю я.
Интрига в том, что этой темы не было в учебниках. Но она была в пособии для поступающих в вузы.Проштудированном мной дома.
А второй вопрос!О, уберите в колчаны свои оперённые остроумием стрелы!
Сверните стяги своего недоверия! Ибо он был о походе князя Игоря на половцев! А историческая основа" Слова о полку Игореве"со всеми датами и перипетиями была доскональнейше изучена мной по программе литературы.Более того, я даже писала реферат(правда,никуда не отправленный) по этой теме.
А хорошо бы сказать- прочитала об исторической основе похода в той потрёпанной книжечке,попавшейся в поезде.
Но ведь там было про варягов и новгородцев, которые, вопреки печенегам и половцам, дошли - таки до Царьграда.
Свидетельство о публикации №220042601782