Подвиг лейтенанта Антона Оже

Наш рассказ – о похороненном на воронежской земле герое-лётчике из эскадрильи «Новосибирский комсомолец»

«Я по этому маршруту смогу
через сто лет без карты летать…
Потому что по всему маршруту
могилы наших ребят из поющей…
и там не одна эскадрилья,
там дивизия легла!.. А сколько еще…»

Капитан Титаренко,
«В бой идут одни «старики».

Терял в воздушных боях своих товарищей и 176-й истребительный авиаполк, который прибыл на защиту Воронежа с рубежей обороны города Москвы.

Навечно под воронежским небом остались курянин командир эскадрильи ст. лейтенант Ступаченко Дмитрий Владимирович. На наградном листе на орден Красного Знамени написано: «Погиб в воздушном бою над Воронежем 06.07.1942». Прикрывая наши войска, сбит немецкой артиллерией харьковчанин старший лейтенант Пополов Михаил Ноевич. Его горящий самолёт упал восьмого июля 1942 года на Чижовке, в районе семилетней школы. Лётчик похоронен на Чижовском плацдарме. Сбит в групповом воздушном бою, прикрывая железную дорогу Отрожка – Графская москвич лейтенант Сорокин Федор Сергеевич. Его прах, как умершего в госпитале, находится братской могиле в Рождественской Хаве. Учтён он и в захоронении на улице Курнатовского в Сомово.

Расстрелян в воздухе немецким истребителем выпрыгнувший на парашюте из горящей машины москвич сержант Моисеев Евгений Яковлевич 10 июля 1942 года. Его бездыханное тело нашли жители Кожевенного кордона и похоронили у клуба. Сейчас могила его затерялась.

В этот же день горящий самолёт лейтенанта Вахмистрова Владимира Михайловича, уроженца ст. Рубежная упал у села Орлово Новоусманского района. Останки лётчика жители села завернули в парашют и похоронили на кладбище. Прикрывая свой аэродром, погиб в воздушном сражении коломчанин младший лейтенант Журавлев Владимир Иванович. Его прах покоится в городе Усмань.

Не дотянув несколько километров до своего аэродрома, упал вместе с самолётом у ст. Беляево крымчанин сержант Морозов Михаил Иванович. Он похоронен на кладбище села Песковатка Усманского района Липецкой области. Лежит в братской могиле совхоза «2-я Пятилетка» в Лискинском районе сбитый в воздушном бою москвич сержант Жиряков Лев Алексеевич.

О каждом герое мы ещё расскажем читателям. А сейчас наш очерк – о лётчике, чей подвиг незаслуженно потерялся в лучах славы и героизма тамбовского парня Сергея Васильевича Ачкасова, который под Воронежем сбил тараном второй немецкий самолёт. За этот подвиг он удостоен звания Герой Советского Союза.

В лесу между Полыновкой и п. Шуберским находится могила ярославца Антона Анатольевича Оже. Что известно о нем?

Скупые строчки донесения говорят, что родился Антон Анатольевич в 1919 году в Ярославле, в 1938 году добровольно вступил в Красную Армию. После окончания школы лётчиков служил в 120-м иап, который входил в систему ПВО Москвы. В марте 1942 года полк стал 12-м гвардейским истребительным авиаполком. Воюя под Москвой, Оже совершил более ста боевых вылетов и сбил один вражеский самолёт.

В конце лета 1941 года Нарымский окружной комитет ВЛКСМ выступил с инициативой построить на средства молодежи авиаэскадрилью «Новосибирский комсомолец». Эта инициатива была поддержана. Молодёжь зарабатывала деньги на воскресниках и перечисляла их на специально открытый счет. В декабре на него поступило 2 миллиона 236 тысяч рублей. На эти деньги рабочие завода №153 построили, сверх плана, эскадрилью. В неё входило три звена, по три самолёта в каждом: «Комсомол Нарыма», «Комсомол Кузбасса» и «Новосибирский комсомол». С учётом участия пионеров области в сборе средств один из самолётов в звене «Новосибирский комсомол» назвали «Новосибирский пионер». На фюзеляжи нанесли соответствующие надписи и эмблему Коммунистического интернационала молодёжи. Эту первую построенную комсомольцами эскадрилью решено было передать лучшим лётчикам, отличившимся при защите неба Москвы.

Четвёртого июня 1942 года состоялась торжественная передача самолётов лётчикам 12-го гвардейского истребительного авиаполка. В передаче самолётов участвовал заведующий военным отделом ЦК ВЛКСМ Дмитрий Васильевич Постников. Он обратился к лётчикам: «По поручению Центрального Комитета и комсомольцев Новосибирской области мы вручаем вам, гвардейцы, первоклассные машины. Мы уверены, что вы на них будете множить боевые традиции героического воздушного флота СССР».

С ответным словом выступил гвардии лейтенант Константин Алексеевич Крюков (будущий Герой Советского Союза – за 15 сбитых самолёта): «Товарищи комсомольцы Кузбасса, Нарыма и Новосибирска! Получая от вас эскадрилью боевых машин, заверяем, что в будущих воздушных боях мы, лётчики-гвардейцы, будем бить противника до полного его уничтожения, как в воздухе, так и на земле. Мы клянемся, что в воздушных боях будем держать штурвал этих машин до тех пор, пока глаза наши видят землю, а в руках есть сила».

Новенькие машины закрепили за лётчиками. Самолёт «Новосибирский пионер» получил батальонный комиссар Дмитрий Гаврилович Прояненков. Один из двух самолётов «Новосибирский комсомол» – гвардии старший лейтенант Гавриил Евстафьевич Фастовец.

Два из трёх самолётов «Комсомол Кузбасса» – гвардии старший лейтенант Максим Емельянович Цыганов и гвардии лейтенант Константин Крюков.

Два из трёх самолётов «Комсомол Нарыма» – гвардии лейтенант Василий Григорьевич Лебедев и гвардии младший лейтенант Антон Анатольевич Оже. На их счету к этому времени было 220 боевых вылетов и два сбитых самолёта врага. Самолёты получили гвардии лейтенант Юрий Яковлевич Келейников, уроженец с. Березняговка Усманского района Липецкой области, гвардии лейтенант Николай Иосифович Яхненко и младший лейтенант Василий Максимович Помогалов,. Василий Помогалов погибнет 15 декабря1942 года, на его счету было семь лично сбитых самолётов противника и два в группе.

Недолго Антону Оже и Василию Лебедеву пришлось управлять полученными самолётами. Обстановка на фронте изменилась. Фашисты рвались к Воронежу. В воздухе господствовала немецкая авиация. В состав 207-й иад из Москвы направляется 176-й иап. Его укрепляют звеном из 12-го гв. иап. В полк переводятся на должность заместителя командира эскадрильи гвардии лейтенант Антон Оже, командира звена – гвардии лейтенант Алексей Иванович Чижов, пилотами назначены гвардии лейтенанты Василий Григорьевич Лебедев, Федор Сергеевич Сорокин и гвардии младший лейтенант Фидай Гарифович Чурмантаев.

Истребительным полком командовали подполковник Георгий Петрович Макаров, начальник штаба майор Ситников Николай Александрович и батальонный комиссар Владимир Григорьевич Пунтус. 23 самолёта «МиГ-3», ведомые за собой штурманом старшим лейтенантом Михаилом Ивановичем Макаревичем, проделали путь к фронту в 600 километров. Лётчики взлетели с аэродрома Юркино и, с тремя посадками в дороге, без потерь, приземлились четвёртого июля 1942 года на аэродроме у села Стрелецкие Хутора.

Каждый день пилоты по несколько раз вылетали на выполнение боевых заданий – по прикрытию наземных войск, сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков, разведке и штурмовке войск противниках.

Восьмого июля гвардейское звено потеряло Федора Сорокина, сбившего «ХЕ-111» над Воронежем. Десятого июля посадивший свой горящий самолёт Алексей Чижов был отправлен в госпиталь с ожогами головы, шеи и рук.

На оставшихся в живых опытных лётчиков легла нагрузка ушедших. Лучших пилотов командование посылает на разведку.

В боевом журнале 207-й иад читаем: «В течение 21 июля 1942 г. выполняли задачу, поставленную дивизии по разведке войск противника в районе Архангельское. Выходившие на разведку два ЯК-1 командир 1-й эскадрильи капитан Николай Изотович Варчук и ВРИО командира эскадрильи гвардии лейтенант Оже с задания не вернулись и разведданные не получили». Позже стало известно, что лётчики произвели посадку на поврежденных самолётах у Верхней Тишанки. В полк они вернулись с разведданными о противнике.

В донесении от 13 августа 1942 года говорится, что в районе Воронежа лётчики 176-й иап ввели воздушный бой, прикрывая наземные войска. В результате боя младший лейтенант Иван Алексеевич Ларкин сбил самолёт противника. МЕ-109 упал в трёх километрах западнее Придачи. Не вернулись с боевого задания два ЯК-1 (пилоты Ачкасов и Оже)».

Наградной лист на представление Сергея Ачкасова к званию Героя Советского Союза дополняет картину этого боя: «13 августа 1942г. тов. Ачкасов при выполнении боевого задания в паре с ведущим командиром эскадрильи лейтенантом Оже в районе Подклетное заметили девять бомбардировщиков противника, сопровождаемые 7 МЕ-109ф. Несмотря на численное превосходство противника, лётчики Ачкасов и Оже вступили воздушный бой. С первой атаки Ачкасов сбил один МЕ-109ф. В этом неравном воздушном бою он трижды спасал жизнь командира Оже, отгоняя вражеских истребителей, которые со всех сторон нападали на него. Бой продолжался уже 40 минут. У лейтенанта Ачкасова вышли все боеприпасы. Два фашистских бандита бродили за облачностью. Сделав вираж, Ачкасов увидел, что в хвост самолёта командира заходит два мессершмитта. Ачкасов, маневром своего самолёта, заставил отвалить одного стервятника от самолёта Оже и на высоте 5000 м пошёл на таран. Всем своим самолётом он ударил в бок по самолёту врага. Самолёт Ме-109ф начал разваливается в воздухе. Его обломки упали в районе Ново-Троицкое, южнее Верхней Хавы. самолёт лейтенанта Ачкасова стал неуправляемым и перешел в пикирование. С большим трудом лётчик начал вылезать из кабины, чтобы выбросится с парашютом. В этот момент он потерял сознание. В районе деревни Ново-Троицкое в бессознательном состоянии он был подобран колхозниками и отправлен в госпиталь в Верхнюю Хаву. Происходивший неравный воздушный бой над на земными частями, по отзывам командования ряда частей, вызвал бурную похвалу по адресу лейтенантов Ачкасова и Оже».

В отчёте о боевой работе 207-й иад за август 1942 года, где уделяется внимание тактике немцев, говорится только о подвиге Ачкасова: «13 августа 3 Як-1 176-го иап при прикрытии наземных войск в районе Отрожка на высоте 1200- 1300 м встретили 5 Ю – 88 и 7 МЕ-109. Лейтенант Ачкасов, командир тройки, принял решение атаковать противника. Группа приняла боевой порядок и первой атаковала противника сзади снизу. После первых двух атак лейтенант Ачкасов сбил один Ме-109, который с горящим мотором врезался в землю. В дальнейшем бой с мессершмиттами продолжался на вертикалях. Противник имел преимущество своего самолёта по вертикали, стремился увлечь наших истребителей на высоту. Бой был продолжен на высоте 5000 м. Преимущество (количественное) было на стороне противника. Лейтенант Ачкасов после неоднократных атак, израсходовав весь боекомплект, принял решение таранить врага. Выбрав удобный момент, винтом своего самолёта ударил по хвосту МЕ-109. Последний беспорядочном положении стал падать и сгорел в районе Отрожка. От сильного удара самолёт Ачкасова стал разрушаться. Лётчик покинул самолёт и приземлился на парашюте. Во время боя получил ранение. Своим поступкам Ачкасов проявил подлинное геройство, борясь с превосходящим противником, вышел в этом бою победителем. Этот воздушный бой наблюдали наземные войска и колхозники прифронтовой полосы».

В газете «Красная Звезда« от 22 августа 1942 года, суббота, № 197, об этом бое рассказывается так в статье: «Второй таран лейтенанта Ачкасова«: «В районе одного населённого пункта группа истребителей встретилась с 6 «юнкерсами», которые в сопровождении 7 «мессершмиттов» шли бомбить наши боевые порядки. Начался воздушный бой. Три «мессершмитта» атаковали машину лейтенанта Ачкасова, чтобы отогнать его от «юнкерсов», которые уже готовились сбросить бомбы. В самом начале атаки один «мессершмитт» загорелся. Остальные истребители повели бой на вертикальных фигурах. Самолёты поднимались всё выше и выше. На высоте в 5000 метров у Ачкасова вышли все боеприпасы, и он решил таранить врага. Машина нашего лётчика ударила по одному из «мессершмиттов», и тот стал разваливаться по частям. Самолёт лейтенанта потерял управляемость. Ачкасов выбросился на парашюте. Это был второй таран лётчика – коммуниста лейтенанта Сергея Ачкасова. На боевом счету у него восемь немецких самолётов, сбитых лично, и два уничтоженных в групповом бою».

Четвёртого февраля 1943 года ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Весной Ачкасова назначили командиром эскадрильи, но не долго пришлось повоевать ему в этой должности. Он погиб под вражескими бомбами на земле, в возрасте 24 лет, 14 марта 1943 года. Похоронен в городе Курск, в Курском районе на восточной окраине деревни Халино на территории военного городка №26.

С описанного выше боя не вернулся ведущий группы лейтенант Оже. Его самолёт упал в районе п. Шуберское. На могиле долгое время стоял крест, который поставили рабочие Сомовского лесхоза. На дюралевой полоске едва различимо было выбито: «Л-к ОЖЕ». Пытающиеся расшифровать надпись считали, что это инициалы лётчика. Расшифровать этот ребус удалось поисковому движению «Патриот». Сейчас на могиле установлен памятник, изготовленный на свои средства Александром Бубукиным. Табличку с фотографией пилота выполнило рекламно-производственная компания «Персона». Могилу лётчика часто посещают местные жители. На могильном холме всегда лежат конфеты, знак благодарности за мирное, чистое от врагов небо.

От чиновников требуется только одно: поставить на учёт захоронение защитника воронежского неба.


Рецензии
Уважаемый Валентин, мне вот любопытно: а откуда у летчика такая интересная и редкая фамилия - Оже?

Олег Каминский   27.04.2020 10:22     Заявить о нарушении
Я думаю, что от Французского Ожъе. Потомок солдат французской армии. Но это мои домыслы. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B6%D1%8C%D0%B5,_%D0%A1%D0%B5%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%BD

Валентин Котюх   27.04.2020 14:02   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ!

Олег Каминский   29.04.2020 17:39   Заявить о нарушении