Полюбив я, мамо, дiвчину одну... - 48

                начало: http://www.proza.ru/2020/01/20/2034


Целую неделю Николай ходил сам не свой с предчувствием вызова на допрос в милицию, но вопреки ожиданиям, на вахту рабочего общежития пришло лишь заказное письмо без строго-обязательного в СССР обратного адреса. В нем была вложена короткая прядь светлых волос и черно-белая почтовая открытка с аллегорическим сюжетом, на обратной стороне которой был написанный от руки, убористым почерком, текст:

«Ты сказал, что любишь меня не как женщину. Я поняла это по-своему: для тебя я всего лишь незрелая барышня. Во мне нет ещё той женственности, которая есть уже в твоей невесте. Но у меня найдется кое-то существеннее – я умею читать по глазам. В твоих глазах я прочитала тоску. Если б ты любил Эмму, они светились бы счастьем, точно так, как светятся у неё. Мой итоговый вывод прост: она тебя любит, а ты её нет. Прикоснувшись к чужой душе, ты за неё в ответе, но стоит ли давать кому-то надежду, если не можешь её оправдать?..»   


Следующие два выходных дня Колян провёл в Центральной городской библиотеке имени Ф. И. Тютчева. Уткнувшись глазами в открытые книги, студент-заочник готовился к зимней сессии, хотя его мысли были очень далеки от изучаемых предметов. Впервые в жизни он оказался перед необходимостью нравственного выбора между двумя возможностями: жить по долгу или по совести.

Что такое жить по закону всем более-менее понятно, хотя и тут красноречива поговорка: закон что дышло – куда повернул, туда и вышло. А вот как это жить по долгу? И что такое жить по совести?..

Совесть* – это и есть чувство долга, точнее, индикатор неисполненного долга, способность ощущать вину/провинность. На этом можно было бы поставить точку, но**…

Как только человек становится способен слышать себя и придавать этому внутреннему голосу значение, очевидностью становится то, что чувство вины не исчерпывается чувством провинности (нарушения правила), вина не равна по объему не отданному долгу. Вина «ощущает» что-то сверх того; а может случиться и так, что долг будет исполнен, а неудовлетворенность останется. Наше «чувствую, что нехорошо» неизменно оказывается тоньше и глубже любого нашего «знаю, что нужно», – но почему? Видимо потому, что вопрос «хорошо ли?» открыт бесконечности факторов, тогда как всякое «нужно» всегда определено, ограничено. Совесть оказывается умнее любых представлений о должном, и движет мораль вперед. Мораль перерастает послушание, совесть перерастает долг***.


Николай понимал, что долговые обязательства перед Эммой и её родителями не позволят ему сойти с дистанции по собственной инициативе, долг чести платежом красен. С другой стороны, между ним и фактически самонаречённой невестой ничего, кроме платонических отношений, не было, даже поцелуи и те понарошку. В своей балашихинской подружке Колян больше всего ценил то, что своим озорным характером она была очень похожа на хуторскую, с шилом в заднице, зазнобушку, что навечно осталась первой любовью. Ведь так сильно, как предавшую его сопливые надежды Эмму, он ещё никого не любил. И вполне возможно, что никогда и не полюбит...

Ту нравственную трагедию в духе Шекспира переиграла война. И тут, из-за пыльных театральных кулис, на сцену нового драматического спектакля, появляется эмансипированная девочка, которая вынудила его переосмыслить картину пережитых им событий, а еще взглянуть за гранью формальных условностей...

«Зачем тебе это, Поля? На чужом горе счастья не построишь, на чужом горбу в рай не въедешь...»

- Время не подскажете?.. – обратилась к нему симпатичная девушка-очкарик с подшивкой «Науки и жизнь» в руках.

- Время вечернее, - сострил он, - за окнами темно. А часы перед Вами, на стене, между Марксом и Энгельсом.

- Вы не подумайте, что я к Вам пристаю, у меня очки для чтения, так далеко я не вижу...

- Пардон...  Восемнадцать часов, тридцать семь минут.

- Спасибо, Вы очень любезны.


                (продолжение по ссылке)

http://proza.ru/2020/04/27/2104

* Чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми и обществом, внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, называется совестью. В то же время, совесть – понятие расстяжимое, не даром говорят, что она у каждого своя.

** «Словарь. Психология и характерология понятий» Александр Круглов (Абелев).

*** http://alkruglov.narod.ru/consduty.html


Рецензии
Кстати, учитывая биографию автора,
сноски весьма интересны.
Особенно про совесть.
У меня проще: Со-весть
- это тебе ВЕСТЬ от Бога,
как поступить в той или иной
ситуации и остаться в ладу с душой.
Написал и вспомнил Достоевского:
"Каждый человек эгоист. Я тоже. И если я
поступлю против своих убеждений, я потеряю
уважение к себе". - Не ручаюсь за точность цитаты.

Василий Овчинников   27.04.2020 19:28     Заявить о нарушении
Достевского не люблю, но цитата хорошая.
Убеждения тоже меняются, потому не стоит на них зацикливаться.

Спасибо!

Дастин Зевинд   27.04.2020 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.