Столпы единства и справедливости

               
                "Великие мыслители достигли великих
                результатов, не потому что верно
                думали, но потому что  много думали
                и многое из передуманного уничтожали
                без следа".
                К.А.Темирязев.

    Единство - это слово для казахов очень многое значит, ведь именно из-за его отсутствия мы терпели большинство бед в своей истории. Единство возможно только в том случае, если в государстве существует и доминирует фактор справедливости. Кроме того, есть ещё один специфический фактор, который в зависимости от обстоятельств может играть положительную, объединяющую и отрицательную, разъединяющую роль.Этот фактор лежит в глубинах нашего самосознания, в глубинах нашей генной памяти, живёт в каждой клетке нашей крови- это принадлежность к определённому роду, племени.
    Странное ощущение охватывает нас сейчас, после стольких лет обретения статуса независимого государства. Придём ли мы к той цели, о которой заявили на заре этой независимости, а именно к созданию демократического, справедливого государства, подчёркиваю справедливого. Государства, в котором права и ценности отдельно взятой личности будут доминантой, будут стоять во главе всего. Сейчас у нас, по моему мнению, права только одной личности по отношению ко всем остальным приоритетны. И этот аспект,"шедевр" нашей демократии, напрочь перечёркивает все наши,неимоверные потуги. Мы всё стремимся казаться, а не быть.Мы также далеки от тех ценностей и декларируемых целей, как и были в начале пути. Но тогда мы ещё верили, и надежда согревала наши души. К сожалению, народ, который по Конституции страны является владельцем всего достояния, в подавляющем своем большинстве не пользуется её плодами. Люди понимают и чувствуют эту вопиющую несправедливость и никакими административно-командными методами и пропагандой это не изменить. Какую бы заметную, влияющую на самосознание роль не играла бы материальная составляющая часть бытия, всё таки люди разумные и мыслящие существа и никогда не перестанут задавать вопросы: а почему всё так устроено? Законы развития человечества таковы, что люди готовы и в состоянии выдержать многое: голод, войны, эпидемии, но не могут долго терпеть несправедливость. История человечества тому пример.
    В казахской истории были мудрые, гениально мыслящие люди, которые в тяжёлые критические моменты истории находили пути решения проблем. Зная реальную ситуацию и имея влияние на власть, приводили свой народ к единству и служили мерилом справедливости этой власти. Мерилом её народности, если хотите. Власть должна чувствовать настроение народа, понимать его устремления и идти навстречу чаяниям людей. Периоды, так называемого "критического накопления недовольства народа", происходят именно при видимом благополучии и мнимой контролируемости ситуации. Власть не должна находиться в плену иллюзий, это чревато непредсказуемыми последствиями. Одними из тех, кто понимал чаяния народа и предвидел пути развития были великие бии казахского народа - Толе,Казыбек и Айтеке. Это был именно тот случай, когда народ из своей среды, из разных родов выдвигал своих радетелей, радетелей единства и справедливости.
    Толе бий(1663 - 1756 годы) - главный бий Старшего жуза, из рода Жаныс,племени Дулат, видный государственный деятель, один из создателей свода законов "Жеті жаргы". Он работал на ниве государственного строительства с Тауке ханом, Абылай  ханом.В его родословной нет биев,султанов, он выходец из простолюдинов.Толе бий использовал всё своё влияние,чтобы сохранить единство казахского народа, хотя в самый страшный период джунгарского нашествия, чтобы спасти народ от полного физического уничтожения, вынужден был войти под протекторат Джунгарии. Хотя это ограничивалось лишь ежегодной выплатой подати, а политическая власть была в руках Толе бия.Он использовал её для налаживания контактов с Абылаем, султаном Бараком, Кокандским ханством. Используя своё влияние,он поддерживал сепаратистские настроения в элите джунгар, что в конечном итоге сыграло не последнюю роль в крушении джунгарского доминирования в степях Сары-Арки. Стремился он также наладить контакты с Россией. Так в 1749 году отправил посольство к Оренбургскому генерал губернатору Неплюеву И.И. Всем известны слова Казыбека бия из Среднего жуза,сказанные в момент получения вести о смерти Толе бия:"Чем сказать-Толе бий умер,скажи умерла справедливость. Целостность власти достиг Толе бий,целостности ханства Есим хан,кто достиг и то и другое?" Целостность власти возможна только при наличии истинной справедливости её носителей, не это ли отметил в своих словах  мудрый Казыбек бий, из племени Аргын, рода каракесек. Если говорить современным языком, его можно назвать ярчайшим представителем дипломата кочевой цивилизации. До сих пор ходят легенды о том, как восемнадцатилетний Казыбек достиг значительных успехов, только ступив на это поприще.Он решал многие спорные вопросы между казахами и Хивой, Бухарой и Россией. Китайская империя Чин пыталась перетянуть его на свою сторону, не жалея дорогих подношений. Он же использовал их желания, чтобы наладить контакты между ними и Абылай ханом. Этим людям провидение свыше принесло дар видеть и понимать через века, анализируя текущие события, они подчинили всю свою жизнь служению своему народу, во имя его единства и во имя справедливости.Если Толе бий дожил до 93 лет,Казыбек бий - до 100 лет, то самым молодым ушёл из жизни Айтеке бий из племени Алшин, рода Алим. Ему было 56 лет и он не был свидетелем тяжкого бремени для казахского народа, называемого "Актабан шубырынды", когда казахи были под угрозой полного физического истребления. Известны его слова:"Потерявший Родину мужчина - несчастен,потерявший землю народ - несчастен.Не дай мне,бог, увидеть эти дни". Словно он предвидел грядущие события и те испытания, которые ждали казахский народ и его единомышленников: Толе и Казыбек биев. Родился Айтеке бий в нынешнем Узбекистане в местечке у горы Кыз-биби горного кряжа Нурата, он сын известного Акша хана,провозглашённого ханом Коканда по желанию и воле своего брата казахского батыра Жалантоса эмира Самарканда. Айтеке бий учился в знаменитом медресе Улугбека и после смерти отца был под покровительством Жалантос батыра и прошёл хорошую школу государственного управления.
     Три совершенно разных человека,представители разных казахских родов,прошедшие каждый свой жизненный путь, соединив ум, опыт, мудрость и энергию, служили на благо одной цели - созданию единого, независимого казахского ханства, служили во имя и во благо своего народа, чтобы спасти его от истребления. Они отбросили личные амбиции  и меркантильные интересы, они пришли к единому пониманию вопроса государственности у казахов, а не стали растаскивать племена и роды по бескрайним просторам земли, чтобы создавать отдельные государственные образования, они будут идти на компромиссы только в одном случае и с одной целью: спасти народ от истребления. Личное дело и личное благо не было для них мерилом ценностей. Вот таких людей нам и не хватает сейчас. Смотришь на нашу власть, любую законодательную, исполнительную, судебную и т.д и понимаешь сплошь и рядом, люди для которых чаяния простого народа - далёкая тема. Они идут во власть для решения своих насущных проблем или для отсидки до определённых времён и эта "старая колода" тусуется из года в год, пополняясь молодыми "западнообразованными экземплярами", которые на прямые вопросы людей отвечают словами "потомушта,потомушта" или же предлагают людям ради экономии средств стирать и мыться в одной и той же воде. Кстати, такие есть не только у нас, кое-кто предлагал пенсионерам продать домашних питомцев, чтобы оплатить коммунальные услуги. И куда мы с вами доберёмся с такими управленцами? К слову, они и ныне на "тёплых местечках".  М.Монтескье сказал:"Народ вырождается не в пору своего зарождения, он погибает лишь тогда, когда зрелые люди уже развращены". Развращённость наших нравов, когда во власть могут кипами попадать бюрократы, выдающие вышеназванные перлы, всеобщий культ золотого тельца, убивают духовность личности, и ни к чему хорошему это не приведёт. 


Рецензии