Пресвятая Троица Андрея Рублёва

"Пресвятая Троица" Андрея Рублёва

               1.Умозрительный крест 

Три небесных странника сидят за столом в гостях у Авраама. Их лица, позы и жесты исполнены взаимного согласия, смирения и любви. О чём  думают они, молчаливо общаясь друг с другом? В какую тайну так задумчиво и глубоко погружены они?

Если мы проследим за направлениями их взглядов, то с удивлением увидим, что они, пересекаясь, образуют шестиконечный крест. Так совершенно неожиданно откроется перед нами тема этой молчаливой ангельской беседы, обретающей глубину Предвечного Совета.
 
Крест, созерцаемый Пресвятой Троицей, ещё не воздвигнут. Его наклонённое основание  образует направление взгляда левого ангела, который представляет Бога Отца.  Перекладину образует направление взгляда среднего ангела, который прообразует Бога Сына, а косую перекладину подножия – направление взгляда правого ангела, символизирующего Святой Дух.

           2. Преображение ветхозаветной Троицы  в новозаветную

Так Андрей Рублёв, максимально приблизив к нам ангелов авраамовой Троицы, чудно преобразил их в Пресвятую Троицу, выразив в их задумчивых взглядах сокровенную тайну божественного замысла о спасении человечества.

На иконе всё подчинено этому преображению ветхозаветного в новозаветное. Стоящая на престоле чаша гостеприимства Авраамова с головой тельца в ней,  «разрастаясь» на наших глазах, преображается в чашу крестных страданий. Края её образуют контуры правого и левого ангелов, а дно -подножие престола. Бог Отец и Бог Дух Святой в образах правого и левого ангелов как бы заглядывают в этот нерукотворный потир. (Благословения их рук так же присутствуют в нём.)

Христос, прообразуемый средним ангелом, смиренно восседает внутри него, возвышаясь над его верхним краем своей грудью и головой, как бы знаменуя тем самым своё воскресение.  Причём умозрительный крест ангельских взоров в этом потире занимает наклонное положение ложечки в  Святой чаше Причащения. Тем самым на иконе божественный замысел  о искупительном кресте Христовом являет перед нами свою сокровенную цель: сделать и нас причастниками нетленного Божества в таинстве Святого Причащения. (Ложечка причастия имеет на себе тоже изображение креста).

           3. Преображение крестных страданий в радость воскресения и причастия Божеству.

Изумляешься тому, как всё на иконе выражает тайну преображения крестных страданий в радость воскресения и причастия Божеству*.  Ей служит обратная перспектива иконы, сходящаяся на зрителе и расширяющаяся в пространстве иконы до бесконечности Царства Небесного.
 
Эту тайну  доносят до нас и райские цвета ангельских одежд, передающие нетленную радость Царства Божия. 

Наконец, сами фигуры трёх ангелов гармонично образуют   ж и в о й   круг – символ божественного единства, в которое мы призваны любящим Богом.

Зритель стоит перед иконой будто призванный на божественную вечерю любви, тайный смысл которой символически открывается перед ним: «Да будут все едино, ... как Мы едино.» ( Ин. 21; 22)               

            4. Роль других образов  в этой симфонии преображения.

Гора Мориа, мамврийский дуб и палаты Авраама на заднем плане становятся праобразами евангельских событий.

Посох правого ангела указывает своей вершиной на основание горы как на  начало проповеди Христа, посох среднего ангела - на вершину горы как на предстоящую Голгофу, а вертикальный посох левого ангела - на небо,  знаменуя тем самым воскресение и вознесение.
 
В мамврийском дубе открывается древо жизни, склонённое над Христом и над Чашей Причащения с плодом вечной жизни в ней, а в палатах Авраама угадывается церковь Христова.

                5. Крестообразное пересечение ангельских взглядов - откровение иконописца.

Что говорит в пользу того, что крестообразное пересечение ангельских взглядов является откровением иконописца? Три тонких посоха, которые продолжают рассказывать нам о том, о чём таинственно намекнули направления трёх ангельских взоров.

                6. Духовный смысл гостеприимства, раскрывшийся на иконе.

Оказавшему гостеприимство Троице в своём сердце (то есть с верой и любовью принявшему Святые Дары) Святая Троица оказывает гостеприимство в Себе. (Если мы во Христе, то находимся в общении с Отцом и Святым Духом.) Это взаимное гостеприимство души и Бога и есть Царство Божие. Им побеждается "страх ненавистной розни мира сего".

-------------------------
*Зерно этого преображения заключено  словах Господа на кресте, обращённых к благоразумному разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23; 43)


Рецензии
"Пресвятая Троица" Андрея Рублёва пронизана удивительным светом. И это ощущение света, ощущение соприкосновения с чем-то высоким и неземным возникает фактически у всех, кто видел икону. Здесь даже необязательно углубляться в символику. А ведь есть версия, что ангелы ещё и улыбались. Улыбки были затёрты позднее.
С уважением,

Андрей Харламов   17.05.2022 16:55     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей,

Согдасен с Вами. Икона действительно "пронизана удивительным светом. И это ощущение света, ощущение соприкосновения с чем-то высоким и неземным возникает фактически у всех, кто видел икону. Здесь даже необязательно углубляться в символику." Вы очень точно выразили то неповторимое воздействие, которое икона оказывает на людей. Спасибо. По поводу ангельских улыбок я сомневаюсь. Они были не характерны для иконописного канона. Откуда у Вас эта информация?

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   17.05.2022 17:20   Заявить о нарушении
Совершенно верно. Не характерны для иконописного канона. Поэтому они и были затёрты. Если мне не изменяет память, я читал это в одном из интервью с Саввой Ямщиковым. Больше мне подобная информация не попадалась. Если вам это важно, попробую найти.
С уважением,

Андрей Харламов   17.05.2022 17:55   Заявить о нарушении
Если Вам не трудно. Это мне очень интересно. Буду Вам очень обязан. Однако я не тороплю Вас.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   20.05.2022 20:57   Заявить о нарушении
Владислав, выполнить вашу просьбу, мы оба это знаем, - достаточно трудно. Савва Ямщиков давно умер. Полистал интернет - пустое. Существует наивное убеждение, что в интернете есть всё. В интернете есть далеко не всё. Впрочем,один любопытный материал мне попался - "Мифы вокруг "Троицы" Андрея Рублёва"
http://ruvera.ru/news/troicy_andreya_rublyova. Сотрудники Третьяковки провели детальное исследование иконы с помощью рентгена, микроскопов и т.д. Среди более поздних наслоений, переделок, было выявлена деталь, которая нас интересует - уголки губ ангелов повреждены. Это, понятно, не является прямым доказательством, но на какие-то мысли всё же наводит. Возможно, если вплотную заняться этой темой, можно найти ещё что-то. В конце концов улыбки на лицах ангелов - только гипотеза. Доказать её вряд возможно. Я допускаю, что это могло быть, вы - нет. Что ж, останемся при своих:)

С уважением,

Андрей Харламов   21.05.2022 13:03   Заявить о нарушении
Сердечно Вам благодарен. Я не против этой гипотезы, поэтому и хотел узнать о ней побольше.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   21.05.2022 13:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.