Томас Элиот

Томас Стернз Элиот родился в сентябре 1888 г. в Сент-Луисе, штат Миссури, в семье богатого предпринимателя. В молодости будущий поэт, философ по образованию, получил полный набор «джентльменских» знаний декадентской эпохи. В Гарварде он открыл для себя французских символистов, здесь же познакомился с буддизмом и проникся уважением к восточной мудрости. В 1910-1911 гг. Элиот продолжил образование в Париже, прослушав курс лекций известного философа-интуитивиста Бергсона. В то же время его интересы постепенно  переключаются на поэзию. В 1914 г. Элиот поселился в Оксфорде. Жизнь в Англии пришлась ему по вкусу. Отказавшись от защиты диссертации, Элиот всецело посвятил себя литературе и вскоре обрел известность, как оригинальный поэт и эссеист. В 1917 г. он стал заместителем главного редактора журнала «Эгосист», в 1922 г. - получил место главного редактора в журнале «Крайтерион», а в 1927 г. - принял британское подданство и перешел в католичество.

Первая книга Элиота «Пруфрок и другие наблюдения» была издана в 1917 г. при поддержке Вирджинии Вулф. В ее состав вошла «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» – программная вещь раннего Элиота (по мнению некоторых литературоведов, с нее вообще берет начало современная модернистская поэзия). Стихотворение представляет собой  драматический монолог, насыщенный намеками, парафразами, скрытыми и явными цитатами. Его тема – закончившаяся неудачей  попытка Пруфрока найти  счастье в близости с женщиной. По форме «Песнь» представляет собой поток сознания. При этом в понимании Элиота Пруфрок – негероический актер на подмостках цивилизации, где любовь осквернена и не имеет  никаких иных измерений, кроме натуралистических. Парадокс состоит в том, что во многом комическое неприятие Пруфроком подобной профанации любви приводит к трагическому исходу: мотив отречения в «Песни» связан со смертью. Все стихотворения Элиота были подчеркнуто антилиричны. Он сознательно отказался от эмоционального и индивидуального восприятия жизни, что неизменно составляло специфику как романтиков, так и реалистов. В этом состоит характерная черта модернистской поэзии.

Всемирную известность Элиоту принесла поэма «Бесплодная земля» (1922). Текст ее насыщен громадным количеством историко-культурных и мифологических «отсылов» и воспринимается как головоломный ребус, как опыт интеллектуального «стихосложения», где в подробном комментарии нуждается буквально каждая строчка. Но при всем том общая логика поэмы и рождаемых ею ассоциаций достаточно прозрачна.  В «Бесплодной земле» дан трагический образ Запада, представляющего собой как бы «пригоршню праха», нагромождение обломков, былой целостности, из которой ушла жизнь. По замыслу Элиота поэма должна была стать трагедией «кануна», свидетельством исчерпанности ложных идеалов. В ней представлена судьба собирательного лица – цивилизации, переживающей смерть еще при жизни. Написана поэма в технике  потока свободных ассоциаций и является как бы большой фреской. В пяти ее частях сплетаются  прошлое и настоящее, субъективное и объективное, оригинальный текст и цитаты. Последних огромное количество: строки из библейских пророков, псалмов, Евангелий, Откровения, «Исповеди» Блаженного Августина, «Божественной Комедии» Данте, а также из Шекспира и Бодлера. В поэме множество  мифологических параллелей и отсылок к древним, дохристианским ритуалам. Но основной мифологической структурой «Бесплодной земли» служит средневековая легенда  о поисках Грааля, данная в духе современной Элиоту антропологии. Обретение подлинной любви, дарующей искупление уходящего в глубокое прошлое греха, возможно только во Христе, который одновременно и далек от современного человека, и  близок ему. Однако человечество, пройдя долгим путем познания, считает Элиот, утратило вкус подлинной веры и постоянно создает себе ее суррогаты. Очищение от недолжного должно быть «пламенным», - чтобы восстать, нужно пройти через смерть, - этим финальным аккордом суда и воскресения заканчивается поэма, рисующая «рушащиеся башни» цивилизации Запада.

В 1927-1930 Элиот создает серию рождественских стихотворений, объединенных позже в сборник «Ариэль».

ПАЛОМНИЧЕСТВО ВОЛХВОВ
(Из книги «Ариэль»)

 «В холод же мы пошли,
В худшее время года
Для путешествия; да еще такого:
Дорога – каша, и ветер в лицо,
Самая глушь зимы».
И верблюды посбили  ноги и спины
И упрямо ложились в тающий снег.
Мы иногда тосковали
По летним дворцам на склонах, террасам
И шелковым девам с блюдом щербета.
Проводники и погонщики бранились, ворчали,
Сбегали и требовали вина и женщин,
И костры угасали, и всем шатров не хватало,
И враждебность в больших городах, и неласковость в малых,
И грязь в деревнях, и непомерные цены:
В трудное время пошли мы…
И вот на рассвете пришли мы к спокойной долине,
Где из-под мокрого снега остро пахла трава,
И бежала река, и на ней мельница билась о тьму,
И под низким небом три дерева,
И белая кляча ускакала от нас на лугу.
И пришли мы в корчму с виноградной лозою над дверью,
Там шестеро кости бросали ради сребреников,
Толкая ногами мехи из-под выпитого вина.
Но никто ничего не знал…
Давно это, помнится, было,
Но я и теперь пошел бы, только спросил бы,
Это спросил бы,
Это: ради чего нас послали в путь,
Ради Рождения или Смерти? Конечно, там было Рожденье,
Мы сами свидетели. Я и до этого видел рожденье и смерть,
Но считал, что они не схожи; это же Рождество
Было горькою мукой для нас, словно Смерть, наша смерть.
Мы вернулись домой, в наши царства,
Но не вернули себе покоя в старых владеньях,
Где люди ныне чужие вцепились в своих богов.
И вот я мечтаю о новой смерти.

Тема, затронутая в этом стихотворении, всегда глубоко волновала Элиота. Позже в  драме «Убийство в соборе» Томас Беккет  произносит волнующую проповедь о том, что в Рождестве Христа Рождение и Смерть парадоксальным образом переплетены, ведь Он родился ради Смерти, и Смерть Его стало началом Рождения нового мира. Сам Беккет в тайне мечтает о мученической кончине, которая одна только может дать ему новую жизнь.

В дальнейшем, в драме «Убийство в соборе» (1935) и в поэме «Четыре квартета» (1943) Элиот отказывается от намерения «охватить все» и  выступает уже как автор исключительно религиозный. «Четыре квартета» как бы подвели итоговую черту под его поэтическим творчеством. И хотя он прожил еще более двадцати лет и до конца дней  оставался чрезвычайно почитаемым литератором, живым классиком, стихов он больше не писал. В 1948 г. Элиоту была присуждена Нобелевская премия по литературе. Умер поэт в 1965 г.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии