Ленин с нами или почти по Маршаку

В преддверии каждого Нового года, перед самыми зимними каникулами, в нашей школе проходили детские утренники. Участвовали в них ученики младших классов, с 1-го по 4-й включительно. На утренниках мы разыгрывали какие-нибудь интересные сценки, читали стихи, даже пели песни. Весело было. Сейчас это может показаться пафосным, но дружная совместная работа над подготовкой к утреннику очень сильно сплачивала нас, и даже какие-то личные конфликты, которые неизбежно возникают в классе между отдельными ребятами, отступали на второе место, уступая место зачаткам настоящей искренней дружбы. Дружбы, не запачканной взрослыми проблемами и материальными конфликтами, дружбы, которая может быть только между детьми. Но, конечно, не обходилось без смешных и банальных казусов и курьезов.
Помню, в 4-м классе мы ставили спектакль по сказке Маршака "Двенадцать месяцев". Готовились почти 2 месяца. Сами шили костюмы, сами репетировали... Конечно, не без помощи педагогов... Интересно было. Я, вместе с моим одноклассником, Славкой Фоминым, должны были играть эпизодические роли глашатаев. Я - роль первого глашатая, а Славка - второго.
По роли, мы должны были выходить на сцену и объявлять королевский приказ доставить во дворец полную корзину подснежников. Я, первый глашатай выходил, и, развернув свиток с королевским указом, начинал:

"Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!"

Славка подхватывал:

"Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит!"

Ну и так далее. Самыми сложными для нас были нерифмованные фразы, которые заучить было довольно непросто. Как например такая фраза 1-го глашатая:

"Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников!"

Пытаясь выучить пресловутое "посему всемилостивейше" я, признаюсь, чуть язык не сломал.

Специально для таких ролей мы со Славкой из кусков плотного картона сшили 2 высоких островерхих колпака, покрасили, сверху нанесли слой клея и посыпали блестками из разноцветного конфетти. Получилось очень красиво. Самым сложным моментом оказался момент подготовки свитков с королевским указом. Нужно было найти длинный рулон бумаги, который бы сворачивался в трубку. Выйдя на сцену мы должны были величественно развернуть свитки и начать декламировать указ. Альбомные листы для этой цели не годились - слишком мелкие. И я нашел выход. Незадолго до Нового года у нас дома родители делали ремонт и переклеивали обои. И я решил использовать в качестве свитка кусок рулона старых обоев. Желтый, слегка потрепанный на краях, рулон в приглушенном свете актового зала казался мне весьма подходящим. Разумеется, я предложил Славке сделать два таких свитка. И даже для полной достоверности слепить из пластилина некое подобие королевской печати, которой можно было бы запечатать свиток. Но Славке это не понравилось:
- Да ну их, эти обои... Лучше из ватмана сделать.
- Ты не понимаешь, - возражал я, - из обоев свиток будет почти что настоящим. Прямо как древняя рукопись.
- Ну и выходи на сцену со своей рукописью, - обиделся Славка, - а я себе сделаю такой свиток, что...
Спорили мы, спорили. Даже поссорились.
И вот - день премьеры. Актовый зал, украшенный красивыми гирляндами. Народу... Детей, родителей. Место свободных нет.  Я, в костюме, стою за кулисами, волнуюсь, сжимая в руке сделанный из рулона обоев свиток. А Славки нет и нет. Смотрю - бежит - весь раскрасневшийся, с колпаком в руке... Я его спрашиваю:
- Ну и где твой свиток ?
- Я, это... Понимаешь, - начал он.
- Не сделал ? - ахнул я.
- Да сделал я, - потупился Славка, - Димка, братишка порвал...
Что делать ? Хоть альбомный лист бери да выходи на сцену. Но это несолидно. Мы к Тане, нашей старшей пионервожатой, так и так. Таня и говорит:
- Мальчики, пойдемте в пионерскую комнату, там много всяких рулонов ненужных стоит.
Славка в Таней побежали в пионерскую комнату, я стою жду. Переживаю. Уже и Ольга Викторовна прибежела за кулисы, говорит:
- А Слава где ?
- Сейчас, он тут, - замялся я.
- Вам выходить через 5 минут, - волнуется учительница.
Наконец, смотрю, бежит, тащит рулон бумаги какой то. Ладно, пойдет. Вышли на сцену, развернули королевские указы, начали:

"Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!"

Слышим  - в зале смешки пошли. Думаем, что такое? Ладно, продолжаем:

"Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит!"

А зале смех все громче и громче. Я уже украдкой на Славку посматриваю, на себя... Может, выглядим неопрятно или еще что. Но нет, все в порядке. Продолжаем:

"В лесу цветет подснежник,
А не метель метет,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не цветет!"
 
Зал покатывается. Ладно, дочитали кое как, вернулись за кулисы. Смотрю на Славку - он весь пунцовый, тяжело дышит от волнения. И ко мне тоже:
- Чего они смеются?
- А я почем знаю? - недоумеваю я.

Подходит Ольга Викторовна, сама улыбается и говорит:
- Слава, ты где этот плакат взял?
- Какой плакат? - недоумевает Славка.
- Этот.
И показывает на Славкин "королевский указ". Он его развернул - а на лицевой стороне портрет Ленина и текст:

"Ленин с нами! Он с нами навеки!
Он в суровой борьбе впереди!"

Мы так и покатились со смеху.

- Ты бы хоть осмотрел его сначала, - смеюсь я.
- Да я почем знал, - оправдывается Славка.
Вот, представьте себе, вышли двое королевских глашатаев и с лозунгом "Ленин с нами" зачитывают королевский указ. В зале полным-полно народу. Учителя. Директор школы. Но это сейчас кажется смешным. Тогда, в конце 80-х, за такое по голове бы не погладили. Родителям бы сообщили на работу или еще куда... Как-никак, дискредитация роли партии...
Но не те тогда времена уже были. Не те.


Рецензии