Азбука свекрови. В - Веротерпимость

Итак, я выбрала слово на букву «В». Редкое слово, но оно очень подходит к данной главе.
«Веротерпимость» определена в словаре как терпимость к чужой религии, признание её права на существование. Но я трактую это слово в контексте «Азбуки» так:  ВЕРА и ТЕРПИМОСТЬ. Не терпение, а именно терпимость. Обоюдная.

Точнее не скажешь, не правда ли? Одно дело терпеть, но совсем другое дело – ПРИНИМАТЬ. Слово «ТЕРПИМОСТЬ» означает, что если чей-то образ мыслей или действий не совпадает с твоим, то это не должно вызывать твое неодобрение. Ты принимаешь инаковость человека и тем самым превращаешь его в свои союзники. Итак, в связке со словом «ВЕРОТЕРПИМОСТЬ» идёт слово «ПРИНЯТИЕ».

Вспоминаю свою собственную веротерпимость, но исправить ошибки уже не могу, поскольку мне не к кому применять это мудрое слово – мама моего мужа, Елена Михайловна, скоропостижно ушла от нас 5 января 1996 года.

Я никогда не забуду ту холодную зиму, промерзлую землю, которую четыре мужика долбили толстыми металлическими кольями. Не забуду своих старших мальчишек, которым исполнилось всего одиннадцать лет: они стояли у могилы бабушки и слезы текли из их глаз, превращаясь в замерзшие капельки льда. Они плакали, потому что провожали свою любимую бабушку туда, откуда не возвращаются. У наших ребят было настоящее горе, к тому же они впервые так близко увидели смерть. Стоя рядом с только что вырытой могилой, я подумала: "Господи, а ведь я ничего не успела!
Сказать добрые слова – не успела, поцеловать на прощанье – не успела, поблагодарить за мужа – тоже не успела…» Зато очень хорошо успевала обижаться на какие-то ненужные мелочи, сейчас про которые я и думать забыла. Зато поначалу успевала делить со свекровью своего мужа, успевала отмечать, что его приоритеты не на моей стороне, что моя очередь – вторая и даже третья, после детей...

Всё успела, кроме главного: сказать ей, как я ее люблю... Именно люблю, хоть вы можете мне и не поверить. Мы, молодые невестки, - страшные максималистки: нам или всё, или ничего. Но муж – не вещь, не предмет неодушевлённый, и уж точно не предмет интерьера. И чувства, как я поняла позже, безграничны: их хватает и на маму, и на жену, и на всех тех, кому дорога его любовь. Любить Елену Михайловну можно было только за то, что в моих детях течет и ее кровь. СВОЯ КРОВЬ.

Уже сейчас, спустя столько лет после её ухода, я понимаю, что не подарила ей, самой главной для моего мужа женщине, свою ВЕРОТЕРПИМОСТЬ. Повторяюсь, это при том, что мы никогда не ругались.

Да, возможно и она не все сделала, чтобы стать для меня очень близким человеком. Скорее всего, ей не хватило какой-то житейской мудрости, чтобы увидеть во мне дочь, но разве нас кто-то этому учил? Разве у нас был интернет, где можно найти любую статью на тему отношений невестки и свекрови, где тысячи психологов дадут вам бесплатные советы по теме "Как наладить отношения с невесткой" или "Как полюбить свекровь?" Ничего не было. Были я и она. Я – молодая амбициозная дурочка, она – любящая и заботливая мама для своего сына, редкая жена для своего мужа и моего свекра, и чудесная бабушка для своих первых и единственных на тот момент внуков.

Представьте себе, мои дорогие, крепость. Круглая высоченная стена, маленькие окошечки, совсем крохотная дверца. Эдакий бастион, защищенный семейными устоями, традициями и силой Любви и Веры. В этой крепости, на осадном положении, живет семья. Почему «на осадном»? Потому что семья все время защищала свою крепость от нашествия каких-то внешних врагов. Еврейские семьи очень часто так живут, поскольку нам иногда кажется и, небезосновательно, что весь мир против того, чтобы мы вообще жили... Итак, хорошая, крепкая, добрая по отношению друг к другу, любящая друг друга, доверяющая друг другу, семья живет в построенной ими крепости. Это семья моего мужа. На самом деле именно это меня и подкупило, когда я приехала знакомиться с родителями моего будущего мужа.

А теперь нарисуйте другую крепость, стоящую неподалеку. Тоже высоченная стена, тоже крепость, окружённая традициями, Любовью и Верой. Только со всех сторон двери. В эти двери входят и выходят люди: родственники, огромное количество друзей, куча детей этих друзей, знакомые, соседи... Для всех кто приходит в эту крепость, есть место. Это крепость моих родителей. Я сейчас хочу, чтобы вы сделали правильные выводы: все описанное мной означает лишь, что это разные модели семьи: интроверты и экстраверты. Одни живут для себя, интересами друг друга, для своих детей, другие открыты для всех. Молодая семья, которая строит свою крепость, должна каким-то образом проложить дороги в обе крепости, объединяя их.

Очень хорошо сказал писатель Алексей Волков на свадьбе у своей дочери: «из двух семей получается три семьи, а из трёх – одна». Это идеальная модель семьи.

Что касается моего мужа и меня – мы яркие представители своих «крепостей» и нам сложно было создать такую свою крепость, которая устраивала бы всех. Но когда мы все вместе садились за праздничный стол, – мы были по-настоящему одной семьей, близкими людьми, родными людьми. Любовь и счастье присутствовало за тем столом – это я хорошо помню. И дети наши выросли за этим столом. И двое уже построили свои крепости – тоже абсолютно разные модели: одна открыта для всех, другая нет. Чувствуете, куда клоню? Дети берут наши модели, строят свои семьи, привнося в них весь опыт предков. И теперь это уже наша задача: принять их устои, их законы, их правила жизни.

К дверям этих семейных «крепостей» обязательно нужно искать ключи. Согласно Азбуке этими ключами или ключевыми словами могут быть следующие слова:
ВОСХОЖДЕНИЕ по лестнице мудрости.
ВОСХИЩЕНИЕ друг другом, даже без повода. Это со временем входит в привычку.
ВДОХНОВЕНИЕ, которое в отношениях между свекровью и невесткой может трактоваться так: общение с радостью, возведенное в ранг творчества.
ВЕЛИКОДУШИЕ, которое может трактоваться, как уступчивость, полное отсутствии злопамятства и умение прощать.

Добавьте, дорогие мои, то, что вам покажется уместным – это будет правильно.


Продолжение: http://proza.ru/2020/04/27/945


Рецензии
НАЗЫВАТЬ СВЕКРОВВЬ МАМОЙ МОЖНО ТОЛЬКО ОЧЕНЬ ЕЁ ЛЮБЯ И БЕСКОНЕЧНО ДОВЕРЯЯ, НО не по традиции.

Нина Павлюк   11.10.2021 23:02     Заявить о нарушении
Полностью согласна. Но в моё время таки да, была такая традиция: выходили девочки из загса: получай маму.

Ася Котляр   12.10.2021 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.