Вопреки печенегам и половцам

 ВОПРЕКИ ПЕЧЕНЕГАМ И ПОЛОВЦАМ, или КАК Я ПОСТУПАЛА В ИНСТИТУТ
               
( картинка из интернета)


 Глава1
               
 Итак, я выбрала   факультет  русского  языка и литературы.Надо ли говорить о том,как отговаривали  меня   родители!
                Мама,закончившая финансовый техникум,  хотела бы  видеть меня успешным специалистом в области товароведения.
                Папа, работавший на химическом  производстве,сам имевший   финансовое и политехническое образование,видел   меня   технологом   лёгкой   промышленности.Именно  лёгкой. Ни в коем   случае не на химзаводе.А вот технолог на молочном комбинате или пищекомбинате - прекрасный   вариант   для  девушки.
                - На  педсоветах учителей  ругают! -говорила   мама.-И  на уроках -  разве мало нервотрёпки  с сорокА гавриками ? 
 (Классы  среднего звена были переполнены).
                - Все   учителя  болеют,- говорил   отец.- И разве   у них  санатории? А  вот у  химиков-  и в Крыму, и в Сочи, да  хоть и на  Телецком   озере! Каждый год путёвки   от  профсоюза.
                Да , они  были правы, мои   родители. Скромная девочка, я всегда   слушалась их.Не послушалась лишь   дважды : когда   выбирала профессию  и   мужа.
                Бесконечные    стопки   тетрадей   по ночам,подготовка   к урокам, планы и конспекты,вся подводная часть  АЙСБЕРГА работы  словесника,    глыбы  проверенных тетрадей (общим  количеством, наверное, не менее 100 000)-это была   жёсткая стихия.Требовавшая времени  и сил. Ступив  на стезю благородного, но   каторжного  труда, как  могла,добросовестно тянула эту   перегруженную  ладью   через   мелководье зарплаты и отмели  её   отсутствия вовсе в лихие  90-ые.
                Но  тогда, "на заре туманной юности" как  любила я эти" горние   вершины  русской литературы", этот мир  книг!.. Книжная  девочка, насквозь  книжная...
                Хотелось перечитывать,открывая с любой страницы, "Барышню-крестьянку"Пушкина.
                До невозможного   жалко  было гоголевского   Акакия Акакиевича. Волновали"Вешние   воды" Тургенева, "Дом с  мезонином" Чехова... Бунинские "Тёмные аллеи" вносили  что-то постороннее и тревожное, но были  интересны необычными   встречами и знакомствами.Верилось и удивляло, что именно так жили, чувствовали,мыслили и  говорили люди менее, чем сто лет назад.
                Волновали и трогали произведения о лицейском братстве(особенно "Юность Пушкина"   Слонимского),захватывала книга Магдалины Сизовой  о судьбе  Лермонтова.
                Мои представления об  отрочестве и юности Пушкина долго определялись повестью Александра  Слонимского.Уже намного позже, прочитав   Тынянова,я поразилась отроческой   неприкаянности и  непонятости его окружающими в лицейский   период............


                Глава 2
Небольшую  потрёпанную   книжку  о варягах и новгородцах, доходивших  на ладьях со всякими приключениями  почти до Царьграда,я прочитала  случайно в поезде, который мчал  меня  в столицу Сибири  для  поступления  в институт.
Стоял конец  июля. В Новосибирске   плавился асфальт.Тянуло к  воде, к реке, озеру, морю.Абитуриентов  поселили   в студенческом общежитии на площади   Калинина.Окна комнаты  раскалялись от  солнца. Занавесок не  было.
Со  мной в комнате оказались  две   девочки, поступавшие  на  математический   факультет: Нина Порецкая( папа её  был директором в   сельской школе) и Люда из Фрунзе. Папа Нины , узнав, что  у  меня "5" по иностранному   языку, с ходу предложил  мне   работу: если  я не поступлю, преподавать  у них в школе  немецкий   язык.Это было первое  предложение   работы  в моей  жизни.
А тем временем конкурс  на  факультеты   распределился, как мы узнали   из объявления,   таким  образом:
на факультет истории -21 человек на место,на факультет русского языка и литературы-17 человек, на факультет иностранных языков-14 человек на место. Было над чем  задуматься.

Третья  девочка, коренная  якутка, поступала   на филфак.Неунывающая, общительная, с  чуть заметным акцентом и никудышним   русским письменным, она научила  нас говорить"Мин   энигин топтыбын". Людмиле из Фрунзе  демонстрировала  элементы горлового   пения. Рассказывала  легенду о предках якутов, кочевниках курыканах, которые сплавлялись   на плотах вниз по  Лене, пока не   увидели долину Туймаада. Позже  здесь-то и  был основан   город  Якутск.
У нацменов была  квота. Но(здесь я  забегаю  вперёд) Уйгуна, к сожалению, не прошла: завалила   сочинение.
И искренне  удивлялась: как же так? Кто же тогда у них в заполярном  улусе будет преподавать литературу? Да хоть бы и русский язык? И что-то, сдаётся, в этом  было.
  Укладывая вещи в  чемодан,она говорила, что  пожилая     учительница литературы  и все учителя в их посёлке ждут  в школу именно её .Поэтому ей просто необходимо поступить в этом  году хотя бы на  заочное отделение.И наверное, у неё всё  получилось благодаря  энергии,  квоте и  неунывающему  характеру.
               
                Глава 3

Наконец, наступил первый день вступительных  экзаменов!
Первая неожиданность не заставила  себя ждать. Выскочила, как кое- кто из табакерки! Как печенег из-за  увала!В   школе на сочинение отводилось шесть  часов.
Здесь же- вот тебе на!Наше  вам  с  кисточкой! Уже после третьего  часа предложили сдавать работы. Разве это возможно, если ты выбрал тему" Андрей Болконский, Пьер  Безухов, Наташа  Ростова- передовые  люди  своего   времени"? Да я за это время  написала   только   черновик. Хотя очень чисто , надо сказать, написала, на 6-7страниц.Несколько фраз  зачеркнула, к сожалению.Переписывала  в спешке,сокращая абзацы.Расстроилась   очень: пришлось  сдавать, ни разу  не проверив!Как нас не предупредил никто? Ни  в школе, ни перед  самим   экзаменом? Но , к счастью, всё  обошлось: в списке  заваливших, прикнопленном   к   доске   объявлений, моей   фамилии нет. А это   значит, допущена до следующего   экзамена!
Итак, меня   ждало  испытание  по русскому  языку( устно)!

Казалось бы, ну здесь- то неожиданностей   не   может  быть!Откуда  тут-то  взяться береговым половцам и печенегам, подводным   камням и   порогам   с перекатами, когда ладья   моих  знаний неслась под  чистым   парусом наивности к открытому   устью?
Были, да ещё  какие! Вытаскиваю билет. " Вводные слова-предложения". Ну, это   понятно. Но странно.Такое  маленькое примечание   после параграфа- и на вступительных   экзаменах?Пишу ответ  на  листочке.Предложение  для  разбора (практическую   часть)   разбираю  влёт, хотя  там внутри- около  десяти  простых.
Была ещё  куча  других( но мелких) заданий, на   нормальном   таком  уровне.
Начинаю отвечать про  слова-предложения.Вижу поднятые  брови двух   членов комиссии.(Комиссия   работала   по  кучкам).
-Покажите  билет! Тут   опечатка! Здесь  должно  быть  " Вводные  слова ИИИ предложения".Берите  другой  билет!

-Но я могу  ответить" Вводные слова И предложения"  без   подготовки! Мне  нравится этот  билет!
-Нет, мы  так не можем!Мы должны сдать   листочек с вашим ответом!Садитесь
готовьтесь!
Сажусь. Готовлюсь. Отвечаю.
Оценка "4" за теоретическую часть.
ПОЧЕМУ?!
-НО вы же отказались  взять другой  билет!-говорит   одна.
-И вы же   возвращались   и дописывали!-говорит   другая.
В общем, чистая женская   логика   времён  Марфы Посадницы!
 Позже, в институте, я не встречала этих  женщин- видимо, были они просто откуда-то приглашены  на время приёма экзаменов.

                Глава 4

 Экзамен   по немецкому запомнился  тем, что никто не  хотел  идти к преподавательнице- блондинке с красивым, холёным лицом. Прошёл слух, что она из самого НГУ. Все рвались к   чёрненькой, в очках на носу с горбинкой, преподавательнице института. Но блондинка  мне понравилась   больше- такая  истинно   русская   красота и несуетливость.
    Перевод текста - самое  трудное!- всего с одним  невнятным   местом  ( словосочетанием). Ответ по теме - с одной  поправкой:
- Их   нэмэ   руе,- говорю  я.
- Что вы хотите сказать?
- Я   отдыхаю.
- Вы сказали, что  берёте отпуск.
Понимающе  улыбаемся.
   В общем, всё   благожелательно   и достойно. Никаких локальных конфликтов и столкновения   интересов.  Никаких  фрягов с их  арбалетами. В протоколе оценка "Хорошо".   
 
               
                Глава 5
      Теперь  -  об экзамене по истории. О, эта   выстраданная мною "пятёрка"!
      ...Наконец-то можно   выйти из ладьи, размять   затёкшие   ноги,высадиться на остров без кочевников и рвануть босиком по песчаному, золотоносному   дну!
      На  втором   этаже - броуновское   движение. Это   хаотически   движущаяся   толпа -   очередь абитуриентов.Довольно   долго   ждём   возможности   войти в аудиторию и взять свой   билет. Какая-то  модно  одетая   девочка с длинными   ногтями периодически проводит  ими   по стенке со скрябающим звуком. Несмотря  на то, что руки у меня  как ледышки, хочется свежего   воздуха.Спускаюсь   вниз проветриться.
      Дорогие   абитуриенты! Никогда не пытайтесь во время экзаменов в вузе спуститься вниз, выйти из здания и подышать  свежим  воздухом! Хотя о чём я говорю! Вы же  сдаёте   тесты   в   школе!
      Открываю дверь тамбура, и толпа родителей, тут же ,  окружив меня ," берёт в плен". Летят вопросы- стрелы:
      -Кто принимает?
      -Экзаменатор мужчина   или  женщина?
      - Во сколько   закончится  экзамен?
      -Прошла  ли  Снежана в аудиторию?

       (Не знаю.Не  знаю. Не следила, так как повторяла   темы).
       Две  родительницы этого   кочевого   каганата   совершенно  достают тем, что переглядываются и сокрушённо  качают   головами:
      -Разве   можно в таком состоянии сдавать экзамены?!
      -Ты должна! отказаться от сдачи сегодня!
       И тут  адреналин у меня, уверенно  ползший  вверх, начинает, наконец, зашкаливать.Так и не  прорвавшись на   улицу,возвращаюсь   на   второй  этаж   с   закипающим   возмущением:
       - Ах   так! Своим   бы  деткам   не  сказали бы  такого!Поддержали  бы  уж точно!
       В общем,  состояние , как   у спортсмена   перед рывком!

       Точнее,свою   ладью   я готова   был поднять, перенести на руках   через невесть откуда   взявшиеся   пороги психологического  прессинга и опустить, наконец, на   глубокую  воду  истории.
       Двое мужчин-преподавателей ( перед  этим  всё   были  женщины), выслушав  ответы,дополнительно   интересуются, кто написал  "  Гранатовый  браслет"? Каких поэтов я люблю? Какие  фильмы  снял  Бондарчук? Слушаю ли я джаз? Каких советских композиторов я знаю?
      Не смею признаться, что  училась  в музыкальной   школе , и их разговор  между  собой , что   о творчестве Дмитрия Шостаковича,о его знаменитой Седьмой симфонии(три части которой были написаны в блокадном Ленинграде), я могла  узнать из учебника  истории, принимаю  молча  и смиренно. Тем более, что по муз. литературе   у нас был Штраус, Бах и  Бетховен.Вдруг попросят  исполнить  что- нибудь?!(Шучу.)

      В коридоре  среди  значительно   поредевшей   толпы  меня встретила  нашедшаяся  Снежана. Она уже  сдала экзамен с другим, параллельнам  потоком.
      - Что   получила? Какие  вопросы   попались?- с ходу спрашивает она и  тут же сама с азартом пытается отвечать на один из них.
      -Нет, Снежана, это не про ООН. И не про   Варшавский  Договор,-говорю я.
      Интрига в том, что этой  темы не было в  учебниках. Но она была   в пособии для поступающих в вузы.Проштудированном  мной   дома.
      А второй  вопрос!О, уберите в колчаны  свои   оперённые   остроумием   стрелы!
      Сверните  стяги своего   недоверия! Ибо он был   о походе князя  Игоря на  половцев! А историческая основа" Слова   о полку   Игореве"со всеми   датами и перипетиями была доскональнейше   изучена мной   по программе литературы.Более того, я даже писала реферат(правда,никуда  не отправленный) по этой  теме.

      А   хорошо  бы сказать- прочитала об исторической основе похода в той потрёпанной  книжечке,попавшейся в поезде.
Но ведь   там  было про   варягов и новгородцев, которые, вопреки   печенегам и половцам, дошли - таки до  Царьграда. 

 


Рецензии