Три уязвимости современного христианства

 Одна из мировых религий переживает сейчас не самые лучшие времена. Всё меньше и меньше людей называют себя христианами в таких, казалось бы, исконно христианских странах как Россия, Испания, Ирландия, Италия. Хочется вспомнить старинную китайскую пословицу: Тюрьмы закрыты день и ночь, но в них всегда много народа; храмы открыты день и ночь, но в них никого нет. Скандалы сотрясают церкви, но, согласитесь, это было всегда. Кардиналы, не стесняясь, содержали любовниц и любовников, архиереи нещадно эксплуатировали крестьян и владели землей, но всё же им удавалось одним именем Христовым объединять народы, поднимать рыцарей в крестовые походы, строить поражающие своим величием храмы. Что же изменилось сейчас?
 
 Главным врагом христианства в наши дни, увы, стала грамотность.  Раньше Евангелие мог прочитать только священнослужитель и, как правило, на непонятных для большинства населения языках, таких как латынь, древнегреческий или церковно славянский. Он давал объяснения пастве, избегая «острых углов» и строго в соответствии с официально принятыми канонами. Благая весть была сквозь века обращена к малограмотному Средиземноморскому населению, к римским рабам и плебсу, варварам язычникам, средневековым крестьянам и дворянам, которые тоже редко умели сами читать, к крепостным царской России и чернокожим рабам Америки.  Даже монахи не обладали большим кругозором, многие из них были заняты политической борьбой или искали экономических выгод. Однако в ходе истории прослойка населения, для которой и были написаны эти тексты, трансформируется.   Теперь они доступны для самостоятельного прочтения любому грамотному человеку. Их могут прочитать врач, историк, юрист, экономист, политолог, социолог, агроном, следователь, языковед или просто грамотный крестьянин. И эти люди умеют не только читать, кто-то знаком с римским и еврейским правом, кто-то знает, какие функции в экономическом плане выполнял Иерусалимский храм, другие знают, как функционируют секты, кто-то знаком со Средиземноморским земледелием и т.д.  И, несмотря на двух тысячелетний слой елея, для современных читателей выпукло проступает реальная жизнь Иудеи первого века. Современные читатели сравнивают факты, наблюдают за последовательностью событий в тексте, составляют психологические портреты и анализируют полученную информацию в целом. Простой пример, когда берутся только события и итоги:
1) Смерть богатых людей Анания и Сапфиры в доме апостолов.
2) Суд над апостолами, заступничество Гамалиила .
3) родственник Гамалиила Стефан назначен главным дьяконом и распорядителем средств у апостолов.
4) Стефан начинает говорить, его убивают.
5)Савл (ученик или возможно тоже родственник Гамалиила) радуется.
6) Савл рьяно преследует христиан и предаёт их казни. 
7) Когда большинство христианских вождей уничтожено, Савл занимает место Стефана.
8) Савл три года избегает встречи с оставшимися в живых еврейскими христианскими вождями и укрепляет свои позиции.
9) Савл входит в число апостолов.
Эта схема была озвучена ещё в XIX веке, и она демонстрирует обычную борьбу за власть, кровавую и жестокую, стыдливо прикрытую, чудесами, ангелами и голосами с неба. Но то, что было убедительно для средневекового обывателя, который даже не знал, где находится Святая земля, не убедительно для современного человека.
 
  Уязвимость от всеобщей грамотности понимают и простые люди, и высшие иерархи христианских церквей, но есть и другая уязвимость. Да, Евангелие писалось для определённой аудитории, но, как ни странно, в довольно демократическую эпоху (I –II век н.э.), когда церковь ещё не превратилась в государственный институт. И сегодня Евангелие невозможно переписать, ориентируясь на современного читателя, оно уже окостенело и, как остов затонувшего корабля, обросло многотысячными комментариями святых и не очень святых отцов. Уже нельзя убрать моменты вызывающие вопросы, добавить чудес или улучшить героев. Хотя почва робко прощупывается, например, появляются такие тексты как Евангелие от Петра. Но в целом осталось только призывать к вере. А как быть, если человек верит «строго по тексту». Например, Христос с учениками идёт на Пасху (это событие происходит весной и тогда, и сейчас) в Иерусалим. По дороге он видит смоковницу и ищет на ней плоды, и, не найдя, проклинает дерево.  Но смоквы созревают в конце лета, начале осени, трудно поверить в то, что Христос, как Бог, который создал все законы мироздания и как человек, выросший в аграрной стране, будет проклинать дерево в начале весны, за то, что на нём нет плодов. Следующий эпизод вносит некоторую ясность. При входе в Иерусалим люди кричат «Осанна, Осанна» и человек знакомый с еврейскими праздниками сразу понимает, что люди празднуют Суккот – еврейский праздник урожая, который приходится на начало осени, а не Пасху (хотя два этих праздника имеют некоторое сходство). Получается, Иисус пробыл в Иерусалиме не неделю перед казнью, а находился более полугода, сидя напротив сокровищницы Иерусалимского храма.
 
  Но есть ещё одна уязвимость – это почти всеобщая грамотность современников Бога-человека. Удивительно, но во времена Христа читать и писать умели почти все, даже женщины! Это был необходимый навык для изучения Торы, за обучение чтению нельзя было брать плату, учителя были в почёте. Это почти беспрецедентный случай в древнем мире. Люди писали друг другу записки, деловые послания, сообщали новости, а сухой и жаркий климат Иудеи сохранил нетронутым это великое множество документов. Конфликт с Римом и две Иудейские войны, заставили евреев строить скрытые убежища, под землёй или в пещерах, целые семьи переносили туда свои архивы. Сегодня они представляют большой интерес для археологов. Документы из открытой недавно Пещеры Писем проливают свет на жизнь современников Христа. Как знать какие документы ещё найдут или уже нашли еврейские археологи. Может в их руках уже архив Гамалиила или Каиафы, а может письма самого Иисуса Христа своим последователям. Как распорядится этим Израиль в будущем? Это маленькое государство находится в крайне агрессивном окружении, почти не имеет собственных ресурсов и во многом опирается на поддержку еврейских диаспор в Европе и в США. Даже Ватикан является во многом союзником Израиля, и пока папа Римский целует руки нужным людям, его не гонят от 2000-летней кормушки. Но политическая ситуация, крайне нестабильна. Мировое сообщество может при случае «разменять» Израиль на Иран, или другую ближневосточную страну. Ничего личного, только деньги и геополитические интересы. В таком случае, я думаю, евреи не откажут себе в удовольствии превратить Иисуса из Сына Божьего во вполне заурядную историческую фигуру, которую будут проходить в школах наравне с Тиберием, Сеяном, Бар-Кохбой и другими. Уже сейчас многие исследователи отмечают, что гуманистические идей Иисуса были не новы в Иудее. Они не несли ничего революционного, нечто похожее высказывали и лидеры Кумранской общины, и Гамалиил, и Великий Учитель Справедливости, живший значительно раньше Христа и оказавший влияние на группу Иоанна Крестителя. Знаменитая молитва «Отче наш» при ближайшем рассмотрении оказывается всего лишь талантливой компиляцией из иудейских молитв того времени.  Да и с религиозно-юридической точки зрения Иисус, по мнению многих, был правоверным иудеем. Если Израиль разыграет эту карту, смогут ли в будущем христиане по-прежнему видеть в смуглом человеке с ярко выраженными семитскими чертами лица - Бога?
   
  Христианство экспансивно по своей природе, ему нужны новые и новые «рынки сбыта», а все ниши уже плотно заняты. У арабов есть пророк Магомет, у большинства китайцев и индусов свои представления об окружающем мире. Христианство ещё живо в странах Латинской Америки, но там оно постепенно переходит во всевозможное сектантство, смешивается с местными языческими и привозными Африканскими культами. К тому же христианству необходим социум, вспомните «Там, где двое или трое соберутся во имя моё, там и я промеж них». Но социум всё более и более индивидуализировается, и даже естественные союзы мужчины и женщины, матери и ребёнка становятся нестабильными.
 
  Жрецы Рамсеса Великого, одного из величайших правителей всех времён и народов, 2000 лет после его смерти оправляли его культ – Бога и Сына Бога. Но вот прошло время, и даже их сменили новые жрецы - жрецы амбициозного плотника из Назарета. Но и они приближаются к подобному рубежу. Хватит ли у них сил удержать христианство в Большой тройке мировых религий, или они уступят место для новых богов – покажет ближайшее время.


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.