У каждого своя правда

Это сказ о том, как одно и то же видится по-разному. Безапелляционность этого утверждения иллюстрируется с позиций разных точек зрения. В данном случае — диаметрально противоположных. Вот, к примеру, только некоторые из них в широком спектре восприятия одного из стихотворений Ивана Бунина.
 
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленам припав.

Иван Бунин
1918 год
               

Отрывок из статьи в журнале "Родные просторы", написанной литературным критиком

… С высоким чувством восторга и восхищения в который уже раз прочитал замечательное стихотворение И. Бунина. Сколько живительного воздуха и освежающей прохлады в этих строках! Какое неповторимое описание природы! Какой выпуклый и образный язык изложения! Как много мыслей навевает философская основа! Писательская любовь к природе безгранична. Как ему дорог каждый колосок, каждая травинка! Для поэта земное счастье заключено в родных ему пейзажах. В этой любви состоит сам смысл его существования на этой земле. Это тот отсчёт в его мироощущении, который освещает его богатый внутренний мир и делает его ещё богаче. У него не хватает слов, чтобы, припав “к милосердным Коленам”, выразить всё, что его переполняет — так это всё для него значимо и свято. Коленопреклонённый перед красотами родной земли, поэт наделяет божественным апофеозом любимые ему и дорогие природные ландшафты и считает это самым главным и единственно тем, что без всякого сомнения можно поведать, отвергая всякие попытки разделить неделимое, представ перед Всевышним. В этом для него состоит квинтэссенция самого его существования. В этом он видит своё земное счастье. Однозначно указывая это и выражая свой патриотизм, в данном случае, в любви к родной природе, поэт тем самым призывает последовать его примеру и подхватить этот его песенный и мелодичный гимн любимой стороне, напоминающей о собственных корнях, в каком бы уголке земли мы ни находились…



Отрывок из научно-популярной статьи "Красота вокруг нас" в журнале "Юный натуралист"

... Изображению родной природы неоднократно посвящались шедевры изобразительного искусства. Художник И.И. Шишкин преуспел в этом деле, может быть, более, чем кто-либо. Его картина "Утро в сосновом лесу", пожалуй, единственное его полотно, которое наиболее полно соответствует принципу общности растительного и животного мира. Не к месту хотелось бы заметить, и это мало кто знает, что в этом деле ему подсобил художник К.А. Савицкий, нарисовавший сам медвежью группу. Но по авторитарному решению коллекционера П.М. Третьякова, в галерее которого хранится картина, подпись "медвежатника" была нещадно вымарана и в памяти народной, автором картины остался только И.И. Шишкин. Как видим, неподобающие инсинуации встречаются не только при естественном отборе в эволюции растительного и животного мира, но и в человеческих отношениях. К этому, дети, надо быть готовыми во взрослой жизни и научиться правильно отделять зёрна от плевел, выражаясь соответствующей терминологией при хрестоматийном описании злаковых видов растений.

В стихотворении Ивана Бунина, являющегося выразителем  прославления живой (шмели) и неживой (цветы, трава, колосья) природы, мы видим также выделенные автором в особую статью нравственные категории чувств. Великий писатель не без основания подкрепил литературный текст вкраплениями фитосферы (растительного мира). Это и стало той основой, посредством которой произошло знакомое нашему сердцу слияние автора с природой. К тому же, им не зря упомянуты перепончатокрылые насекомые — шмели. Это значительно добавило в описание родной природы живость и экспрессию. Не учтены, правда, бабочки, но принимая во внимание широчайший читательский кругозор, мы можем легко  домыслить их присутствие сами. Нельзя, ведь, обьять необьятное. И даже в ущерб лепидоптерологии — разделу энтомологии о чешуекрылых.   

Справедливости ради, необходимо отметить, что условное разделение на живую и неживую природу современные исследования зоологии в общем и ботаники в частности, показали  всю относительность этого деления. Современные исследования открыли присутствие разумного интеллекта в растениях. Например, вопрос: как некоторые из них реагируют на классическую музыку и какофонию звуков? Выявлено, что растения предпочитают классику. Ещё один пример. В условиях опыта, человек в полицейской форме надругался над одним из двух испытуемых растений, вырвав с корнем и растоптав его. После этого, в комнату входили разные люди, на присутствие которых, другое растение не реагировало. Но, как только вошёл человек в полицейской форме растение заволновалось. Это определили импульсные датчики. Подобные опыты в разных аналогичных стрессовых ситуациях подтвердили то, что растения обладают зрением, слухом и способны реагировать на раздражители по-своему. Вот так. Поэтому, бережно относитесь к окружающему нас растительному миру. Не вырезайте на деревьях острыми предметами ваши имена, соединённые знаком "плюс". Помните, дети, что после знака "равно" следует то, чем всё так или иначе одинаково заканчивается … 

Примечание редакции.

Здесь надо оговориться, дети, и на всякий случай обязательно уточнить, хотя само уточнение напрямую и не связано с фабулой приведенной статьи: не всё после знака "плюс" заканчивается одинаково. Есть категории, которые существуют всегда и ярчайшим образцом этого может служить теоретическое обоснование конкретного строя на основе общественной собственности на средства производства:
Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны.
В начале 1960-х годов это утверждение было добавлено ещё одним постулатом с привлечением ещё одного слагаемого. Полностью это звучало так:
Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны, плюс химизация народного хозяйства.

За уточнения, приведенные и процитированные здесь, редакция журнала ответственности не несёт.
 


Из письма в редакцию газеты "На сносях"

          Пишу, стало быть, на тарном ящике за магазином на хоздворе в обеденный перерыв. Развернул вашу газетёнку, чтобы достать селёдку, которую мне жёнка с утра положила, и зацепился как есть взглядом за стишок. Прочитал и подивился. Автора вот только не разобрал — мелко подписано, а кругозор у меня не резкий. Ну что я могу сказать? Не шибко бойко написано. Какие-то лютики-цветочки у меня в садочке. Слезу пускает писатель понапрасну. Срок у него, видите ли, подошёл. Приспичило покаяться под конец. Кайся-не кайся, а всё одно — кирдык. Так уж лучше с дружками накатить и не распускать слюни. Не могу согласиться с тем, что слёзы ему показались сладкими. Да где ж это видано?! Любому шкету известно: если слеза, так горькою должна быть. Как огурец. Я хоть и не то, чтобы образован, но понятие на сей счёт имеется. В самом конце я не очень разобрал — масло от селёдки пролилось и пятно посадило, поэтому, куда это автор "припал" там, так и не ухватил. Должно быть, понял, что чего-то он наковырял не того и повинился. Вот так бы было складно. Ведь, что говорится в заповеди? Меня тут сосед намедни просветил. Правильно, — не говори неправду. Отражай всё, как есть: и недостатки, и недостачу. И принародно признайся, какой такой ты есть сукин сын — блудный или с пропиской. Ежели блудный, тогда тебя следует за это привлечь по всей строгости. Эх, времена нонче другие, а то бы тебя загнали за Можай. А вместе с тобою и автора этих стишков, чтобы не выпендривался.
Засим, прощавайте. А мне разгружать пора. Вона, фура подъехала.
Не жду ответа. Передайте мой отзыв хоть кому: хоть турецкому султану, а хоть и самому автору стишков. Мне скрываться не от кого. Поэтому и подписываюсь своей полной и настоящей фамилией.
Г.Б.


Примечание автора

Эти небольшие зарисовки, на самом деле, таят в себе нечто такое, над чем стоит подумать и поразмышлять. Хотя, на первый взгляд, всё очень просто и эта простота зашифрована в названии этого рассказа — У каждого своя правда. У литературного критика — своя, у натуралиста — другая, а у грузчика — третья.
Говоря серьёзно, что же из этого следует? Что чувствовал сам Иван Алексеевич Бунин, задаваясь вопросом и оценивая своё отношение к происходящему в окружающем его мире? Его формулировка однозначна: "Я изнемогаю от того, что на мир я смотрю только своими глазами и никак не могу взглянуть на него как-нибудь иначе".
Что это? Зависть к недостижимому мастерству и способности оценить что-то другими глазами? Неспособность проявлять гибкость и нежелание приспосабливаться? Или высказывание И.А. Бунина — это реквием по несостоявшемуся конформизму? Но тогда, в обратном случае — случае принятия конформизма как веры, — теряется индивидуальность. Что лучше и стоит ли изнемогать от субъективизма, как это происходило с писателем по его же словам, и отрицать саму возможность изменять своим принципам? Мол, принимайте меня таким, какой я есть. Или здесь имеет место человеческое лукавство большого Мастера с желанием сохранить индивидуальную целостность и узаконить её? 
Идя в своих размышлениях дальше, озадачим себя вопросом: А надо ли приводить разные точки зрения к общему знаменателю, приняв в качестве общего знаменателя единообразие  взглядов? А не лучше ли оставить всё так как есть? Тем более, что не существует надлежащего механизма соответствующей унификации. А посему, пусть же процветает видимый хаос во взглядах! Сродни, к примеру, хаотичному броуновскому движению, описанному тем не менее строго математически Альбертом Эйнштейном. В этом находит своё подтверждение родственная взаимосвязь хаоса и порядка. Парадоксальная, казалось бы, по определению и строгая по сути. А может быть это и есть форма реального равновесия, кажущаяся нам чем-то неустойчивым на первый взгляд? И нам не дано это понять до конца? Много вопросов... Много ответов... Где ты, истина?!
И наконец, разговор, подслушанный мною у навозной кучи, который подтверждает всё вышесказанное. Ведь издавна известно, что именно там, порой, можно отыскать соответствующий бриллиант.
Разговаривают две мухи.
Одна говорит: "Что за жизнь?! Все пытаются нас поймать и убить".
А другая ей отвечает: "Что ты говоришь?! А я слышу только аплодисменты".
Об этом и речь — у каждого своя правда.
 

 


Рецензии