Улица Рабиновича

Вы видели фильм «Сказание о земле Сибирской»? Что за прелесть Вера Васильева в роли Настеньки, ей тогда было 22 года; в отличной форме неувядаемый Борис Андреев (шофер Бурмак) с его неповторимым баском «Я ему не гармошка, чтоб на мне играть!»; по-прежнему красивы Марина Ладынина (певица Наташа Малинина) и Владимир Зельдин (пианист Борис Оленич), и, наконец, мужественный главный герой Владимир Дружников (Андрей Балашов), сочиняющий под завывание пурги свою симфоническую ораторию «Сказание о земле Сибирской».
Конечно, в фильме есть шероховатости. Как-то не верится, что возвращающийся с войны солдат с дорогим трофейным аккордеоном, вдруг подарит его первому встречному. Еще в фильме много случайностей. Приехав в один из сибирских поселков, которых, наверное, тысячи, Балашов «случайно» встречает Настеньку, которая во время войны была санитаркой в его разведывательной роте. А когда в Америку летит советская делегация, в составе которой Наташа Малинина, то из-за непогоды их самолет «случайно» садится как раз именно у этого поселка, и Балашов встречается с Наташей, в которую влюблен.
Но фильм хороший!

После просмотра этого фильма, мне захотел своими глазами увидеть этот благословенный русский край, и неожиданно моя мечта сбылась. В Ленинградский НИИ, где я в то время работал, пришла телеграмма из Сибирского Автодорожного института. Просили прислать представителя для участия в испытаниях изобретения двух местных умельцев и выбор пал на меня.
Мои размышления прерывает репродуктор: «Уважаемые пассажиры, сейчас наш самолет пересекает границу Европы и Азии». Я прильнул к иллюминатору, пытаясь в кромешной тьме разглядеть заветную линию. Еще секунда и мы уже в Сибири.
Вы были когда-нибудь в Омске? Современный индустриальный центр, возникший 200  лет назад. В 1918 году Колчак объявил Омск столицей России. Город мне понравился. Если вы прилетите в Омск в понедельник утром, то без труда устроитесь в гостиницу на центральном рынке. Правда, в номере будет шумновато, зато утром вы сможете купить себе на завтрак недорогие свежие овощи и фрукты и полакомиться копченым омулем.
Местными умельцами оказались доцент института Шашков и научный сотрудник Торопченко. Они охотно познакомили меня со своим изобретением, и мы съездили за город, чтобы посмотреть как оно превосходно работает. Изобретение мне понравилось, и я написал  хороший отзыв. В этом институте также проректором работала Тамара Васильевна Алексеева, по ее учебнику я учился в институте и выразил желание с ней встретиться, и Тамара Васильевна уделила мне полчаса. Мы недолго побеседовали, она расспрашивала над чем работает наш НИИ.
Моя командировка оставляла время для осмотра города. Я люблю знакомиться с новыми городами. Ищу главную улицу, рассматриваю городские афиши.
Если вы любите оперетту, обязательно посетите местный театр музыкальной комедии. Считается, что это самое запоминающееся архитектурное сооружение города Омска, и я, разыскав его на карте города, которую приобрел в газетном киоске, вечером отправился туда. Немного его портит старый, потрепанный интерьер, как в фойе, так и в огромном зале. Переступаешь порог необычного здания и такое ощущение, что переносишься в прошлое на пару-тройку десятилетий назад.
В день моего приезда там давали премьеру «Принцесса цирка».
На командировочные 2.60 в сутки не очень разгуляешься, поэтому я взял самый дешевый билет на 25-й, последний ряд партера, где и отсидел весь первый акт. А в антракте ко мне подошла старенькая билетерша.
- Молодой человек, отчего вы сели так далеко?
- Согласно билету. Я бы с удовольствием сел на первый ряд, просто у меня нет денег.
- Но посмотрите, впереди много свободных мест - там вам будет лучше и видно, и слышно. Вы можете пересесть, никто у вас билет проверять не будет.
Спасибо старенькой билетерше. Я пересел на второй ряд и очень кстати: молодая актриса, игравшая главную роль была в таком прозрачном пеньюаре, что дух захватывает. Так что сходите в этот театр, не пожалеете.

Конечно, вы слышали знаменитую песню «Ревела буря, дождь шумел…» и знаете, что «на диком бреге Иртыша сидел Ермак объятый думой». Согласно легенде войско сибирского хана Кучума ночью напало на спящих казаков и был истреблен почти весь отряд, а Ермак, в подаренной царём кольчуге, пытался доплыть до стругов и утонул в Иртыше. Наверное, он просто не умел плавать.
Так вот, город Омск расположен на реке Иртыш, которой омичи очень гордятся: недавно географы установили, что это самая длинная река в мире, а не какая-то там Миссури, воспетая Марком Твеном. Правда, я не уверен, что Ермак сидел в том месте, где спустя 200 лет после его смерти возник город Омск. В один из дней в солнечную погоду я пришел на берег Иртыша, который был уже не такой уж дикий, туда можно доехать за 30 минут на городском автобусе, и посидел там полчаса на скамейке, пытаясь представить себе как ревела буря и гром гремел. Поездку к реке тоже впишите в свой блокнот, потом будете о ней рассказывать жене  и детям.

А теперь о Рабиновиче.
Вы слышали анекдот про Рабиновича, который приходит в ЗАГС и пишет заявление о смене фамилии? Его спрашивают:
- Что, от кредиторов скрываетесь?
- Да нет, просто недавно очень выгодно приобрёл подержанную надгробную плиту. 
Или вот этот: 
 У Каца не было детей. А у Рабиновича, живущего этажом выше, каждый год приплод.
И Кац обратился к Рабиновичу за советом.
             - Ну, хорошо, я таки дам тебе совет. Тебе понадобятся только две вещи: кусок мыла и швабра, - говорит Рабинович.
            - А зачем?
            - Берешь кусок мыла и хорошенько моешь свою жену в ванной.
            - А швабра зачем?
            - Потом берешь швабру, стучишь в потолок и я приду…
Последний день я решил посвятить маленьким старым улицам и здесь меня ожидал неожиданный сюрприз: на перекрестке я увидел табличку «Улица Рабиновича».
Что это? Очередная шутка? Может, снимается какой-то фильм?
Я спросил у прохожего.
- Да, это настоящее название улицы, наверное, единственное в России.
- А кто этот Рабинович и чем он заслужил такую честь?
- Точно не знаю, кажется это был какой-то революционер. Зайдите в нашу библиотеку, вам там расскажут подробнее.
В библиотеке мне сообщили следующее.
В 1914 году выходец из бедной семьи, двадцатидвухлетней рабочий Михаил Рабинович был арестован за революционную пропаганду и сослан в Туруханский край. На второй Сибирской конференции РКП(б), проходившей в Томске в ноябре 1918 года, принявшей решение о переводе областного комитета партии в Омск, он был избран секретарем обкома, а в начале декабря вошел в состав Сибирского бюро ЦК партии. На подпольной конференции большевиков, состоявшейся в Омске весной 1919 года, присутствовал провокатор, проникший на конференцию с подложным мандатом. Руководители сибирского подполья, среди которых был и Рабинович, были арестованы контрразведкой Колчака и все расстреляны. В предсмертном письме герои-подпольщики писали своим друзьям: «Мы знаем, что борьба требует жертв, и мы жертвуем себя; нисколько не жалеем своих жизней, ибо глубоко верим в грядущую всемирную социалистическую революцию и в конечную победу рабочего класса...»
Вот такая биография. Рабиновичу тогда было 27 лет.
А еще я узнал, что некий житель города подал в городскую мэрию петицию о  переименовании улицы, доказывая, что это название оскорбляет чувства верующих, так как на ней стоит Крестовоздвиженский собор, в честь Воздвижения Креста Господня. В своей петиции он сообщил также руководству города, что изготовление новых номерных знаков не потребует больших финансовых затрат, так как почти половина табличек (7 штук) с названием улицы Рабиновича уже старые и подлежат замене. Пока мэрия Омска, ссылаясь на отсутствие денег, улицу не переименовала, но энтузиаст собирает подписи под своей петицией, так что я не уверен, сможете ли вы прогуляться по улице Рабиновича, и не исключено, что на карте Омска скоро исчезнет это название, единственное в России.
Однако, говорят в Одессе до сих пор стоит памятник неизвестному матросу Рабиновичу. Туристы спрашивают:
- А почему неизвестному? Фамилия же Рабинович? 
А гид отвечает:
- Неизвестно был ли он матросом…

Поблагодарив за гостеприимство, распрощавшись с вызвавшими меня умельцами и пригласив их в Ленинград, я покинул Омск. Сибирь мне понравилась, а пересечение границы Азии и Европы на обратном пути я проспал.





Рецензии
С удовольствием совершила заочное путешествие, что особенно ценно на самоизоляции. В тех краях не была, теперь уже и не знаю, можно ли будет когда-нибудь отходить дальше 100 метров от дома. Судьба улицы заинтересовала, попробую узнать, осталось ли название. Увы, на такой улице всегда найдётся энтузиаст с оскорблёнными чувствами, и его выслушают, иначе можно и под статью закона попасть.

Просто Валерия   08.05.2020 14:54     Заявить о нарушении
Да, я подумал, что снимают кинокомедию и повесили временную табличку.
Фамилия Рабинович стала уже нарицателной.
Один мужик спрашивает:
- С кем бы посоветоваться, как лучше поступить?
- А ты спрси у Рабиновича.
- У какого Рабиновича?
- Да у любого Рабиновича.
Я думаю, улицу все-таки переименуют.

Ефим Шейнис   22.10.2020 03:13   Заявить о нарушении