Взросление

Я с моей подругой Иркой поехали к ней в деревню, не одни конечно с ее родственниками.  Деревня была  под Тулой.  В электричке жарко, душно, все с тюками, саженцами, коробками авоськами, просят открыть окна, но большинство возражают, сквозняков боятся, так и ехали в духоте. Мы сидели около окна, жевали конфеты раковая шейка и смотрели сквозь грязное окно на бегущие провода и меняющиеся пейзажи.    Проезжаем по железнодорожному мосту, а там на Оке уже все купаются, песочек, самоорганизованный пляж, скоро я тоже буду так валяться на бережке, а потом заходить в прохладную слегка пахнущую тиной, речную воду.

 После Серпухова места стали освобождаться и к нам присоединилась  Иркина мама. Она была женщина спокойная, не особо общительная, больше она была занята собой,  и не чувствовала, как другие родители гиперответственности за чужого ребенка.  Я не подлизывалась и не старалась понравиться, просто слушалась.  Чем дальше мы отдалялись от Москвы, тем просторнее становилось в вагоне и на душе.

На автовокзале мы встретились с родственниками тети Гали. Дальше был битком набитый автобус ЛиАЗ,  кондуктор, дорожные кочки, остановка и вот она свобода, пение птиц, аромат свежей листвы.

Потом мы шли  пешком, через лес, 5 километров.  Это была одна из самых красивых и интересных  дорог в моей жизни.  Взрослые по дороге пели, а мне было чудно, в нашей семье никто не пел.  У нас с Иркой забрали сумки, и мы убежали вперед.   Я помню, как мы собирали землянику, словно это было вчера,  какой у нее был  необыкновенный вкус и  аромат,  мы ее не искали, она сама смотрела на нас из под листвы и просилась к нам в рот.  Наелись до оскомины и еще собрали с собой в пластиковый стаканчик.

К вечеру собралось много  гостей. Это был День рождения дяди Саши – тете Нюреного мужа. Иркина мама - тетя Галя приходилась  ему сестрой.  Гостей было много, но  из детей мы с Иркой были вдвоем, это некая эксклюзивность.  Все внимание нам и делать можно, что хочешь – все равно не поругают.  В огороде можно было бегать везде и есть все, что хочешь, только надо надеть резиновые сапоги и повязать косынку,  чтобы ноги не промочить и клещи не залезли. Кушать  вместе со всеми, готовить нам не поручали, а вот убирать со стола это детское занятие. В огороде мы наелись красной и черной смородины, поклевали крыжовник и вернулись в дом.   В чулане нашли сундук, перетащили его на терраску. Каждая извлеченная из сундука вещь в закатном солнце и  падающем через ветви яблони луче, превращалась в магический предмет.  Чугунный утюг   у  нас  превратился в крышу  люка  подводной  лодки. Старая посуда -  в  шлюпки,  штурвалы,  компасы; веревки - в  канаты;  атласы  - в  карты; плетеные авоськи - в большие рыболовные сети и маскировочное снаряжение. В чулане были найдены старые половники, дуршлаги, сломанные  часы, весы, деревянные счета - все пошло в ход.

Я развернула такую бурную деятельность, и Иришка мне помогала. Она была верный и надежный помощник. Как по мне, так это лучший альянс, один изобретает другой добавляет. У первого в голове куча идей, необузданная фантазия и желание экспериментов у второго спокойствие, рассудительность и способности все улучшить. К вечеру мы соорудили фантастическую подводную лодку. Капитаном мы  сделали  кота, ну здесь мы конечно погорячились. Кот Васька оказался непослушным, и чуть не разворотил нам весь корабль, мы быстро это осознали и назначили капитаном игрушечного Бобика, накрылись тюлевыми накидками для подушек  и совершили погружение, именно в этот момент  нас и позвали к ужину.
Еда была праздничная;  традиционное  оливье, винегрет, под шубой, деликатесные шпроты, печень трески наваристый студень,  и конечно свои   бесподобные соленые лисички, бочковые огурчики и маринованные помидоры, а на горячее свиные отбивные. Своих свиней они не держали, но у многих в селе было большое  хозяйство. Пили водку, домашнее вино и портвейн, для нас открыли трехлитровые банки с вишневым компотом и разлили в хрустальные рюмки для портвейна,  так что мы могли чокаться вместе со всеми. Говорили много тостов, и мы поднимали наши рюмки, как взрослые это было вдвойне приятно.

Гвоздем программы был торт «Муравейник», домашнего приготовления и  много, много свечей. Я такой вкусный торт не ела больше никогда,  наверное, это «когда деревья были большими».

Хозяйка вынесла  модный  электрический самовар,  домашнее варенье, мармелад, крупные баранки и  кусковой сахар.  Мы принесли  стаканчик земляники и подарили его дяде Саше. Это стало нашим подарком на  День рождения. В глубине души было немного жалко ее отдавать, такой большой и полный стакан.  Дядя Саша высыпал землянику на круглое,  белое блюдо для всех,  она красиво играла в ярком свете низкой люстры и казалась еще более  яркой, красной и крупной, что кто-то спросил:

 - Да, это садовая, наверное, девчонки  с огорода натаскали, - и все  засмеялись.
Нам  стало немного обидно, она даже пахла лесом.
Тетя Галя сказала, что это девчонки насобирали в лесу по дороге к дому. Нас все начали хвалить, это было так сладко, слаще самой земляники. Гости брали по ложечке и клали   в чай, раздавался такой аромат, что был слышен на другом конце села. Мы таяли  от запаха земляники и от похвал. Незнакомые люди обычно  больше радуются подаркам, чем родные.

Тосты закончились, но чествовать дядю Сашу, а вместе с ним и  и тетю Нюру все продолжали и мне они казались необыкновенными: сильными, умелыми добрыми, и такими горячими и  гостеприимными, как этот самовар.
Сказали убирать со стола, мы быстро растащили все тарелки на кухню, тетя Нюра постелила другую скатерть льняную с кружевом, а дядя Саша вышел с небольшим матерчатым мешочком, все захлопали в ладоши, там было лото. Кричал он первый, как именинник. Потом передавал другим, нам мешочек не дали, мы кричали  медленно  и не все правила знали.  Играли на деньги, одна карточка 5 копеек, мы с Иришкой сначала взяли по 2 , а потом уже по 3.

- Дед! – это была цифра  - 90.
 – А сколько ему лет? – кто -то выкрикнул.
- 37 лет. И все ха-ха-ха
- Барабанные палочки …..

Менялись кричащие,  и моя кучка с деньгами становилась все больше и больше. Кто-то из взрослых  сказал:
- Это девочка, наверное, ясновидящая, управляет рукой кричащего. Все снова засмеялись. А мене было так хорошо; кипящий самовар, запотевшие окна, запах земляники, радостный смех  и  кот Васька под столом терся об мои ноги. У Иришки кучка с деньгами тоже полнилась, но у меня больше. К концу игры у меня было почти пять рублей.

За окном уже светало.  Игра закончилась, нам постелили на терраске, рядом с нашей построенной  подводной лодкой. Спать в прохладе было сладко,  сыровато немного, но нас укрыли тяжелыми ватными одеялами  и  дали большие пуховые подушки. Под утро застучал дождь, форточка была открыта и к нам пробирался запах сирени, ветки царапались в окна, а   соловьи проснулись раньше, чем мы заснули.

Дорога домой была размеренной, умиротворенной . Лес  казался совсем другим, густым,  тяжелым, разлапистым, витиеватым.   Я  шла заполненная гордостью и радость. Ехать самой на высоком велосипеде с рамой по кочкам и не упасть. Руки ноги тряслись, попа отбивалась, но вместе со всеми, с взрослыми. Купаться в прохладной реке и не чихать потом. Не испугаться большой собаки, конечно, я ее боялась, но пошла же открывать чужой замок.

  У меня в мешочке было больше денег, чем мне дали с собой.  Всю мелочь я завязала в рукотворный носовой платочек.  Дома была настольная  игра,  «Муленекс», с  нитками, разноцветным  орнаментом, переводилками  и  платочками. Выбираешь рисунок, нитки и вышиваешь, очень женское занятие и развивает внимательность и сосредоточенность. В такой платочек я положила выигранные мною денежки, получился увесистый кулёчек, а в кошельке оставила  бумажные купюры.
Я представляла, как я приеду домой, развяжу свой узелок и покажу,  какая я богатая. Про собаку и остальные подвиги утаю, все равно не поймут, а денежным богатством, похвалюсь. На следующий день развязала свои, миллионы.  А папа и говорит:
- Ты, там на паперти стояла или аппарат с газировкой вскрыла, - и недоверчиво, как- то усмехнулся.
- Нет, говорю, в лото выиграла.
- В лото, каждый дурак умеет, вот если бы ты училась лучше и по математике пятерки приносила, работу бы хорошую нашла, а может и замуж бы взяли, -
 и рассмеялся своей собственной, как ему казалось смешной шутке.
- Папа, да это же проста так, ради игры, ты видишь, какая я везучая, а теперь еще и богатая и смелая, -  не удержалась я.
- А почему смелая, вы все-таки, что то ограбили? – заволновался он.
- Нет,  что ты, - засмеялась я, - просто я собаки не испугалась.
- Какой еще собаки?
- Там в деревне, когда мы пришли к дому, тети Нюры дома не было, а ключи  у нас были. Все устали, дорога была длинная, сумки тяжелые, всем хотелось в дом и отдыхать. А во дворе без цепи сидела огромная собака. Все испугались ее, а я почему- то нет. Мне казалось, что она просто так лает, шум создает и страх наводит. Она  словно  страдала, что ее охранять заставили. Я взяла у тети Гали ключи и пошла к дверям. Открыла калитку,  собака зевнула, отвернулась  и пошла  к будке. Я спокойно поднялась на крыльцо и открыла тяжелый замок.
 А тут уже и тетя Нюра подошла  с сумками. И  эта собака по кличке «Друг», а он где-то метр в холке, радостно выбежал ее встречать.  Я уже на терраске стою и думаю – зачем я пошла, когда можно было дождаться хозяйки.
Тетя Нюра говорит, я вам за мармеладом и баранками пошла, да видимо, больно долго собиралась.
- А  если бы она тебя укусила? – заволновался папа, -  пришлось бы по врачам бегать, и не дай бог 40 уколов делать, но вообще ты молодец, что ты такая смелая.
Я облегченно вздохнула, меня похвалили!
- Да, пап не укусила бы, просто собака  большая была, поэтому ее все испугались. А я пап умная, сразу поняла, что  собака добрая.
Папа потрепал меня по голове и на этом мой триумф закончился.
Прошло какое-то время и  я почувствовала, как  изменилась,  повзрослела, словно побывала  в интерактивном театре и блестяще исполнила свою партию и она меня чему-то научила.  Все услышанное и увиденное дома я считала единственно правильным, только в книгах читала,  что бывает по- другому, но в живую с этим не сталкивалась. Ездила в  пионерский лагерь, где все уже продумано, и общаешься со   сверстниками, плюс - минус старше либо моложе.

  Новизна, душевность, открытость и простота - зацепило и впечатлило. Туалет на улице, рукомойник с прыгающим краном, газовая горелка,  и это казалось забавным. Я в компании взрослых, незнакомых мне людей выглядела достойно и не спасовала перед неизведанным. Я гордилась собой.

  Кулек с деньгами,  заземлял, добавлял уверенности и значимости. Я везучая, может еще и умная.  Выигранные деньги решила потратить на домашних, ведь на себя  не интересно, у меня и так все было, как мне казалось.  Поспрашиваю аккуратненько кому, что давно хочется и сделаю сюрпризы.
Помечтав, отправилась в ванную и там долго под шум воды вспоминала мое незабываемое путешествие.  В  зеркале разглядывала свое тело, и мне показалось, что и оно изменилось.


Рецензии