Визитная карточка

          Аварийная посадка. Пилот пpосит  стюаpдессу,пpедупpедить пассажиpов,
          чтобы они пpиготовились. Чеpез несколько минут пилот спpашивает, все ли
          заняли свои места и пpистегнули pемни? Все, ответила стюаpдесса, кpоме
          одного – адвоката, он ходит и раздает всем свои визитные карточки.
                Современный анекдот

У вас есть визитная карточка? Нет? Ну, что вы, визитка – это признак современного человека. Вы хотите идти в ногу со временем, чтобы знали о вас и о вашем бизнесе? Обязательно заведите визитку. Вы сможете обмениваться визитками на собраниях, конференциях и семинарах, давать их своим друзьям и товарищам, даже опускать в чужие почтовые ящики! И вы приобретете много новых знакомых. Только будьте осторожны с новыми знакомыми и не попадите в историю, о которой я вам сейчас расскажу.

Сотрудник экономического отдела Михаил Деревянко приехал в Москву впервые. Правда, настоящая его фамилия - Гельман, c этой фамилией его могли в Москву и не послать, но, женившись, он взял фамилию жены. Сначала это доставило ему немало неудобств. Паспорт с новой фамилией ему вручила паспортистка с ехидной усмешкой, родителям он решил ничего не говорить и первое время на обращение «товарищ Деревянко» не оборачивался. Потом постепенно привык, зато фамилия жены открыла перед ним новые перспективы. После окончания института с красным дипломом его распределили в оборонное предприятие и даже выдали допуск, а это означало, что он теперь хранитель государственной тайны.
В Москве побывать он мечтал давно. С самого детства застряла у него в голове песня «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…», и вот он в столице. Перед отъездом он получил от жены длинный список поручений, но про себя решил, что он едет в Москву не для того, чтобы ходить по магазинам, хотя понимал, что надо будет купить масло, исчезнувшее в магазинах их города, хорошую копченую колбасу, а сыну, конечно, привезти апельсинов, которые он видел только на картинках. На это Михаил решил отвести последний день. На Москву у него был свой личный план. Нет, вы не то подумали. Когда он с радостным видом  вышел из канцелярии с командировкой в руке, сразу сказал соседу Толику:
- Еду в Москву! Как ты думаешь, что я сразу буду искать в первый же день?
- Бабу, - догадался Толик.
- План Москвы! Карту остановок метро, чтобы не заблудиться.

План Москвы он нашел в первом же газетном киоске и сразу отметил красным фломастером места, где он должен побывать. Я не буду приводить этот список, отмечу, однако, что в нем был недавно открытый Кремлевский Дворец съездов, после посещения которого начали в жизни Михаила Деревянко происходить неординарные события… но не будем забегать вперед!
Командировка не была сложной: в отраслевом институте он должен был получить служебную информацию. Какую? Все, что делало его предприятие, было совершенно секретно. И, хотя с того времени прошло немало лет, я вам ничего не скажу. Слышали поговорку: если хочешь иметь зубы, держи язык за зубами?
Днем Михаил знакомился с нужными материалами, а вечером выполнял свой личный план.
Вы бывали в Кремлевском Дворце съездов? Он находится прямо на территории Кремля. Какое грандиозное здание! Огромный зал! Великолепная акустика! Я там был и мне очень  понравился буфет, где я попробовал взбитые сливки.
Итак, вечером, одевшись поприличнее, наш герой покинул гостеприимную гостиницу «Дом рыбака и охотника», куда ему дала направление секретарша института, и благополучно прибыл к Дворцу съездов, где в этот вечер ставили балет «Гаяне». Подойдя к кассе, он, конечно, узнал, что билетов нет. Постояв, он вышел и вместе с другими, жаждущими увидеть танец с саблями, стал искать на улице «лишний билетик». И тут ему повезло, он первый подошел к женщине, державшей в руках два билета. Узнав цену, достал кошелек, но женщина сказала:
- У меня два билета. Один билет я не продам.
Помощь пришла неожиданно. Подошел прилично одетый мужчина в элегантном костюме и галстуке бабочкой, приподнял шляпу и с легким прибалтийским акцентом сказал:
-  Я беру второй.
Они расплатились и взяли билеты.
- Меня зовут Эрнест, - представился мужчина, - давайте разыграем билеты, кто где сядет!
- А я Михаил. В какой руке?
- В левой!
Разыграв билеты и смеясь, они, получили у входа программки и дружно поспешили в зал.
У них оказались неплохие места, и новые знакомые довольно переглянулись. Вскоре погас свет, зажглись огни рампы, оркестр начал увертюру, и Михаил уже мысленно рассказывал жене об удачно проведенном вечере.
Однако, сюжет балета его разочаровал. Он думал, что Гаяне -  знатная принцесса из древнего эпоса, за право обладать которой будут бороться могущественные князья, а она, как это бывает в легендах, выберет бедного пастуха. На самом деле оказалось, что действие происходит в наши дни, героиня – передовая колхозница, которая успешно выполняет и перевыполняет план сборки чая. Конфликт заключался в том, что ее жених оказался бездельником, увиливающим от работы в колхозе.
В первом антракте Эрнест предложил заглянуть в буфет и заявил, что он угощает. Они выпили по рюмке коньяка, оказалось, что их взгляды на балет сходятся, и они решили познакомиться поближе. Эрнест рассказал, что он не москвич, просто находится в командировке.
Снова поднялся красный занавес и, окончательно разочаровавшись в женихе, Гаяне влюбляется в командира пограничников, который замечательно несет свою боевую службу и уже задержал трех диверсантов, пытавшихся поджечь передовой колхоз.
Во втором антракте коньяк купил Михаил и рассказал, что он тоже не москвич, работает экономистом и тоже в командировке. Танец с саблями, однако, обоим понравился и, выйдя из Дворца съездов  с хорошим настроением, они еще немного побродили по территории Кремля, обмениваясь впечатлениями и незаметно перешли на «ты». На Красной площади Михаил стал прощаться, но Эрнест, задержав его руку, сказал:
- Михаил, сейчас только десять. Как у вас говорят: детское время.
Вот какие эти прибалты, подумал Михаил, столько лет живут в Советском Союзе, а продолжают говорить «у вас».
- Здесь рядом моя гостиница «Москва», - продолжал его новый знакомый, - давай зайдем. Там есть на первом этаже симпатичное кафе, посидим еще часик. Где ты остановился? В «Доме рыбака и охотника»? Я вызову и оплачу такси. Пожалуйста, благодаря тебе я прекрасно провел вечер, и к тому же у меня есть к тебе деловое предложение.

Михаил никогда не был в этой шикарной гостинице, где останавливаются разные знаменитости, и что за деловое предложение у его нового друга?
У входа в гостиницу Эрнест предъявил пропуск, а Михаила не пропускали, пока Эрнест не вызвал начальника охраны, показал ему визитную карточку и после краткого разговора, его пропустили. Кафе, действительно, было очень уютным, они еще немного добавили, платил Эрнест (ты мой гость). Потом попросил подняться к нему в номер (здесь слишком много ушей). Никогда в таком номере Михаил не жил. Он обошел все комнаты и покачал головой:
- Наверное, эта роскошь стоит немалых денег?
- Не беспокойся, платит фирма. Садись. Значит так. Буду откровенен, ты мне подходишь. Мне нужен человек, которому я бы мог полностью доверять. Сейчас уже поздно, и мы оба, как у вас говорят «заложили за воротник», поэтому коротко. У меня к тебе есть деловое предложение, оно тебя заинтересует. По твоей профессии. Когда ты уезжаешь? Завтра вечером? Отлично. Сделаем так: у меня завтра в 10 утра деловое совещание, я тебя приглашаю. Ты узнаешь, что и как. Я думаю, мы найдем общий язык. Вот тебе моя визитная карточка, а на обороте я распишусь.
Эрнест достал красивую заграничную авторучку, перевернул визитку и поставил свою подпись.
- По этой визитке с моей личной подписью тебя пропустят. Не потеряй ее и никому не показывай. Эта визитка тебе откроет многие двери. Сейчас я вызову такси.

В своей гостинице Михаил почувствовал беспокойство. Кто этот человек? Почему он сорил деньгами? Все время повторял «как у вас говорят»? Заграничная ручка. Галстук бабочкой. Шляпа. Надо было спросить откуда он. Михаил достал визитную карточку и при свете настольной лампы прочел: «Эрнест Вильсон, 3-й секретарь политического отдела посольства США.» Иностранец! Вот с кем свел его господин случай. Михаил, работник оборонного предприятия, имеющий допуск к секретной информации, провел вечер с иностранцем! Ведь его предупредили в первом отделе, чтобы он остерегался случайных знакомств, а контакты с иностранцами вообще строго запрещены!
Он сунул голову под кран с холодной водой чтобы придти в себя, собраться с мыслями и оценить случившееся. Так. Он провел вечер с иностранцем. Возможно, это шпион. Просто так к человеку не подойти, а купив билет рядом, можно легко познакомиться с таким простаком как он. Только что окончился Карибский кризис, радио и газеты призываю советских граждан быть бдительными, а он легкомысленно позволил себя увлечь. Пора сушить сухари. А что будет с женой и сыном? Совсем недавно в «Новом мире» прочел Михаил повесть «Один день Ивана Денисовича», которая начиналась со слов: «В пять часов утра, как всегда, пробило подъём -молотком об рельс у штабного барака» и заканчивалась словами: «Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…»
Это же сколько? Десять лет? Спокойно. Что у меня спрашивал этот Эрнест? А что я ему рассказал? Я сказал, что работаю экономистом. Ну и что? Экономистов тысячи. Говорил я, откуда приехал? Кажется, нет.
Еще перед отъездом в командировку начальник первого отдела его предупредил, если все-таки в Москве он случайно будет втянут в подозрительное знакомство, то после приезда должен придти и все честно рассказать. Кто может знать об этом знакомстве? Никто. Конечно, завтра он, как и планировал, сделает поход по магазинам, о встрече в 10 утра, (а все-таки, что за деловое предложение он мог бы получить?), не может быть и речи. Значит можно не рассказывать? Но он же советский человек! Быть честным и правдивым его учили пионером и комсомольцем. Он даже в партию собирается. «На свободу с чистой совестью» - такой кажется лозунг висит у входа в лагерь?
Спал он плохо, встал нарочно только в одиннадцать, выписался из гостиницы, отвез вещи на вокзал и отправился по магазинам. Столько накупил, что не унести. Решил отправить пару посылок. Оказалось, что на почте посылки принимаются только в открытом виде и приемщица проверяет каждую вещь. Она сразу выложила из его посылки на стол пакет с мукой, это нельзя, за ним отправилась колбаса, это не разрешается, сахар тоже нельзя. Две посылки превратились в одну.
- А апельсины можно? - робко спросил Михаил.
-  Апельсины можно.
- А что можно еще.
- Консервы. Морскую капусту. Гражданин, не задерживайте очередь.
В поезде он мысленно подводил итоги этой злополучной командировки. Единственно, что его радовало, это успешно проделанная работа в НИИ. Да, еще продукты для жены и апельсины для сына. И на том спасибо.
Про нового знакомого старался не думать, визитную карточку хотел сначала выбросить, а потом вспомнил про «многие двери» и положил в задний карман брюк. Выбросить всегда успеется.

Спал опять плохо, утром пришел домой в тяжелом настроении и все рассказал жене. И показал визитку.
- Я должен сразу зайти в первый отдел и сообщить, что встречался с иностранцем.
- Не будь дураком, - сказала жена, - ведь никто этого не знает.
- Но я давал подписку.
- Тебя посадят. Подумай обо мне и сыне.
- Сейчас не тридцать седьмой год. И никаких секретов я не раскрыл.
- Отдай мне визитку, я ее спрячу и не болтай.
После небольшого семейного скандала жена повела сына в садик, а Михаил с тяжелым сердцем отправился на работу. Начальник первого отдела Владимир Иванович встретил его настороженно.
- Что-то случилось?
Михаил хорошо знал Владимира Ивановича, регулярно заходил к нему за разрешением сделать копию какого-то документа. Обменивались парой анекдотов. Сейчас было не до шуток.
Он рассказал о своей поездке, правда, про визитную карточку умолчал. Выслушав его рассказ, Владимир Иванович нахмурился.
- От кого-нибудь другого, но от вас я этого не ожидал. Как вы могли, вы ведь дали подписку.
- Откуда я знал, что он иностранец?
- Но вы не могли не заметить акцент.
- Я заметил, но думал он из Прибалтики. Я ничего ему не рассказывал.
- Но вы ведь выпивали. Вы можете и не помнить, что говорили. Я доложу директору, боюсь, что вам придется искать другую работу. К тому же выяснилось, что при поступлении на работу вы скрыли вашу настоящую фамилию. Вы ведь Гельман?
- Вам не нравится моя фамилия?
- Мне не нравится, что вы ее скрыли и, наверное, скрыли еще какие-то факты вашей биографии. Вы только что приехали? Идите домой и отдыхайте. Ваше счастье, что у вас форма допуска всего номер три. Завтра узнаете решение дирекции. Все.
На следующее утро охранник отнял у Михаила пропуск, проводил до его стола, чтобы он взял свои вещи. Зав. отделом вручил ему трудовую книжку, конверт с деньгами за неиспользованный отпуск и участливо покачал головой. В трудовой книжке было написано: «Уволен в связи с сокращением штатов». И на том спасибо.

После месяца бесполезных поисков новой работы жена достала злополучную визитку.
- Теперь ты свободен и ничего не мешает тебе узнать, что за предложение хотел тебе сделать твой американский друг. Поезжай в Москву.
Так Михаил оказался в Москве во второй раз.
Прямо у вокзала узнал в справочном бюро адрес Посольства США.
- Я к господину Вильсону.
- В какое время у вас назначен визит?
- Я только что приехал и…
- Господин Вильсон принимает только по предварительной записи.
- Но я с ним лично знаком и пришел по его приглашению. Вот его визитная карточка с личной подписью.
Посмотрев на карточку и подпись, охранник куда-то позвонил, и вскоре появился улыбающийся Эрнест.
- Михаил!
- Эрнест!
Они обнялись и прошли в кабинет.
- Долго, однако, ты ко мне собирался. Но лучше поздно, чем никогда, так ведь у вас говорят? Заинтересовался моим предложением? Садись, сейчас принесут кофе и коньяк. Ты снова в командировке?
- Нет, я уже не работаю.
- Как так?
- У нас было сокращение штатов.
- Значит ты приехал, так как тебе срочно нужна работа. Она у меня есть. Но сначала небольшое интервью. Ты знаком с какими-нибудь работами западных экономистов?
- Да, читал Гейла «Теорию линейных экономических моделей».
- Годится. А как у тебя с английским?
- Учил в институте.
- Это поправимо.
- А профессия твоей жены?
- Секретарь в жилконторе.
- Член партии?
- Нет.
- Дети?
- Сын шести лет.
- И последний вопрос: ты согласен переехать в Москву? Поясню: ты откроешь офис экономических курсов, я добился несколько мест лимитной прописки. Одна крупная фирма финансирует этот проект, свою жену возьмешь в офис секретарем. Оба сразу запишитесь на курсы английского языка. Подберешь преподавательский состав. Освоишь английский, я тебе устрою поездку в Гарвард, возьмешь там цикл лекций и начнешь читать лекции сам. Аппаратуру привезут. Нашими студентами будут видные советские экономисты, которые хотят освоить западные технологии. Ну как?
- Звучит заманчиво. Надо посоветоваться с женой.
- Конечно, посоветуйся, - Эрнест подвинул телефон.
- Так сразу?
- Михаил, привыкай к западному образу жизни!
Он позвонил. Жена сказала, что это не телефонный разговор, но по ее тону, Михаил понял, что предложение ее тоже заинтересовало.
- Я согласен.
- Тогда я жду вас обоих не позднее чем через 10 дней. Месяц поживете в гостинице, потом получите квартиру. Детали обсудим когда приедешь. Вот тебе аванс. Визитку мою не потеряй, иначе тебя просто не впустят.
Михаил положил деньги в карман, пожал Эрнесту руку и в приподнятом настроении вышел на улицу. Это же надо, чтобы ему так повезло!

Дома обсудили это неожиданное предложение.
- Тебе все равно терять нечего, а я увольняться пока не буду, у меня есть неиспользованный отпуск, - сказала жена, - сына временно оставим у моей мамы. Это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой.
- Ты просто не видела Эрнеста.
- Через десять дней увижу. Он тебе уже дал аванс? Ого, так много! Ты любишь планировать, составь наш план действий до отъезда.
Начались скорые сборы. Сына отправили к теще. Решили взять с собой каждый по чемодану – самое необходимое. Укладкой занимался Михаил. Крышка чемодана жены никак не хотела закрываться и пришлось на нее сесть.
- Миша, за сколько времени можно сдать билет на поезд? – услышал он голос жены из прихожей.
- Кажется, за 24 часа.
- Тогда поторопись, и ты еще успеешь сдать наши билеты.
- Не понял?
- Вот свежая газета. Читай.
«Сообщение ТАСС. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года МИД СССР сегодня объявил персоной нон грата за деятельность, несовместимую с его статусом, кадрового сотрудника ЦРУ Эрнеста Вильсона, который должен покинуть Советский Союз в течение 24 часов. Эрнест Вильсон работал под прикрытием в должности 3-го секретаря политического отдела посольства США в Москве и был задержан при попытке вербовки очередного советского гражданина, работавшего в предприятии оборонной промышленности.»
- Хорошо, что я не уволилась, а взяла отпуск. За сыном поеду я, а ты, как сдашь билеты, зайди в жилконтору. В нашу котельную требуется опытный экономист. Отличная работа, сутки дежуришь, двое отдыхаешь. Где у нас спички? Дай мне его визитку и открой окно!

Прочитав эту поучительную историю, дорогие читатели, вы теперь не будете так легкомысленно брать визитки у случайных знакомых. За одно, не пересмотреть ли вам свою коллекцию визиток, наверное, с какими-то из них пора расстаться. Вы таки решили сделать себе  визитную карточку? Я могу вам посоветовать хорошего дизайнера. И не дорого.


Рецензии
Захватывающая история! И такие узнаваемые события... Фамилию меняла, в командировках бывала, в Кремлёвском Дворце съездов тоже была на балете, но "Гаяне" в советском варианте видеть не довелось. И останавливалась не в "Доме рыбака и охотника". Вроде не вербовали, хотя... Визиток хранится много, на всякий случай пересмотрю их, может, и правда с какими-то пора расстаться.

Просто Валерия   08.05.2020 15:18     Заявить о нарушении
Валерия, Вам не приходилось получать на работе допуск? Человек с допуском должен быть чист, как стеклышко и уж, конечно, остерегаться сомнительных знакомств.
Мой герой попал в ловушку, но легко отделался.

Ефим Шейнис   22.10.2020 03:08   Заявить о нарушении