9-На могиле

                На могиле

О смерти Авсюкова Афанасий и Полина узнали, когда того уже похоронили.  Авсюков был человек одинокий. Организаторы же похорон не удосужились должным образом оповестить всех его знакомых, они просто не знали об их существовании. Кто они ему…? Устроители траурного мероприятия,  скорбным молчанием,  почтили память Авсюкова, и проводили  Павла Андреевича до его могилы, на городском кладбище.
Тогда же было решено установить  могильную плиту, но неумолимое время выветрило данное обещание из памяти и об этом как-то забыли.
Забыли, наверняка и то место, где Павел Андреевич был погребен. Забудут и самого Павла Андреевича Авсюкова.
О нём вспомнили Афанасий и Полина, и пока они собрались все же посетить его могилу, осень уже подходила к концу. На унылый пейзаж Рогожинского кладбища медленно и почти отвесно падали крупные хлопья снега, тут же тая, увлажняли и без того уже сырую землю. Лишь кое-где, на стоявших  у могил скамейках, на поперечинах крестов да на столбиках оград, образовывались белые подушки снега. Однако и они ничуть не оживляли серый колорит осеннего дня.
К свежему холмику под осыпавшейся березой их подвел работник кладбища. Указав на простой деревянный крест с табличкой, на которой были написаны фамилия и сроки жизни Авсюкова, и, убедившись в том, что привел их по адресу, работник удалился по своим кладбищенским делам, оставив Афанасия и Полину наедине с могилой усопшего Павла Андреевича.
Стоя перед крестом и могильным холмиком товарища, перед тем последним, что еще принадлежало Авсюкову, Афанасий думал о том, как, по сути, краток миг между датами начала и конца человеческой жизни.
Вот они пришли и стояли, молча у его могилы, не зная, что сказать. Не знали, хорошо ему стало от этого или нет? Доволен он тем, что к нему пришел его давний друг Афанасий и Полина.  В скорбных мыслях они просили прощения, что не были на похоронах, о которых они и не знали.  Не сообщили им, не сочли нужным, кто они…?  Никто ведь и не знал о них, кого винить? Что уж там. Да, и не столь это важно сейчас. Главное, пришли же. Афанасий стоял, молча опустив обнаженную голову. Полина положила цветы и поправила венки, лежавшие на могиле и стоявшие у креста еще с похорон. Стряхнула с них выпавший снег и поправила ленты с надписями: «От коллег», «От почитателей Вашего творчества». Важно ли это было для Авсюкова, надо ли это ему сейчас?


Рецензии