Мой первый съезд

СЪЕЗД (27.04.13)

Апрель. Суббота. Я прихожу на занятие в Литобъединение «Забой», но не успеваю разместиться на своём «прикормленном» годами месте, как раздаётся звонок в мобильном телефоне. Я решаю было отключиться, но вдруг вижу, что это звонок от Председателя Межрегионального союза писателей – Владимира Давыдовича Спектора. Я сразу же снимаю трубку и выхожу в коридор, чтобы не мешать разговором собравшимся забойцам. Владимир Давыдович сообщает о том, что я и Иван Волосюк приглашаемся делегатами от Донецкой области на VI Отчётно-выборный Съезд Союза писателей в Луганске, дорогу и проживание оплачивает приглашающая сторона, и просит сообщить Волосюку, так как у нас одинаковый с ним мобильный оператор. Прекрасная новость, внутреннее ликование отражается на моём лице. Всё занятие я так и сижу с сияющей физиономией, в предвкушении такого важного события.
Мне есть, почему так ликовать, дело в том, что я не так давно, всего два года назад вступил в Союз, особо ничем не выделяюсь в общей массе моих собратьев, поэтому лишнее внимание руководства СП меня приводит в щенячий восторг. По дороге из ЛитО я звоню Ване Волосюку и передаю приглашение, рассказывая всё в деталях.

***

С вечера 26 апреля я собираюсь в дорогу. И тут меня охватывает паника – я не могу найти паспорт. Ищем всей семьёй – безрезультатно! Как сквозь землю провалился! В итоге на следующее утро, захватив только членский билет, я отправляюсь на автовокзал. Не знаю почему, но автобус мне кажется надёжней и быстрей, поэтому электропоезда, как вариант даже не рассматриваю. Это вторая моя поездка в город на Лугани (хотя по существу Горловку тоже можно так назвать, Лугань-то берёт исток в нашем городе), буквально несколько месяцев назад я ездил в гости к коллекционеру-миниатюристу и библиофилу Якову Аркадьевичу Смоляренко с миниатюрными книжками наших горловчан. И тогда же я встречался с Владимиром Давыдовичем по поводу выписки нового удостоверения (членского билета), а так же, чтобы лично замолвить слово о своих собратьях по перу, дабы принять их в СП в обход Донецкого отделения напрямую в Луганске (можно сказать, тогда было положено начало нашему Горловскому отделению МСП).
Итак, я в пути. Дорога уже знакомая, я пытаюсь предугадывать маршрут, названия населённых пунктов: вот шахтёрский Артёмовск, далее виднеются копры Перевальска (в котором начиналась горняцкая трудовая деятельность Павла Беспощадного, когда город был ещё посёлком Селезнёвских рудников), крайние остроги Алчевска. Наконец-то начинается Луганск, но ликовать рано, я-то уже знаю, что нам ещё ехать по городу как минимум 40 минут. Ну, вот наконец-то появляется и автовокзал, большой и просторный, который больше похож на аэропорт (ни в Донецке, ни в Киеве, ни в Харькове, ни в Москве я не встречал такого здания автовокзала, построенного с размахом).
Я выхожу на остановку общественного транспорта, где ходят и трамваи и маршрутки, сразу же интересуюсь у горожан, как мне добраться до остановки пл. Борцов Революции, и, получив исчерпывающую информацию, жду свою маршрутку. Вдруг, прямо ко мне подходит гражданин чуть старше средних лет, одетый, как и я, в строгий костюм со значком на лацкане пиджака, и интересуется тем же маршрутом, и я уже как «бывалый» изливаю ему всю информацию, полученную буквально только что от аборигенов. Он вдруг, глядя на мой дресс-код и портфель, напрямую спрашивает: «А вы не на писательский съезд приехали?». Итак, получается, что рыбак рыбака видит издалека, гражданин оказывается литератором Валентином Строниным из Красного Луча. Мы знакомимся и уже вместе грузимся в маршрутку и едем в Дом творческой интеллигенции «Светлица». Ехать не очень далеко, минут 10-15, и вот мы уже входим в этот неофициальный центр нашего Союза писателей, расположенный в одном из стилобатов жилого многоэтажного комплекса.
Только заходим из «предбанника» в холл, как навстречу мне выбегает мой старый знакомый библиофил и коллекционер – Яков Аркадьевич Смоляренко. Потом показывается Любовь Ивановна Цай, которую по публикациям знаю очень давно, и с которой я познакомился лично буквально только вчера в Горловском музее миниатюрной книги, где проходило совместное горловско-луганское мероприятие (открытие выставки миникниг издательства «Янтарь»). Затем я встречаю Наталию Владимировну Мавроди. Мне предлагают располагаться, и я, пользуясь случаем, иду в зал и занимаю место поближе к сцене, возле прохода между двухместными диванами. Я захватил псевдозеркальную фотокамеру своей дочери, поэтому бронирую себе более-менее «простреливаемое» место, чтобы вести фоторепортаж. Потом я возвращаюсь в помещение  холла – что-то среднее между фойе и гостиной, где помимо устроившихся столов регистраторов, стоят кресла и столики, на которых лежат номера «Общеписательской литературной газеты» (я впервые держу в руках бумажный вариант нашей газеты, выпускаемой МСПС), рядом стоит книжный шкаф с постоянной выставкой изданий. И тут на полке я замечаю ряд альманахов «Свой вариант», среди которых красуется уже знакомый мне выпуск №6. Несколько лет назад такой номер нам в Горловское городское ЛитО «Забой» передал Юрий Лебедь из Донецка, там представлена подборка из работ 12 горловчан, но экземпляр на всех был только один. Я, как «правильный» член организации, сделал себе ксерокопию подборки со своими стихами, и этот альманах передал в общую библиотеку нашего «Забоя», но одна очень своеобразная личность посчитала, что этот выпуск должен принадлежать ей, и умыкнула этот альманах в частное пользование. И вот я вижу этот номер и интересуюсь у рядом стоящей нарядной, светлой и, можно сказать, лучащейся женщины, к кому можно обратиться по поводу этих альманахов и есть ли возможность получить себе такой авторский экземпляр. Женщина говорит: «Я этим заведую, забирайте, это мои альманахи для экспозиций, у меня ещё есть». Поблагодарив даму, я отхожу и интересуюсь у Якова Смоляренко, что это за столь щедрая женщина. И он мне говорит: «Это Александра Борисовна Фрольченкова, почётный председатель Луганского областного отделения МСП». Надо же, а я ведь её видел в марте в Дебальцево на дне рождения ЛитО им. Сосюры, но сегодня не узнал её в сияющих одеждах, так человека меняет имидж.
А в это время начинают появляться делегаты-нелуганчане. Первым приходит Саша Морозов, мы с ним здороваемся, и тут же появляются представители Харькова – Эсмира Травина и Элеонора Булгакова. Потом я вижу Виктора Шендрика, а затем народ начинает идти лавиной. В это время начинается регистрация, за столиком выписывают мандаты, выдают ручки и блокноты для делегатов, а также вручают значки МСП тем, у кого их нет. Регистрацию делегатов ведёт жена Михаила Квасова – Татьяна Паршина, Михаил, кстати, снуёт рядом, радушно привечая всех прибывающих. И я, пользуясь случаем, получаю делегатские регалии (мандат, блокнот, ручку), а заодно выписываю значки для Саши Курапцева, Веры Агарковой, Саши Товберга (которые уже успели вступить за этот период в МСП) и Кати Ромащук.  Появляется Владимир Давыдович Спектор, я подхожу, здороваюсь, и передаю ему рекомендации и документы на вступление в СП Наталии Ковальской, а потом начинаю плакаться, что у меня нет паспорта. Он подходит к бухгалтеру и просит выплатить мне командировочные по предъявлению членского билета, и та, скрипя зубами, сделав ксерокопию моего членского билета, выплачивает мне двойную цену проезда. «Но, – говорит Владимир Давыдович, – без паспорта не получится поселить в гостиницу», на что я не без сожаления отвечаю: «Я просто после съезда сразу поеду в Горловку вечерним автобусом». Жаль, конечно же. Банкет после съезда – это хорошо (это особая статья творческой коммуникации), но на завтра намечена обширная программа для делегатов с выступлениями и экскурсиями. Но выхода нет.
А Владимир Давыдович после этого подзывает меня к сцене и вручает 19-й выпуск альманаха «Свой вариант», подготовленный к юбилею МСП, и сообщает мне, мол, эти экземпляры только для приезжих делегатов, так как ещё не весь тираж забран из типографии и луганчане пока подождут.
Тут ко мне подходит Наталия Владимировна Мавроди и интересуется моим отчеством и отчеством Ивана Волосюка, я отвечаю (Ивановичи мы), и меня этот вопрос сразу же «настораживает» в хорошем смысле, я полагаю, что нам с Иваном что-то готовят вручить, но суматоха быстро меня переключает на другие мысли.
Вскоре звонит Иван Волосюк, он уже в Луганске со своими домочадцами – женой Инной и доченькой Алёнкой. И я выхожу на улицу встречать их, выглядываю из-за угла и вижу Волосюков, идущих от трамвайной остановки к «Светлице». Сходу Иван заявляет, что они на завтрашние мероприятия не остаются, и сегодня вечером они уезжают. Я, ободрённый такими обстоятельствами, перестаю сокрушаться о том, что не получается остаться на второй день, зато поедем компанией! Зал заполняется, многие лица знакомы по публикациям в газете «Отражение», для меня они почти что небожители, среди которых затесался и я. Я уже упомянул Виктора Шендрика, а вскоре появляется Виталий Свиридов, с которым мы давно знакомы по переписке, а теперь вот и визуальное знакомство. Тут же Виталий Дмитриевич знакомит меня с Виктором Мостовым, крепким седым мужчиной в хорошем костюме, он с пышной причёской, пышущий здоровьем, в приподнятом настроении. Также я вижу Сергея Кривоноса из Сватова. Звёзды литературной русскоязычной Украины. А потом я вижу представителей Дружковки, Северодонецка, и многих других.
Буквально за мгновение до открытия съезда появляется Леонид Борозенцев, одетый как всегда неформально, в стиле а-ля милитари. Лёня не один, с молодой девочкой, и я в меру своей «распущенности», полагаю, что это его дочка. Ан нет, это его юная пассия, 16-летняя поэтесса из Донецка Анна Г., которая кочует с ним по просторам фестивально-поэтической Украины. Борозенцев с мощным фотоаппаратом на подставке размещается с левой стороны зала, так как центр перед сценой уже оккупировал харьковский литератор Олег Бондарь, разместив сразу два аппарата на треногах…
И вот начинается Съезд минутой молчанья, которой мы поминаем ушедших из жизни литераторов.
Собрание открывает Наталия Владимировна Морозова-Мавроди, которая представляет президиум съезда, она даёт слово почётным гостям – полпреду Международного сообщества писательских союзов Николаю Александровичу Стародымову, который зачитывает поздравительный адрес от имени Ивана Ивановича Переверзина, потом выступает соредактор журнала «Радуга» Сергей Черепанов. Затем с дежурными поздравлениями и обещаниями выступают представители городской и областной власти. И, наконец-то, переходим к основным рабочим моментам. Наталия Владимировна предоставляет слово первому докладчику – руководителю СП – Владимиру Спектору. Владимир Давыдович обстоятельно рассказывает о работе Союза писателей, с небольшим экскурсом в историю организации, которой в этом году исполняется 20 лет. Он рассказывает о расширении географии МСП, об издательских проектах, о фестивальном движении под эгидой Союза, о работе литобъединений, упоминая, между прочим, и наших «Стражей весны». Но вот Владимир Давыдович заканчивает доклад, слово переходит к представителям городских и областных организаций МСП, и перед нами выступают «зубры» Союза. Одним из первых слово берёт Ким Михайлович Иванцов, брат молодогвардейцев сестёр Иванцовых, друг Сергея Тюленина – живая легенда, честь и совесть нашего Союза, его доклад цепляет за душу. Затем свои приветствия и отчёты зачитывают: Элеонора Булгакова и Олег Бондарь со своею Бедой (его  жену зовут Ольга Беда) из Харькова, наш Александр Морозов и Евгений Матвеев из Одессы, Елена Кисловская из Дружковки, а также слово предоставляют Елизавете Хаплановой из Макеевки. Елизавета хоть и вступила в МСП всего пару месяцев назад, но давно является очень заметной фигурой литдвижения Донбасса (достойная дочь своего отца, почившего пять лет назад Николая Вениаминовича Хапланова, одного из столпов Донецкого отделения Межрегионального СП).
Хочешь, не хочешь, а полтора часа пролетело, как один миг, и объявляется перерыв. Дружно поднимаемся и идём на кофе-брейк, где предлагаются к чаю бутерброды и другие закуски, а также сладости. Делегаты разбиваются на группы и группки, я схожусь в один клан с Волосюками и, перекусив, мы идём на двор, где писательская братия травит себя никотином, или просто дышит «свежим» воздухом (возле оживлённой трассы ул. Шевченко).
Ваня Волосюк подводит меня к молодой высокой девушке с ямочками на щёках и с чистой улыбкой, и знакомит, представляя её:
- Это Наталья Романова, с которой мы познакомились на съезде молодых писателей в Киеве!
И поясняет, что у Наталии есть православная лирика, мол, неплохо было бы посотрудничать в этом направлении.
С Натальей мы обмениваемся контактами, договариваемся списаться в сети, а она обещает, если будет по научным вопросам в Горловке (она кандидат филологических наук), постарается встретиться со мной, обсудить издательские вопросы, совместные проекты. А далее нас захватывает водоворот общения, мы с кем-то фотографируемся, общаемся, комментируем происходящее. А я подписал уже два своих сборника «Каждым нервом» и ищу намеченные жертвы, чтоб одарить их. Появляется первая «жертва» – уже упомянутый мной руководитель стахановского литобъединения Виктор Мостовой. Я вручаю ему свою книгу, он благодарит, и обещает ответный подарок. Пока суд да дело, я вижу ещё одну «жертву» – Сергея Кривоноса, которого я считаю лучшим лириком русской поэзии Украины (лауреат премий им. Николая Рубцова и им. Сергея Есенина – и эти звания действительно им заслуженны). И так же, в ответ на мой подарок, Сергей Иванович дарит мне свой сборник, отзыв об этой книжке я читал в прессе буквально в прошлом месяце – очень дорогой подарок.
Объявляют начало второй части съезда.
И вот теперь после докладов начинаются самые важные вопросы Съезда – прения по поводу избрания нового правления. Владимир Давыдович хочет уступить пост председателя Правления, на котором он продержался 15 лет, но общественность настаивает на том, чтобы он продержался ещё, хотя бы в качестве сопредседателя в паре с Наталией Владимировной Мавроди. Голосуем за это – единогласно! Следом избирают заместителей председателя, их пять человек, а потом Владимир Давыдович предлагает проголосовать за членов правления списком, который нам зачитывает Елизавета Хапланова, и я среди знакомых и знаковых имён вдруг слышу и своё имя. Для меня это становится явной неожиданностью, но когда Владимир Давыдович спрашивает, мол, есть какие-то дополнения или предложения, или мы готовы проголосовать за предложенный список, – я, конечно же, голосую «за», единогласно со всем залом.
Очень важным становится вопрос о привлечении «новой крови» в ряды Межрегионального союза писателей. Предлагается проект учреждения литературной премии им. Владислава Титова. А одной из резолюций съезда становится призыв к членам МСП всячески способствовать развитию отношений с дружественным союзом «Конгресс литераторов Украины». Вот это меня слегка огорчает, был один момент, когда я пытался подать документы в КЛУ, который тогда начинал развиваться на базе МСП, слава Богу, меня то ли отговорил, то ли оттолкнул от этой мысли Юрий Лебедь. Потом я сам заметил, что изначально дружественный союз, начал вдруг перетягивать одеяло на себя. Да и когда Юрий Каплан приезжал в Горловку, я заметил, с каким довольным видом он сообщал о том, что Межрегиональный союз и Конгресс литераторов – это теперь совершенно разные организации. Именно поэтому нынче всё это меня настораживает и огорчает.
Но вот, Владимир Давыдович объявляет, что к 20-летию Межрегионального союза писателей правление подготовила награды наиболее активным членам СП. Сперва идут лауреаты литературных премий. Объявляют премию им. Владимира Даля, которой награждается Дмитрий Стус, затем премия им. «Молодой Гвардии» и среди имён лауреатов вдруг звучит: «Иван Нечипорук (!)». И хотя в прошлый мой приезд в Луганск Владимир Давыдович  оговаривался, мол, пора бы и вам вручить премию, но, тем не менее, – всё равно я не смел надеяться на такую награду. В состоянии лёгкого шока выбегаю на сцену, с перепугу хватаю лауреатские регалии, совершенно не думая о том, что нужно для истории замереть на миг и глянуть хоть в одну из фотокамер – ретируюсь (и как результат – ни одной фотографии этого торжественного момента). Всё-таки предчувствия меня не обманули. Затем вручаются премии им. Олега Бишарева и Татьяны Снежиной. Потом вручаются почётные грамоты и другие подарки, среди награждённых оказываются и Ваня Волосюк, и Александр Морозов, которые умеют получать награды и это подтверждается наличием фотографий этих радостных моментов.
Итак, награды, нашедшие героев, розданы, поздравительные песни спеты, и Съезд объявляется закрытым. Делегатов приглашают в банкетный зал, а нам с Иваном пора подумать о дороге домой, т.к. в 18.30 идёт автобус Луганск-Херсон, следующий и через Горловку, и через Донецк, на который нам нужно успеть. Прощаемся с соратниками и друзьями, я подхожу к Наталии Владимировне и Владимиру Давыдовичу со словами благодарности, и с заверениями, что на посту члена правления буду всячески стараться быть полезным Союзу. Руководство огорчено нашим отбытием, но делать нечего и мы покидаем уже весьма шумное собрание на самом интересном месте.
Мы выходим из Дома творческой интеллигенции и идём на остановку. Но на площади Борцов Революции установлены два трофейных британских танка времён Первой мировой войны (говорят, что эти бронированные машины хотели отправить на переплавку, было такое распоряжение, но неравнодушные луганчане спрятали их, закопав на территории металлургического завода, сохранив их, как исторические экспонаты для грядущих поколений). И мы с Волосюками идём сперва к арке Борцов, фотографируем общую экспозицию площади, и фотографируемся на фоне железных монстров первой половины ХХ в. А потом возвращаемся на остановку. Трамвая не видно и мы едем на маршрутке. Встаём за одну остановку до автовокзала, чтобы зайти в супермаркет, купить чего-нибудь перекусить перед дорогой. Скупившись, не торопясь идём на автовокзал. Покупаем билеты и выходим заранее на платформу. Автобуса пока нет, зато есть ожидающие этого же автобуса Лёня Борозенцев с Аней. Мы не успеваем поболтать и 10 минут, как уже подают большой автолайнер. Мы грузимся, рассаживаемся, Волосюки занимают места впереди салона, Лёня с Аней в конце, а у меня место в середине. Беседовать в пути не с кем, и я всю дорогу прокручиваю события насыщенного дня, пролистываю полученные книжные подарки, юбилейный выпуск альманаха, рассматриваю свои награды. Дорога в объятиях сумерек проносится незаметно, и вот на горловском автовокзале я покидаю салон, прощаюсь с Волосюками и Борозенцевым и спешу, лечу домой на крыльях, обдумывая теперь своё новое положение в нашем литературном сообществе.

***

Как только я захожу домой, сразу начинаю раскладывать «ценные» подарки. На книжной полке вижу свой паспорт, которого, хоть убей, вчера здесь не было. Ну, как такое возможно, чем объяснить? Поздно сокрушаться. Судьба!


Рецензии