Дневник 260420 Фомино воскресенье

                ***

Давно в русском языке прижилось выражение «Фома неверующий», и сегодня мы как раз вспоминаем апостола Фому. Однако это словосочетание способно ввести в заблуждение: может возникнуть ложное ощущение, что апостол Фома вообще не верил в божественную миссию Иисуса. Это никак не следует из Евангелия: там Фома вряд ли чем-то сильно отличается от остальных учеников (кроме Иуды, разумеется). Да, Он не мог вместить в себя то бесконечное присутствие божественного, что было явлено во Христе – но это было свойственно и другим апостолам. А что касается известного эпизода с неверием Фомы в воскресение Христа (Ин. 20, 25), то и здесь Фома не отличается от других апостолов, как небо от земли. У Луки мы читаем, что когда жены-мироносицы сказали апостолам о Воскресении Христа, то «показались им слова их пустыми, и не поверили» (Лк.24, 11). У Марка ситуация описана еще детальнее: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк. 16, 9-14). Понятно, что легковерие не является добродетелью – но ведь это сказал не кто-нибудь, а жены-мироносицы, и затем двое учеников! И апостол Петр, не веря мироносицам на слово, бежит ко Гробу Господню – чтобы лично удостовериться, что гроб пуст (Лк. 24, 12). Чем это отличается от «неверия Фомы»? По-видимому, степенью; никто из учеников не сказал – пока не вложу перста в раны – не поверю.. И к этому моменту остальные апостолы уже верят в явления Воскресшего Христа.. В отличие от остальных, Фома не просто хочет доказательства Воскресения (этого, как видим, хотели и другие апостолы), а самого что ни на есть материального и физического доказательства – прикоснуться к Воскресшему, ощутить телесно Его раны.. В церковной традиции Фома упрекается за неверие в данном эпизоде – да, все так. Да, блаженны не видевшие и уверовавшие. Но давайте поставим себя на его место – как это ни сложно представить. Были бы мы лучше? Вместили бы мы сразу и безоговорочно весть о Воскресении – вот тогда, почти 2000лет назад? Сегодня мы слишком легко рассуждаем на тему Пасхи – потому что за нами 20 веков существования Церкви. А вот за плечами апостолов этих веков не было: не было ежевоскресного посещения литургии и причастия, не было учебников догматики, не было воскресных школ, где с детства объяснялись бы основы христианской веры;  перед ними были проповеди и чудеса их Учителя, а затем Его арест и Распятие, - когда они разбежались, и боялись за свою жизнь, и, казалось - все надежды рухнули. Мы и близко неспособны пережить страдания и смерть Христа - как тогда переживали они, ибо для нас это никогда не будет ужасным настоящим - мы можем прочесть об этом в Евангелии, мы актуализируем это в литургии (бескровная жертва), мы соблюдаем суровый пост в Страстную Пятницу, - но мы не в состоянии вдохнуть всю боль Страстей, ведь мы не очевидцы.. И вот в этой ситуация поверить в то, что Учитель и Наставник воскрес – для этого нужна намного бОльшая сила веры, чем сейчас. И сегодня мы должны вспоминать не столько неверие Фомы, сколько силу его веры, когда он сказал Христу слова, повторяемые нами множество столетий: Господь мой и Бог мой!


Рецензии
Аминь!Готовая проповедь для семинарии или на приходе.

Нина Акатьева   26.04.2020 13:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.