Я сделала себя сама

апрель 2020

                Посвящается Л.Б.




                Прошло уже немало лет..., хотя где там – немало! Пол жизни прошло с той поры, когда решилась её судьба и она, на своё несчастье, стала женой этого, подававшего большие надежды студента одного из престижных ВУЗов и модной в то время специальности инженера-электронщика в области радиостроения.
                - А было ли у меня счастье хоть в начале жизни с ним?! Хотя бы недолгое?! Или же сразу всё пошло наперекосяк?! – задавала себе вопрос Светлана, напряжённо вглядывясь в своё отражение на залитом дождём оконном стекле.
                Но, будучи натурой деятельной, энергичной и где-то даже экспрессивной, она не часто предавалась воспоминаниям и старалась не мучить себя тягостными экскурсами в прошлое. Прожив немалое количество беспокойных лет с ним, а потом уже и без него, она сумела организовать свою жизнь чрезвычайно успешно и многих, знавших её, поражала своей удачливостью и везением в делах, очень непростых, жизненно важных для её бизнеса и семьи.
                Но воспоминания всё же Светлану иногда захватывали, и она с грустью вспоминала те, уже оставшиеся далеко в прошлом, студенческие годы, определившие не столько её профессиональную, как, скорее, женскую судьбу.
                Это была любовь двух молодых, ярких и в большой степени  самоуверенных однокурсников. Светлана  была энергичной, шумной и «заводной», чем всегда привлекала к себе внимание окружающих ребят студентов. А он?! Как же он нравился девчонкам! - красивый, умный, отличавшийся необычным взглядом на всё вокруг. Своими  оригинальными и неожиданными идеями  и соображениями по обучаемым предметам он частенько ставил в тупик преподавателей и даже профессоров.
                - Ну как же я не сумела разглядеть в нём ещё тогда эдакого «самовлюблённого индюка»,- сокрушалась Светлана, но пытаясь тут же себя оправдать, с горечью досадывала, - Надо отдать ему должное, ведь он обладал большой степенью убеждения и даже гипнотического внушения о ценности своих идей для всеобщего благостного будущего.
                Светлана была дочерью довольно состоятельных родителей, к тому же её отец в те времена обладал достаточной степенью влияния в обществе, имел круг нужных и влиятельных друзей и во многом мог помочь молодой семье. Константин же, так звали молодого, подающего большие надежды мужа Светланы, был простым парнем из провинции, правда наделённым непомерным чувством собственной значимости и амбициями.
                - Я, дорогой мой Светик, обещаю тебе и всем другим, что скоро этот мир здорово встряхну, а может даже и взорву своим неожиданным вторжением на просторы загнивающей науки, конкретно - электроники,-  пугал Светлану своей непомерной самоуверенностью и шокирующим апломбом Константин.
                Он был гордостью курса, шёл на «красный диплом», перед ним рисовались заманчивые жизненные перспективы, но, как оказалось в дальнейшем, этим перспективам не суждено было сбыться. Они рождались лишь в его самолюбивом , амбициозном сознании. Но тогда, на курсе он был вожделенным объектом охоты для девчонок-студенток с последующим прицелом на замужество. Завоевать его внимание мечтали многие из них.
                - И что он в ней нашёл?! Тоже мне «красотка»! – презрительно кривились однокурсницы, наблюдая повсюду уже неразлучную парочку и поняв, что им не светит внимание Константина,- ясно же что, про семейку зажиточную разнюхал – ещё тот  прохиндей наш Костик! – с ехидством говорили студентки.
Долго же Светлане не могли простить однокурсницы её победы.
                - Да уж, не дурак наш Костик,  всё правильно «просёк» - и папочку, и будущие возможности для жизни ,- ещё долго злословили неудачливые претендентки на сердце Кости.
               
                Жизнь, особенно разудалая студенческая, катилась дальше, да и факультет был не из лёгких, о таком говорят – «не женский». Головы студенток были по самую макушку забиты учёбой и стремлением благополучно, преодолев все трудности, добраться до заветной цели – получения  вожделенного диплома!
                А молодая семья недолго оставалась без своих личных и законных «квадратных метров» - лишь короткое время им пришлось пожить совместно с рдителями Светланы – её матерью, наделённой достаточной степенью высокомерной фанаберии и солидным, вечно занятым, озабоченным решением всевозможных проблем отцом. Вскоре молодые уже поселились в своей двухкомнатной квартирке, первоначально тривиальной, так называемой «хрущёвке». Жизнь легко катилась по накатанной плоскости: после окончания института – работа  в близлежащем профильном предприятии для обоих, не без участия всемогущего папочки Светланы, оформленный быт, включая комплекты мебельных гарнитуров для комнат и кухни, дефицитная сантехника, ковры, посуда и прочее по мелочам.

             Один за другим родились дети, и вот тут-то Светлане уже пришлось поднапрячься. Работа на престижном предприятии требовала не малой отдачи, а заниматься бытом она не была особенно расположена, ну, а дети....Дети были обожаемыми и обласканными, но занимться ими последовательно и систематически также не было в её характере. Проблема с детьми на первых этапах их роста была решена быстро – выписали для этой цели Светкину бабушку – добрую, простую и заботливую женщину, на которую были возложены ещё и кухонные обязанности.
               - Да мне не трудно, детки мне  в радость,- говарила баба Маня, успокаивая, а главное усыпляя некоторые возникающие угрызения совести молодой мамочки в её пренебрежении к домашним и воспитательным обязанностям.
                Все жизненные вопросы решались как бы сами собой, без особых усилий со стороны молодых родителей. Только потом, в процессе их совместной с Константином жизни, Светлана поняла , насколько вредной оказалась для её любимого мужа такая беззаботная и безинициативная семейная жизнь.
                - Да, именно я и только сама я виновата в его развивишемся эгоизме и нежелании даже пальцем двинуть во благо семьи, - запоздало корила она себя, наблюдая полное безразличие Константина к семейным проблемам,- нельзя было мне всё на себя брать и давать ему полную свободу для каких-то его неопределённых и туманных уверений о будущих благах.
                Костя совершенно устранился от решения каких бы то ни было семейных проблем и не испытывал ни малейшего интереса к бытовым вопросам. Постепенно это перешло и на воспитание детей. Благодаря активной и деятельной жене, а ещё больше – неустанной заботе её родителей, Константин приобрёл «привилегированное» право заниматься только лишь своими туманными, как оказалось в будущем, беспочвенными идеями и фантазиями. Только потом, через много лет она поняла, каким талантливым фантазёром был её муж и каким никчемным для жизни человеком он оказался.
                Денег стало катастрофически не хватать, и Светлана с тоской наблюдала за соседками, прекрасно одетыми и ухоженными молодыми женщинами, а, самое главное, она видела, какие замечательные, красиво и модно разодетые выходят во двор поиграть их дети. Всё это больно ранило её душу.
                - Прошу тебя, сделай же что-нибудь, наконец, реальное для нашей семьи! Неужели ты считаешь, что наши дети не достойны лучшей участи?! – гневно вопрошала она своего мужа, как всегда с отстранённо-задумчивым видом изучающего какие-то свои бумаги,- чувствую не видать нам обещаных тобою благ – молочных рек с кисельными берегами, - устало роняла она упрёки по адресу мужа.
                По прошествии некоторого времени, Светлана сблизилась с одной из соседских женщин, особенно модно и даже экстровагантно одетой молодой особой.  Она с удивлением узнала, что все эти эффектные наряды были делом её собственных рук и результатом хорошего вкуса. Верочка, так звали новоявленную подругу, была в прошлом балериной, а, имея мать портниху, переняла от неё многие специальные навыки по шитью и с течением времени достаточно хорошо овладела швейным мастерством.
                - Золотые руки у тебя, Верка! Вся в меня пошла,- довольно улыбаясь говорила её мать,- и что тебе тот балет дался?! Куска хлеба ты как раньше с него не имела, так по нонешним временам и подавно не будешь иметь.
                А в страну пришли новые революционные веяния, и это напрямую коснулось жизни многих. Экономика получила новый толчок, в связи с переходом на новое устройство общественной жизни – капиталистические рельсы. Каждому была предоставлена возможность проявить свои предпринимательские возможности и таланты. И вот тогда у Светланы, ясно увидевшей и понявшей все преимущества нового времени, возникла мысль начать какое-то своё, собственное дело и, таким образом изменить вялотекущую финансовую ситуацию в семье, улучшить её материальное положение. Самым доступным в представлении Светланы было занятие шитьём, хотя никаких практических навыков и понятий в этом деле она не имела.
                - Уж если мне  радиоэлектроника оказалась «по зубам», что даже на красный диплом замахивалась, то строчить на швейной машинке будет не велика наука,- как всегда решительно и самоуверенно убеждала Светлана саму себя в правильности выбора своей идеи.
                Верочка же, как и сама Светлана , была человеком энергичным, активным, лёгким на подъём а, самое главное, уже довольно хорошо овладевшим искусством пошива. Светлана же, обладая решимостью и восприимчивым умом ко всему новому, была кроме того заряжена ещё и чёткой мотивацией для овладения непривычным для неё делом – обеспечить достойное существование своим детям, да и себе также.
                Идея начала быстро воплощаться в жизнь. Верочка, как человек близкий к искусству, была наделена определёнными художественными способностями и стала неплохим дизайнером одежды.
          - Как же это красиво, Верка, у тебя получается! И необычно, и модно, даже экстравагантно,- с восхищением взирала Светлана на новый эскиз женского платья, тут же набросанный Верочкой на бумаге,- Правду о тебе говорит твоя мама - Господь тебя в макушку поцеловал, ведь ты и впрямь талантище,- с некоторой долей зависти к способностям подруги восхваляла  она подругу.
            Светлана и сама быстро схватывала премудрости пошивочного дела, и вскоре появились первые результаты их совместных усилий в виде  модных и оригинальных женских костюмчиков, которые сразу же с восторгом были оценены молодыми женщинами соседками по двору.
             - Верка, я тебя обожаю! Ты самый настоящий фонтан идей!- чуть не прыгая от радости от начинавшегося сбываться успеха задуманного ею дела,  счастливо смеялась Светлана, - да мы с тобой вместе ещё горы свернём!      
              Процесс набирал обороты, дел было много, всё новые и новые модели рождались в их уже совместном содружестве, и, что самое главное, это стало приносить неплохой доход.
               Женщины понимали, что им вдвоём уже не по силам справляться с процессом пошива всё возрастающего потока изделий. Нужно было расширять сеть участников путём привлечения новых работниц-портних.
                - Как же я устала, Светка, выдохлась, как загнанная лошадь, и не хочу я уже больше этих проклятых денег,- всё чаще и чаще поднимала Верочка свой протестующий голос, иногда даже срываясь на крик,- жизнь-то уходит, а я хочу блистать, соблазнять мужиков, просто наслаждаться каждым днём, что я и делала, пока не поддалась на твою агитацию и не попала в этот безумный водоворот.
            - Ну, мне всё ясно! Крысы бегут с корабля! – констатировала Светлана возможное предательство подруги и окончательно утвердилась в мысли, что с Верочкой надо расстаться, когда нечайнно увидела, как та напрпалую заигывала и флиртовала с Костиком.
                - Ах, ты хотела блистать?! – с вызовом вопросила она подругу, - так давай, «зелёная улица» и Бог тебе в помощь, но не в моём же доме и не с моим же законным мужем,- решительно и зло бросала она слова.
                Расставшись с подругой,Светлана стала деятельно подбирать толковых и опытных женщин  портних – «надомных» работниц, которым весьма улыбалась заманчивая перспектива подзаработать, никуда не уходя из дома.   
                Пошивочный бизнес бурно развивался, дело буквально целиком захватило Светлану, горело в руках. Вскоре возникла идея заменить разрозненных «надомниц» постоянным штатом квалифицированных работников и арендовать для этой цели некие производственные площади.
                - Боже, дай мне силы выдержать всё это,- с ужасом ощущая себя во власти неумолимо катящегося с высокой горы снежного кома, взывала Светлана,- только бы не подмяла меня вся эта лавина бизнеса.
                Бизнес уже приобрёл производственные масштабы. Светлана стала влотную работать со смежниками – «тканевыми королями». Материалы завозились в огромных количествах, часто их дальнего зарубежья, ими битком заполнялись склады, а метражи тканей исчислялись даже километрами.
                Постепенно к Светлане стала приходить известность и уважение, у неё образовывались нужные связи и деловые отношения, основанные на доверии и «честном слове» деловых людей. Большие суммы денег легко перемещались от поставщиков в производство и обратно.

                Константина же не слишком интересовала бурная деятельность жены. Он лишь снисходительно поглядывал на, как он выражался «мышиную возню» новоявленной бизнес- леди.
                - Даю слово, что скоро ты бросишь заниматься этими «тряпками»,- в привычной для себя манере, спокойным, убедительным голосом заявлял Константин,- в недалёком будущем сделаю тебя миллионершей, денег нам хватит с избытком до конца жизни.
                Светлана вся пребывала в сомнениях – здравый смысл подсказывал ей критически относиться к обещаниям Кости, как выяснлось в дальнейщем, оказавшимися пустышками, не попадать под магию его красноречия, гипнотическую способность убеждать и подчинять.
                - Кстати, Светка, такая удача! - я тут заключил договор с поставщиками одного из заводов,- а речь шла о неких Московских коммерческих предприятиях,- Они требуют немалую предоплату за производство нужных мне деталей,- Костя имел в виду свой «сенсационный», по его словам, проект «мирового значения».
                - Ничего не поделаешь, ради нашего «светлого» будущего придётся тебе раскошелиться,- уверенным, не терпящим возражения тоном заявил муж,- так что ты выдай эту сумму, должна же понимать, что всё вернётся, да ещё сторицей!

                Светлана, как и другие люди, вступавшие с ним в контакт, всё же полностью не отметала возможности обогащения – стать, по его словам,  миллионершей, - уж очень убедительным, вкрадчиво-негромким голосом внушал Константин мысль о великом значении своего изобретения.
           Просьбы Константина о денежных вливаниях под свои идеи повторялись всё чаще, а суммы уже превышали все возможные пределы, и всё это происходило при его пренебрежительном, саркастически- уничижительном отношентии к бизнесу Светланы, дававшему реальные неплохие доходы и перспективы роста. Терпение у Светланы всё же было не безграничным, да и дела в бизнесе не давали её спать спокойно, нервы не выдерживали постоянного напряжения и необходимости решать каждодневные проблемы, снежным комом валившиеся на её крепкие, но всё же женские плечи.
              - Ты наверно думаешь, что деньги мне с неба сыплются, или я их на станке по ночам печатаю,- уже с вызовом взывала к его совести и повышала голос Светлана,- Сколько времени ещё ты мне собираешься лапшу на уши вешать?!- почти кричала она.
               Константин оказался в жизни совершеннейшим эгоистом, не способным и не желающим принимать хоть какое-то участие в решении семейных проблем - будь-то постоянно возникающие ситуации с детьми или разнообразные хозяйственные проблемы по дому. Но, самое главное, он не давал  семье никакой денежной поддержки, а, вместе с тем, требования всё новых и новых финансовых вливаний и отчислений в свои утопические проекты не прекращались.
                Пришло время, когда Светлана уже перестала владеть собой и всё чаще стала на нём срываться. Имея горячий, ярко выраженный характер холерика и обладая значительной степенью красноречия, подстёгнутого явным раздражением и неприятием мужа, она, не стесняясь присутствия посторонних, уже открыто клеймила его и упрекала в полной жизненной несостоятельности.
                - Ты просто ничтожество, жалкий фантазёр!- кричала она в запальчивости,- Сколько ты можешь жить за счёт семьи, ничего взамен не давая,-  Эгоист несчастный! Все, кто поумнее, давно тебя раскусили – оторванный от жизни «идеалист»!
                Константин, имея в высшей степени амбициозный и самонадеянный характер, не мог простить ей этих унижающих его достоинство выпадов. Светлана видела лишь один выход из пришедших в  тупик семейных отношений – расстаться и как можно скорее, пока они с Константинам не стали настоящими врагами.
                А между тем дети росли, и бизнес постепенно вобрал их в себя, принял характер «семейного». Светлана с радостью и облегчением уже стала доверять и перекладывать на них значительные, важные участки работы, делить с ними ответственность за общее семейное дело. Штат наёмных работников, среди которых были и профессиональные конструкторы-технологи швейного процесса, и модельеры-дизайнеры, лекальщицы, немалое количество портних, становился уже впечатляющим   
                Семейный бизнес шагнул далеко за пределы города и даже Республики. Создаваемые коллекции одежды были оригинальными, соответствовали веяниям современной моды. Наконец пришла известность и соответствующая ей финансовая независимость.
                - Не могу поверить, неужели всё же то зыбкое, туманное и неопроеделённое, что завладело моими помыслами в те далёкте молодые годы, воплотилось в реальность и я в самом деле стала «крутой бизнес-вумэн»?! - с замиранием сердца и совсем по-женски, боясь сглазить, думала она, глядя в оконное стекло, залитое дождём.
                Светлана чувствовала не столько физическую, как большую моральную усталость от многолетнего груза проблем, снежным комом катившихся и давивших ей плечи на протяжении последних нескольких десятков лет бурной жизни. Но эта усталость была благородной, оправданной и мотивированной целью задуманного ещё в молодые годы и осуществлённого жизненного проекта. Счастье и удовлетворение от полноты осуществлённых замыслов захватило её:
                - Я сделала себя сама! – чувство гордости и внутреннего  торжества переполняло её душу,- Я состоялась в этой жизни, и не нужны оказались мистические миллионы мечтателя Константина – жизнь невообразима притягательна и чудесна, когда строишь её своими собственными руками.

Послесловие:

                Следы Константина, который так и не стал при жизни гением, затерялись где-то на прсторах бывшей великой страны. В редкие приезды, торжественно вручая уже своим внукам, рождением и ростом которых он по причине эгоистического характера особо не интересовался, по шоколадке, он убедительным, не громким и странно завораживающим голосом развивал принципы своих новых идей, призванных совершить переворот в сознании Землян...!
               

               
            

               


Рецензии