Урок мужества

      Кадры военной кинохроники, озвученные голосом Левитана, захватили внимание зала. Спустя три минуты, Света неуверенно нажала на тумблер и остановила показ документального фильма: «Получилось!». Девушка облегченно выдохнула. Центральная стена школьной рекреации была украшена рисунком с изображением поднимающегося из окопа солдата; косяком бумажных журавлей, улетающих ввысь; датой Великой Победы. На импровизированной сцене уже выстроились ученики в парадной форме. Серёжа включил музыку на тихую громкость, и ребята начали литмонтаж. "Вроде бы всё по плану, лишь бы чтецы не подвели".
      Такие мероприятия, приуроченные к празднованию Дня победы, ежегодно проводились в каждой школе. На «урок мужества» обязательно приглашались ветераны, поделиться с юным поколением воспоминаниями о тяжелых днях войны. В школьном комитете комсомола Светлана отвечала за работу идейно-политического сектора, поэтому  организация мероприятия, всецело, легла на её девичьи плечи. Хотя, подготовка и проведение таких мероприятий не было для Светланы чем-то новым, а стало уже привычным делом. Два предыдущих года девушка избиралась секретарём комсомольской организации школы. Так совпало, что впервые руководство организацией ей доверили в день вручения комсомольского билета. Погода в тот день была такой же, как и сегодня, весенней и солнечной. За стенами школы прохладный ветерок слегка обдувал лица прохожих, неспешно перебирал молодую нежную листву. Солнце ласково пригревало всё живое своими яркими, теплыми лучами. Сквозь проёмы окон солнце проникало в рекреацию, полностью её заполняло, и заряжало своей энергией бледных, уставших от "заточения" в кирпичном здании учеников.

- Комсомольский билет вручается Петровой Светлане, ученице седьмого «Б» класса! – Торжественно произнёс Аристарх Федорович, учитель физики и секретарь партийной организации школы.

      Девушка очень смущалась. Так волнительно в четырнадцать лет выходить на сцену, и стоять, развернувшись лицом к залу, вмещавшем практически всех учащихся школы старше четырнадцати лет. На задних рядах сидели старшеклассники, и среди них Женя. В сентябре юноша и несколько других ребят перешли учиться из другой школы. Света влюбилась с первого взгляда, "как в кино".
      Перед проведением отчетно-выборного собрания, в классе кандидатуру Петровой утвердили для включения в состав школьного комитета комсомола. Таков был порядок.  Но юная девушка никак не могла предположить, что на первом же заседании комитета, сразу после завершения общего собрания, её изберут секретарём всей организации. Теперь на груди у Светы красовался новенький значок с аббревиатурой ВЛКСМ, а за спиной повис тяжёлый груз ответственности.
После первого года "руководства", на отчетно-выборном заседании школьного комитета Светлану журили кураторы от партийной организации: она не достаточно ответственно относится к выполнению комсомольского поручения; комсомольская организация школы не входит в число лидеров среди городских организаций. Учитывая юный возраст Светланы и её потенциал, девушку единогласно переизбрали секретарём на новый учебный год.
Честно говоря, было обидно слышать нарекания в свой адрес от уважаемых ею учителей, и, как могла, Света старалась вывести школьную организацию в лидеры и разнообразить комсомольскую жизнь. Активная общественная деятельность отнимала слишком много времени. Секретарю приходилось руководить работой восьми секторов:  от идейно-политического до культурно-массового; участвовать в различных школьных и городских комсомольских и даже пионерских мероприятиях. А ещё Светлану избрали в состав пленума горкома ВЛКСМ. Правда, побывав на двух скучнейших заседаниях, проголосовав за непонятную резолюцию, она так и не поняла своей роли в работе пленума.
В школе, где училась Светлана, администрация и педагоги поддерживали ученическое самоуправление, но при отчетах в горкоме комсомола девушка иногда завидовала секретарям из других школ. Их отчеты были не самодельные, написанные «от руки» на альбомных листах, с тематическими рисунками по углам, а были отпечатаны на машинке и подкорректированы «старшими товарищами». 
В десятом классе Света взяла самоотвод, согласившись на идейно-политический сектор, а свой отказ аргументировала необходимостью  готовиться к выпускным экзаменам. Учёбой, и впрямь, не мешало заняться всерьез. У секретаря Петровой частенько возникали конфликты с учителями.
Многие городские мероприятия проводились, почему-то, во время школьных занятий. Чтобы обеспечить участие и явку, Свете приходилось самой «отпрашивать» ребят с уроков. Учительница математики злобно выговаривала:
- Петрова, тебе не танцульками заниматься надо, а готовиться к поступлению!

- Валентина Семёновна, это городское мероприятие. Не я же придумала, – в сердцах пыталась оправдаться Света.

- Сама не учишься и другим не даёшь! У тебя в тетрадях – грязь! С такими успехами ты математику и на «четыре» не сдашь.

Преподаватель английского языка частенько обсуждала Петрову в учительской:
- Никакая она не паинька. А проявления юношеского максимализма просто зашкаливают.

С одноклассниками и учениками из других классов тоже бывали стычки. После окончания восьмого класса некоторые из ребят перешли учиться в ПТУ и техникумы. Из бывших трёх сформировали два класса. Свету и ещё нескольких ребят перевели в класс «посильнее». Классный руководитель, пытаясь объединить учеников, придумала (а может где-то позаимствовала) классные часы на тему: «Расскажи мне обо мне». Выбирался один из учащихся, а остальные по кругу высказывали своё мнение о положительных качествах, а затем о том, что в человеке не нравится. Когда очередь дошла до Петровой, одна из одноклассниц, с которой у Светы в прошлом году был конфликт, призналась:
- Когда перед первым сентября мы увидели список класса, а в нем фамилию «Петрова», расстроились. Эта «затычка в каждой бочке» будет учиться с нами!
- Со стороны Светка кажется, ну, очень деловой, – подхватила другая.
- И высокомерной, – добавила третья одноклассница.
- Правда, когда мы с ней познакомились ближе, оказалось, что она – классная девчонка!

Класс сформировался дружный, и, в целом, со всеми у Светы сложились хорошие отношения. Вообще, Светлана была увлеченным человеком: она любила петь, и уже второй год они с Серёжей пели дуэтом; из-за загруженности занятия спортом «сошли на нет», зато в студию народного танца Света бегала по три раза в неделю. Выступления с закулисной суетой, переодеванием костюмов; поездки в подшефные колхозы – всё очень нравилось девушке. Но ещё больше её привлекали репетиции: оттачивание движений, постановка и отработка танцев. С удовольствием Светлана участвовала и в подготовке общешкольных мероприятий.

***

Ветераны один за другим закончили свои выступления. Кто-то живо, эмоционально вспоминал эпизоды военных лет, а кто-то, напротив, пытался сдерживать эмоции и подступившие слёзы, вспоминая фронтовых друзей и их подвиги. Следующим по сценарию было выступление Сергея и Светланы. Их дуэт выступал на всех мероприятиях, где допускалось пение, но это выступление было особым. Они спели: «Эх, дороги». Получилось очень душевно, зал долго аплодировал. Завершался «Урок мужества», как и начался, фрагментом из документального фильма о войне. Когда, казалось, мероприятие уже закончилось, вдруг поднялась учительница географии и попросила слово. Светлана заволновалась. Евгению Станиславовну побаивались все ученики в школе. На её уроках всегда поддерживалась железная дисциплина. Однажды Светлану и её соседа по парте что-то здорово развеселило. Молодые люди долго не могли унять смех. Делали серьёзные лица, но через секунду начинали смеяться снова. Евгения Станиславовна – высокая и статная женщина – подошла к Петровой, и громко, сверху вниз, крикнула:
- Встань!

Светлана встала, всё ещё улыбаясь.
- Ты же – вожак! Вожак всей школы!

Одноклассники потом подшучивали:
- Петрова, ты же – вожак стаи. Веди нас уже куда-нибудь!

К всеобщему удивлению, Евгения Станиславовна, обернувшись к залу, как бы ожидая поддержки, мягким, любезным голосом обратилась к Сергею и Светлане:
- А нельзя ли послушать дуэт, который выступал последним?
- У нас нет больше военных песен. – Сергей имел в виду, что в нашем репертуаре не было песен на военную тему.

- А спойте те, которые вы всегда поёте.

Из зала послышались реплики, поддерживающие учителя географии. Сережа предложил про поворот:
- Мы себе давали слово, не сходить с пути прямого…

После аплодисментов начались выкрики:
- Ещё! Ребят, давайте ещё!
- Но у нас только про любовь?
- Давайте про любовь! – поддерживали и другие учителя.

Молодые люди пели и пели про любовь. Любовь жила в их сердцах. Ветераны вместе со всеми слушали, аплодировали, улыбались. Заканчивался лучший «Урок мужества», подготовленный Светланой Петровой.


Рецензии