Неожиданные углы

По мнению знатоков древне-китайского искусства Фэн-шуй какие бы то ни было острые углы, у мебели ли, у домов ли, вообще в пространстве, излучают негативную энергию. То есть в какой-то мере представляют собой определенную угрозу. И правда, если подумать, острый нос у ледокола или у скутера оправдан. Он позволяет одному ломать, а другому рассекать все на своем пути. Просто по природе своей острый угол всегда что-то делает, ибо это то место, где самопроизвольно аккумулируется кинетическая энергия.

Даже у старинных, почти неприступных европейских замков по углам часто можно видеть круглые, а не квадратные в плане башни. Возможно, чтобы не получать из пространства компенсирующие удары, владельцы их подсознательно «обходили» острые углы. Оставаясь, однако, угловыми, башни все же позволяют видеть далеко, как бы прозревать пространство и время. В этой связи хочется обратить внимание, насколько консольная башенка-эркер на углу простого дома предпочтительней ставших для нас совсем привычными прямых углов.

- прим. эркер (нем. Erker от лат. arca – ящик, ковчег, камера) – в архитектуре выступающая часть здания, закрытый балкон полукруглой или иной формы с окнами (сравн. лоджия).

Например, именно угловые эркеры того же старого Архангельска делали его деревянную архитектуру совершенно отличной от резных вологодских палисадов с чудными парадными по углам, от древнего одноэтажного разноцветного Ельца с драконами под карнизами и от Томска с его воздушными кружевами.

Мне показалось весьма существенным обратить внимание архитекторов и застройщиков на этот немаловажный предмет. Ведь кроме того, что мы испытываем перегрузку, проживая в основном среди типовых, мягко говоря, скучных домов, еще и «ранимся» об их острые углы. И, более того, продолжаем такие углы проектировать и строить. Даже наша авторитетная газета «Аргументы и факты», образно говоря, уцепившись за один такой угол, не первый год, то и дело поносит (надо сказать неумело) здоровые попытки современных архитекторов строить в Златоглавой дома с мезонинами и башенками, в том числе и по углам. Я бы сказал, что пусть некоторые из новых домов и правда нелепы, а отдельные до смешного несуразны, но они, отражая состояние общества (что само по себе уже важно), обладают позитивной энергией. Жить среди них стало не страшно, то есть не так, как, к примеру, по соседству с известным Домом на набережной.

Не случайно в подборке своих примеров мне захотелось на первое место поставить угол со сражающимися на козырьке рыцарями на улице ремесленников Нойбау в Вене. Именно они, бьющиеся уже более столетия и давно сломавшие свои мечи, подтолкнули меня к этому разговору в атмосфере одной из красивейших столиц Европы. На углу, в оживленном месте современного города их поединок, как нельзя более, актуален. Возросшие скорости, сумятица, постоянные искушения... Рыцари оттягивают негативную энергию улицы на себя. Им, в отличие от нас, не страшно, ведь они в добротных доспехах.

Вторым примером на память приходит толстый жгут на углу дома венецианского вельможи. Тут чувствуется напряжение. Кажется, что в него закручены и раздражающие сполохи завистливой среды (возможно, и сам влиятельный владелец именно таким образом вил веревки из своих подчиненных) и ветра в парусах характерных для той поры дальних купеческих странствий. Терракотовые стены этого дома можно сравнить с дорогим парчевым кафтаном вельможи, а жгуты по углам с позументами на нем.

Далее вспоминается угол современного дома. Разлетающиеся в определенном беспорядке разноцветная плитка, мозаика и кусочки битых зеркал на нем словно радостные блики рассеивают жесткость привычной конструкции. Абстракция передает прохожим ощущение легкости, а шар на уровне пояса, по-моему, еще более усиливает это. Очень возможно, что идея оформить угол таким образом пришла автору под влиянием стиля сецессион, представители которого использовали даже в живописи способ аппликации, то есть накладывали, наклеивали или нашивали на какую-либо основу куски разноцветной бумаги, картона, ткани, металлической фольги и вот, как в этом случае, зеркал. К слову, в Гонконге, где многие, если не большинство, знают и считаются с секретами Фэн-шуй, часто можно видеть на окнах домов с внешней стороны небольшие зеркала. Говорят, что обращены они в сторону предполагаемого недоброжелателя, направившего к ним концы острых предметов. Суеверие не суеверие, но «береженого Бог бережет».

- прим. сецессион (нем. Secession от лат. secessio – отделение, уход) – название ряда немецких и австрийских художественных объединений конца Х1Х – начала ХХ в., противопоставивших себя официальному академическому искусству. Стремление художников сецессиона обновить искусство сыграло существенную роль в формировании общеевропейского стиля модерн. То же, что в Германии югендстиль, во Франции – арт нуво.

А вот угловой барельеф на доме из 70-х прошлого века, изображающий водолея, буквально сливает из здания недоброкачественные эмоции. Кажется, он выстроил непроницаемую стену между жильцами и улицей. Прохожие обращают внимание исключительно на водолея, за ним и дома не видно. Дом живет в своем, реальном мире.

В качестве еще одного хорошего примера «отупления» может служить старинный дом, в котором двести лет назад останавливался знаменитый Людвиг ван Бетховен. На его углу, обращенном на рыночную площадь городка Хайлигенштадт, на которой наверняка в те противоречивые времена часто волновался разношерстный народ, зодчим поставлена деревянная скульптура одного из местных почитаемых католических святых. Мощи этого святого покоятся в монастыре неподалеку. Кто его знает, может именно поэтому здесь и жил великий немецкий композитор.

Еще один пример - угол дома, на два столетия постарше предыдущего, стоявшего так же недалеко от шумной площади, богобоязненный бюргер обезопасил красивой фигуркой каменного ангела. Что ж, «сердце покаянное, – говорится в священной Библии, - Бог не уничижит». А вот и фея с золотым пионом в руке (троицкий цветок) на углу дома, что стоит на маленькой улочке, словно наваждение. Прохожие замечают ее боковым зрением по интенсивному золотому сиянию. В солнечную погоду грациозно выгнувшаяся под тронным балдахином она цветком, словно фонариком, подсвечивает в сумерках узкого прохода многочисленным зевакам туристам.

Удивил меня и аист, что встретился мне на углу одной старой частной аптеки. Он настолько натурален, что легко было поверить, что он принес в город уже не один десяток младенцев и, конечно, бесчетное множество улыбок. На следующем, большом доме, вызывающем почему-то ассоциации о жестоких временах и строгих нравах, на двойном эркере посажен сторожевой пес, - большущий ухоженный пудель. Легко предположить, что хозяин его доверял тогда только грубой силе. Что ж, каждому свое.

Следующая работа наивней. Она застала меня врасплох. Представьте, вы выходите где-то в центре большого города из набитого до отказа троллейбуса и видите на углу такое, выглядывающее из дупла дерева пучеглазое существо. Эта работа принадлежит малоизвестному автору, но впечатляет больше, чем сказочные персонажи Церетели на Неглинке, у стен московского Кремля... Еще в одном месте на углу мне попалась еще одна сова, поискусней и побольше. Взгромоздилась она на здание технического университета Вены не случайно. Оказывается, не только у нас сова является символом мудрости. Размер этой аж пятнадцать метров и глаза ее по метру в диаметре. Очень возможно, что она самая большая сова в мире. Без нее здание смотрелось бы обычной современной постройкой, а так оно смотрится, я бы сказал, вызывающе. И хорошо, отвечает духу современных технических достижений.

В рассказе я не мог не упомянуть и старый кованый фонарь с разноцветными стеклами и фигурой оленя с ветвистыми рогами сверху. Здесь кинетика угла переходит в движение животного, ветвистые рога которого незаметно разряжают лишнее электричество.

В последнее время в Европе на стенах больших европейских магазинов и административных зданий перед Новым годом появляются с мешками за спиной и в традиционном наряде фигуры (манекены) Санта Клауса или, по-нашему, Деда Мороза. Это придает предпраздничным улицам дополнительную динамику. Лампочки, Санта Клаусы, сказка наяву да и только! Еще кто-то из домовладельцев в подражание новой традиции решает оживить фасад своего простого дома манекеном альпиниста. Издалека может показаться, что этот «человек» ведет за кем-то наблюдение или серьезно, не теряя времени даром, готовится к штурму очередной вершины.

И закончить этот разговор мне захотелось тем, с чего мы начали, с углового эркера. Представьте, как мило может смотреться густо заросший зеленью дом с просторным эркером на углу, в гостиной которого, обращенной на юго-запад, всегда светло. И сравните его с привычным глухим прямым углом!


Рецензии