Вспоминая... - 5

                БУЕР

     Кронштадт... как много в этом слове... Никуда не деться. Где родился, там и малая родина, детство, юность, увлечения, события тех лет и память.

     Хорошо, когда у тебя есть старшие братья.  Мои соорудили зимой буер. Нашли в сарае довоенные  коньки-снегурочки с загнутыми вверх, как у барана рога, носами, сколотили раму, поставили мачту.  Из старого брезента соорудили парус.
 
     Зима как-то была ветреной, и Финский залив почти весь был чист от снега. Кое-где оставались пятна белого снега на льду, а в основном, поверхность залива была чистой и чёрной. Когда стоишь на тёмном льду и видишь под собой бездонное пространство, становилось страшно, не по себе. Иногда во льду виднелись   вмёрзшие в него маленькие рыбки. Было жалко их, не возможно было представить себя на их месте.
     Ребята распахивали пальто, и их ветром несло вперёд. Можно было и без буера покататься на собственных валенках.

     Когда буер был опробован, меня тоже посадили на раму, и мы помчались под парусом по ветру. Передать ощущение невозможно. Ветер сильный, нас несло неизвестно куда, тормоза нет.  А вдруг впереди открытая незамёрзшая вода, тогда пиши – пропало. Но на душе было спокойно и весело, когда видишь впереди нас таких же парней, несущихся на своих поделках.

     Можно было улететь далеко от города, почти до Северного фарватера, до Ленинграда (я шучу), где было уже опасно. Зато обратно, да против сильного западного ветра приходилось попотеть, чтобы вернуться и дотащить буер со спущенным парусом.
     Не часто такое бывало зимой. Чаще залив покрывался снегом, и нашему буеру было не прокатиться.
     Потом буер разобрали, а коньки стали привязывать бечёвкой к валенкам и кататься, где придётся.
               
                ПРИСТЕНОК.
 
     Чем было заниматься ребятам во дворе, придя со школы?  Играть в деньги, на мелочь. Собирались двое, трое, сколько хочешь, человек у кирпичной стенки дома и начинали играть в пристенок.
     В двух словах – это надо стукнуть монетой о стенку. Она где-то ляжет на землю. Следующий делает то же с целью уложить свою монету или на предыдущую, или достать её, раздвинув пяло (пальцы), чтобы концом одного пальца и другого накрыть обе монеты. Получится – монета твоя. Если не достать, играет следующий, и игра продолжается.

     Надо быть не только точным, но и иметь широкое пяло. С короткими пальцами лучше не играть.  Некоторые чудаки даже надрезали себе перепонку ладони между большим и указательным пальцами, чтобы расширить пяло.  Это помогло бы больше  выигрывать. Однако, ладонь потом долго болела.
     О стенку ударяли по-разному: или с размаху, как попало, или ребром монеты аккуратно, определив расстояние до своей цели.   

     А вот игра на деньги на земле тоже привлекала.  Ставят кон -- от каждого игрока по монете -- столбиком. 
     Несколько метров поодаль отчерчивают на земле линию, из-за которой бросают биту, чтобы попасть в столбик с монетами. Монеты, которые свалятся, надо было битой, чтобы перевернуть. Получится -- те твои. Не получится, тогда другой приступает.  Было интересно.

     После такой забавы монеты гнулись, теряя свой первоначальный вид.  Но ничего, их принимали в магазинах.
     Биты делали сами. В металлической  ложке расплавляли олово, и получалась хорошая бита. Она часто рвала карманы брюк и пиджаков, зато всегда была под рукой.

                МАЯЛКА.
               
               
     Некоторые называли такую забаву иначе, а мы – малкой. К круглому кусочку шкурки               
какого-нибудь зверя (кошки, собаки, кролика и т.п. Важно, чтобы были длинные ворсинки шерсти на ней) пришивали тяжёлую пуговицу, или пластинку свинца. Это была маялка.

     Надо внутренней стороной ступни (щёчкой) подбрасывать её вверх. Когда она падала, продолжать подбрасывать ещё и ещё, пока она не падала на землю, или игрок утомлялся.  Кто больше раз подбросит, тот победитель.
Благодаря длинной шерсти, маялка всегда опускалась тяжёлой стороной, то есть пуговицей вниз, не переворачиваясь так, что удобно ложилась снова на щёчку ноги.  А кусочек шерсти позволял ей парировать в воздухе, не падая быстро на землю.

      К чему всё это я описываю? Знаю, что многим это не интересно читать. Но в те послевоенные годы у нас других развлечений ещё не было. Редко кто имел мяч, и то не допросишься у него поиграть с мячом.  То же с велосипедом, кто смог сохранить его.  Карты были тоже редкостью. В них играли, в основном, бывшие урки и отсидевшие в тюрьме.
      В домино во дворах стали играть значительно позже, когда появились неработающие пенсионеры.

      Всё это было при нас и остаётся в памяти.  Не каждому это знакомо и интересно читать, но из памяти прошлое не выбросишь.
                2020   
 


Рецензии