Ерунда на постном масле

Когда-то, в пору самой плановой в мире экономики, чтобы назначить цену даже копеечной продукции, разработанной на периферии, надо было мчаться в Москву и каждую лишнюю копейку аргументировать. С пеной у рта. Давно прошли те нервные времена. Сейчас у местных производителей не жизнь, а малина: оценивай своё детище сам, как твоей душеньке угодно: хоть в тысячу, хоть в миллион, хоть в долларах, хоть в фунтах, ну в крайнем случае в рублях. Либерализация. Попросту говоря, свобода. Нравится цифра 17? Счастливое, говорят, число. Смело ставь на ценник 17 тысяч рублей – никто и не пикнет.

Что может стоить такие деньги? А что угодно. Хоть бы и люстра местного завода электроизделий. Роскошная, видимо, вещь. Не нравится цена – не берите. Тем более, что выпускает завод светильники и попроще. И даже совсем простенькие – на две лампы, а то и на одну. И цены бросовые. Но разбирают их в момент, ещё тёпленькими. Даже очередь собирается. Может, прогадали с ценой? – нервничает завмаг. И меняет ценник - прямо на глазах очереди! Мол, новая партия, особые патроны... Не боевые, конечно. Под лампочку… Думаете, народ ногами затопал, брать не стал? Как бы не так. Сегодня – или никогда!

Но нашёлся один умник, который вдруг вспомнил, что цены на бытовые приборы правительство обещало фиксировать! И началось! «Обещало – и не фиксирует! Почему да отчего?!» Но поздно он вспомнил, потому что уже три месяца завод торговал по завышенным ценам – и в Беларуси, и в братской России. Лишних 700 тысяч рублей взял – только на цене. А ещё – на завышенной наценке. Это уже торговая база постаралась. Ну не глянулись ей 8 процентов допустимой наценки. 12, конечно,  приятнее. И ведь жалкие крохи накрутили, в бинокль не разглядишь, заморенный в очереди покупатель сроду не обнаружит, а гляди-ка – тысячи набежали.

Что эти несчастные 4 процента? Да сущая ерунда в сравнении с 24 процентами, которые горпищеторг накинул на подсолнечное масло. Должен был отнять проценты, так нет, бес попутал – прибавил. Было это так. Правительство, идя навстречу трудящимся (почему-то оно сначала куда-то убегает, а потом идёт навстречу), постановило продавать постное масло с торговой скидкой. Чтобы, значит, народ почувствовал хоть какую-то заботу. Но вот беда, в горпищеторге это гуманное постановление не заприметили, а ухватились за другое, более доходчивое, которое позволяло применять складскую наценку – те самые 24 процента. Правда, касались эти проценты, в порядке исключения, совсем другой организации. А вот понравились этой. И бойко торговали весь февраль и март подсолнечным маслом по 11 рублей, когда должны были по 8. Да и того хватило не всем. Зато доход торговли на шальных процентах составил 65 тысяч рублей. Дети, не ленитесь, изучайте проценты!

Как и по какой цене пакистанские куртки с окраской надувного матраса достались крупному химическому объединению - мало кто знает. Но химикам они что-то не показались. Сомнения были насчёт расцветки. Чего не предвидел, конечно, дружественный Пакистан. То ли их писк моды не соответствует нашему, то ли там думают, что мы потребляем уже всё без разбору. И ошибаются. Нет, не всё. Мы ещё привередничаем. Но уже слабо. Во всяком случае, от экзотического для наших мест товара предприятие решило избавиться и нашло подходящего покупателя в лице пригородного сельпо. Но и там, представьте, заморские куртки как-то не впечатлили ни доярок, ни свинарок, ни полеводов… Брать её вместо телогрейки – скотина может не признать. На выход – хотелось бы понаряднее. Короче, надумали в сельпо сбыть куртки подальше.

А тут и покупатель солидный подвернулся. Молодёжное объединение из областного центра. Те оптом взяли. Но вскоре продали - некому малому предприятию, на редкость доверчивому. Да ещё такую ошеломительную операцию с наценками и скидками провернули! В сельпо так и не врубились, что к чему. Или сделали вид. Если на химзаводе куртка стоила 500 рэ, в сельпо 600, то в молодёжных накладных – уже 700, а потом почему-то опять 600. Лукавые проценты плюсовались, вычитались, умножались, менялись местами – и, откуда на возьмись, стараниями только молодого раскрепощённого ума появилась на свет чистая-пречистая, не облагаемая налогами прибыль.

А вот фабрика спортивной одежды, расширяя ассортимент, взялась за пошив трусов, самых обыкновенных, сатиновых. Можно в них, конечно, и с шестом прыгать, и на кросс выходить. Но, чтобы не прогореть, дирекция сразу подстраховалась заказами. И желающие на столь ходовой товар быстро нашлись. Но, похоже, фасон трусов оказался сложным. Вероятно, от Кардена. Потому что билась над ними фабрика третий год, а заказчики так и оставались без трусов. Первым закупил большую партию центр научно-технической информации (чтобы завладеть, я так думаю, ноу-хау французского кутюрье), но неожиданно её продал. Вещь хорошая, в хозяйстве пригодится – и перекупил трусы у центра (возможно, вместо научной информации) колхоз «Красный партизан». Но, хорошенько подумав, со словами «А на кой они ляд?!» решительно продал. Позарился на исподнее с авторитетной родословной некий кооператив, но - просчитался, заплатив за незатейливые отечественные трусы, как за дизайнерские французские.

Трусы тем временем, ничего не подозревая, мирно лежали на фабричном складе, недошитые, даже без резинок – короче, полуфабрикат. Никто из покупателей в глаза их не видел. А торговали бумагами. Как Чичиков. Проценты накручивали, накладные расходы, коэффициенты всякие. Первый раз купили бумажки за 7 тысяч рублей, продали за 10. Через год они пошли уже за 12. А говорят, у нас нет рынка ценных бумаг! Да нигде нет такого рынка, как у нас.

Думаете, я всё это сочинила? Нисколько. Всё это предметы разборки в отделе цен облисполкома. Мелочи жизни. Всякая ерунда да ещё с постным маслом вперемешку. А было это, не поверите, аж в 1992 году… Рублями мы пользовались тогда ещё советскими. До введения «зайчиков» оставалось два месяца. Сейчас в торговле, понятно, другой размах, другие ставки и много-премного новых хитростей.


Рецензии