Свой круг

     Когда мне было совсем немного лет я заметила, что мама одних называет подругами, других приятельницами, третьих просто знакомыми. Хотя на мой взгляд она общается со всеми одинаково.
     Когда  я спросила у мамы почему так, мы  сидели на скамейке напротив детской площадки.
     Мама улыбнулась:
     - Стань, пожалуйста, в центре площадки и оглядись вокруг.
Я поворачивалась во все стороны и везде видела детей. Они играли в песочнице, катались на качелях, прыгали на скакалке, играли в мяч.
     - А теперь выйди из круга и посмотри внимательно на всех.
Я так и сделала, а  мама повернула меня спиной к ним.
     - Теперь расскажи как выглядят дети, играющие в мяч - во что одеты, веселы или сердиты. Любое, что вспомнишь.
Я тогда очень гордилась своей наблюдательностью и все  подробно описала.
     - А теперь опиши тех, что прыгают со скакалкой.
Я задумалась, мне было не просто вспомнить подробности
     - Эти дальше прыгают, чем те, которые в мяч играют, - потупившись оправдывалась я.
Мама повернула меня лицом к площадке и я увидела, что они от меня на одном расстоянии.
     - Почему так? - спросила я
     - Потому, что одни твои друзья, а другие посторонние тебе люди.
     - Дружба, - продолжала мама, - это готовность в любую минуту поставить интересы другого человека выше своих собственных. О друге нужно знать всё, чтобы догадаться, что у него проблема - по взгляду, по голосу. И тогда забыть о своих делах и кинуться на помощь. На такую дружбу нужно много душевных сил и времени. А время и силы любого человека не бесконечны. Каждый понимает это, потому не грузит друга своими проблемами - в этом еще одна особенность дружбы.
     Это сложно - оценить свои возможности и дружить исходя из времени и душевных сил. Вот поэтому не может быть много друзей. Остальные просто приятели или хорошие знакомые с которыми приятно иногда проводить время, общаться по каким-то общим делам. Но, только до тех пор, пока ваши интересы совпадают. А это может быть и годы, и всего лишь несколько дней, или даже часов.
     Пока тебе сложно понять, но мы сделаем вот что.
     К этому времени мы уже пришли домой и мама положила передо мной несколько листов цветной бумаги.
     - Выбери, пожалуйста самый любимый цвет. А потом тот, что нравится меньше. Так. А теперь тот, который тебе неприятен. Отлично. Подойди-ка к швейной машинке и принеси коробочку с портняжными булавками.
     - Эти, которые похожи на иголки, только на другом конце у них бусинка?
     - Да. Это они. Возьми клей и белую бумагу. Из бумаги нужно вырезать много маленьких треугольников и приклеить их на бусинки  так, чтобы получились флажки.
     Я всё аккуратно выполнила.
     - Теперь возьми циркуль и на каждом листе цветной бумаги нарисуй круги разного размера. Самый маленький круг должен быть из бумаги любимого цвета. Да, сиреневый.  Второй побольше из менее любимой. Да, оранжевый круг. Третий из белой бумаги чуть больше первых двух. А последний, да, именно, твой нелюбимый серый.
     Опять я всё сделала в предвкушении того, что мама задумала. Была уверена, что это что-то необычное.
     - Теперь возьми картонку и наклей все круги друг на друга. Сначала приклей серый, затем белый, оранжевый и сверху сиреневый. Но так, чтобы серединки совпали.
     - Чтобы мишень получилась как в тире! - удивилась я
     - Верно. Теперь на флажках напиши имена всех тех, с кем сейчас дружишь, общаешься или стараешься избегать. Про нас, свою семью, не забудь.
     - И что потом?
     - А потом флажки с именами тех, кто тебе дорог и кого ты готова назвать другом, воткни в центральный круг. Только помни, что я тебе говорила о дружбе. Помнишь? Хорошо. Те, с кем тебе приятно общаться, но ради кого ты не готова пожертвовать своим временем и бросить ради них все дела, их флажки пусть будут в оранжевом круге
     - А если я пока не знаю, готова ли я?
     - Для этого есть белый круг. Ты же знаешь, что белый цвет включает в себя все цвета радуги но мы их не видим? Вот так и с людьми, ты пока не знаешь какого они цвета. Какого цвета для тебя,- уточнила мама .- Так то они давно имеют цвет, только тебе пока не видно.
     - А те, кто мне не нравятся, тех на серый круг?
     - Верно. Ты всё  поняла. Только имей ввиду, что флажки могут менять свое положение. Так же как и твоё отношение к людям - кто-то станет самым близким, кто-то наоборот отойдет далеко. Или навсегда.

     Тем кругом я пользовалась очень долго. Когда сердилась, даже на близких, их флажки переставляла  из сиреневого круга в  оранжевый или даже белый. Правда, ненадолго, всего на пару  часиков, на родных я сердиться не умела. Но, мама, моя мудрая и наблюдательная мама даже  изменение флажков на пару минут замечала всегда, хотя я ни разу не видела её у “моего круга”. 
 
     Уже давно нет моей мамы, давно снят со стены “мой круг”, зато теперь я четко представляю, кто мои близкие люди - люди моего круга . Остальные просто приятели или хорошие знакомые с которыми приятно иногда проводить время, общаться по каким-то общим делам до тех пор, пока наши интересы совпадают. А это может быть и годы, и всего лишь несколько дней, или даже часов.


Рецензии
Вот кого можно назвать настоящим психологом - Вашу маму! Повезло Вам. К сожалению, сам я, когда слышал в детстве "люди нашего /твоего/ круга", чувствовал, что моя мама подразумевает, произнося это, совершенно другое.

Александр Парцхаладзе   05.02.2023 20:38     Заявить о нарушении
Вы совершенно правы, дорогой Александр. Моя мама была удивительным человеком.
С уважением и благодарностью,

Елена Быстрова   06.02.2023 14:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.