На IX международной конференции. Доха. Катар

Мое выступление на IX международной конференции в государстве Катар. 

(24-27 октября 2011 год)

Тема: Социальные СМИ и Межрелигиозный диалог: Новые отношения.

Жить в дружбе, мире и согласии
обязанность каждого человека перед
Создателем, родом человеческим и родителями.

Автор статьи

I - Социальные СМИ

Уважаемые леди и джентльмены!

Господин председатель, уважаемый профессор Ибрагим Салех аль-Наими! Благодарен Вам за приглашение. Для меня большая честь быть сегодня вместе с уважаемыми людьми, имена которых широко известны в мире. Темы, поднимаемые на конференции, безусловно, являются актуальной в глобальном мире и затрагивают интересы каждого человека, каждого государства и каждого общества.
Время в каждую эпоху, в каждую цивилизацию поднимала вопросы и проблемы отношений между людьми, обществами и государствами. Жить в мире и согласии - вот что волновало передовые умы человечества не одну тысячу лет. С увеличением масштаба (географии) пользования Интернетом пришло время новой электронной глобализации воздействующей на умы человека вне всякой этики общения. Общение между людьми без всякой цензуры дает людям возможность свободного волеизъявления на любую тему. Оно и должно быть таким. Не надо этого бояться. Только свободное общение дает возможность людям все больше использовать передовые коммуникационные технологии в своих взаимоотношениях. Мне представляется важным особо выделить несколько аспектов в рамках тем нашей дискуссии.
Во-первых, на вопрос: «Как мы можем использовать коммуникационные технологии для увеличения уровня общения?» я  выше дал ответ. Вопрос в другом: «Какое это общение и что он несет отдельно взятому человеку, обществу,  стране и другим людям, живущим вне твоей страны?». Можно управлять коммуникационными технологиями, но невозможно управлять эмоциями людей. Если быть внимательным, человек двадцатого первого столетия отличается от человека предшествующего века. Чем больше упрощается жизнь, чем больше люди отдаляются от реальной жизни, чем меньше становится нагрузки на мыслительный аппарат, тем больше теряются ценности во взаимоотношениях людей. Не только на уровне быта, на уровне межрелигиозных отношений, но и на уровне взаимоотношений государств наблюдаются более резкие решения в отношении друг друга. Так что проблемы социальных СМИ и проблемы межрелигиозного диалога требуют новых отношений не только на уровне простых людей. Проблема поднимаемых двух вопросов на сегодняшней конференции требует глубокого осмысления не только нами участниками, но и правительствами государств. Известно, что количественное увеличение всегда опережало качественное улучшение. Одной из причин рождающих различные революции всегда являлось недовольство определенной части населения несвоевременным решением социальных проблем. И, прежде всего, катализатором вспышек-недовольств является сравнение, где выявляются большие различия между слоями общества.      
Во-вторых, рост расизма среди «электронных пользователей» обусловлено рядом специфических игр и фильмов, вводящих в заблуждение еще не окрепшее сознание детей и подростков.  Аналогичным образом компанией Burger King была создана гоночная онлайновая игра «Монстры Руграты в Париже: Киноверсия», приуроченная к выходу в прокат одноименного фильма и предлагавшая игрокам провести любого героя из знаменитого шоу карикатур «Никельодеон» по гоночному треку, избежав нападения монстра Рептара из сериала. В ресторанах Burger King предлагались специальные детские часы, снабженные секретным кодом, который можно было использовать в процессе игры, заработав дополнительные очки. В итоге, это принесло компании дополнительные восемь минут использования игрового сайта и обеспечило высокий процент посещаемости ресторанов Burger King теми, кто желал получить секретный код.
Однако не стоит забывать, что опасения такого рода не новы и не оригинальны в контексте медиа, в котором производители детских игрушек и торговые фирмы оккупируют блок телепрограмм субботнего утра, а фильм «Гарри Поттер и философский камень» обеспечивает шквальный спрос на все, начиная с детских солнечных очков и заканчивая «кокаиновыми» напитками, производимыми Coca-Cola, партнером фильма, обеспечивающим его продвижение. Возможно, самый тревожный момент в отношении рекламных онлайновых игр - это доступные игровые программы, создаваемые с прицелом на «этническую чистку» пионером коммерческих игровых онлайновых программ Wild Tangent при Resistance Records, подразделением группы «Национальный Союз Неонацистов». Эта выпускаемая для CD-ROM игра трансформирует расовую ненависть и насилие в средство развлечения. Потенциальными потребителями этого продукта могут быть игроки, которые охотно выбирают виртуальные балахоны Ку-клукс-клана или форму скинхедов для патрулирования улиц и метро города, подвергшегося децимации. Причем цель патрулирования состоит в том, чтобы истреблять «хищных полулюдей» - людей с другим цветом кожи, людей с другим вероисповеданием, чтобы, таким образом, спасти «белый» мир. В игре используются расистские принципы и лозунги, закрепленные в эмблемах и значках «Национального Союза», и агрессивными саундтреками с расистскими песнями. Явление product placement как связующее звено между рекламным и развлекательным жанрами в эпоху создания новых медиа-пространств указывает на насущную потребность в появлении новой формы медиа-критики и медиа-грамотности, в рамках которой регулировались бы вопросы, связанные и с внедрением идей, и с внедрением фирменной продукции.
В-третьих, не считаю достаточным коммуникационную революцию для преодоления всех барьеров?  Коммуникационная революция, повлекшая мощный толчок для развития информационной индустрии, привела к тому, что человечество вступило в информационный век. Основной вектор развития мировой цивилизации лежит именно в информационной сфере и является результатом компьютерной революции, которая происходит с конца XX века и окончательно трансформируется в XXI веке в новый тип общества - электронное общество.
В современных условиях (с учетом возможностей и масштаба информационно-психологического воздействия средств массовой информации и массовой коммуникации на общество) особое значение приобретает обеспечение социально-психологической безопасности граждан как одной из важнейших социальных функций государственной информационной политики. Осуществление этой функции предполагает в качестве необходимой меры государственное регулирование информационной сферы общества, что подразумевает, наряду с необходимостью преодоления негативного информационного воздействия, использование ресурсов современных СМИ в воспитательных целях для оздоровления общества, сохранения культурных ценностей, укрепления духовно-нравственных, общественных идеалов. Успешно выполнить эти задачи возможно только при условии качественного информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти, формирующих и реализующих государственную информационную политику.
Объем научной информации каждые пять лет увеличивается вдвое. В результате, имеем ситуацию, когда почти 95% всей научной информации остается невостребованной. Кроме того, существует ряд так называемых информационных барьеров (языковых, географических, политических, исторических, возрастных, культурных, социально-психологических, профессиональных, организационных и тому подобное). Возникает ситуация, когда в условиях информационного взрыва ученый ощущает «информационный голод». В то же время доступ к информации как специфическому ресурсу ограничен, так как знания отличны от большинства индустриальных благ своей редкостью, а затраты, которые требуются для их создания, не пропорциональны получаемым результатам. Поэтому ценность знания определяется законами цен монопольных благ, и его творцы - отдельные личности или целые объединения - оказываются в исключительном положении относительно других. В этом контексте особого внимания заслуживает тот факт, что отдельные индивиды, социальные группы и целые нации, которые пользуются сегодня всеми преимуществами технологического процесса, распоряжаются богатством, которое они не присвоили в ходе эксплуатации подавленных классов, а скорее создали сами своей творческой деятельностью, не отняли силой, а приобрели в результате рыночного обмена. Это становится, в сущности, глобальной, а для стран - общенациональной проблемой, о которой в последнее время все чаще говорят в мире. Речь идет о так называемой «цифровой бездне» (Digital Gap, Digital Divide), которая разделяет общество на две части: тех, кто имеет возможность (а временами - просто вынужден) пользоваться высокими технологиями (IT, Internet, телекоммуникациями и др.), и тех, кому они по разным причинам недоступны (в том числе из-за их неприятия). Проблема заключается в том, что скорость такого расслоения общества растет уже чуть ли не экспоненциально.
Стратегия электронно-информационного развития должна существовать не для самого факта существования, а для обеспечения эффективных изменений в стране. Развитие электронного общества возможно только на основе комплексного подхода, который включает стратегическое видение информатизации общества, четкие приоритеты этой информатизации, координируется с имеющимися социально-экономическими, политическими и культурными условиями государства и международной практикой и связывается с развитием экономики и страны в целом. Разработка такого подхода возможна только при равноправном участии трех секторов (государства, частного бизнеса и гражданского общества), а также - при наличии реалистичных целей и политической воли. Как правило, это видение излагается в основополагающих документах, которые называются национальными стратегиями информационного развития, или же национальные стратегии развития электронного общества.
В-четвертых, революции делают только люди. Здесь во главу угла стоит человеческий фактор и его понимание ситуации. Можно считать, что Сеть является Че Геварой XXI века. Однако организовать и вдохновить массы, одного человека недостаточно. Поэтому не буду утверждать, что только социальные СМИ являются источником революций. Во многих своих прогнозах мы ошибаемся. В 90-х годах предшествующего столетия многие полагали, что высокотехнологичная новая экономика позволит в принципе преодолеть циклические кризисы капиталистического развития, однако ее собственное обрушение в канун третьего тысячелетия показало, что мир является сложнее, чем это представлялось многим энтузиастам виртуальных ценностей эпохи первоначального накопления интеллектуального капитала.
Комплексное изучение поднимаемых вопросов на настоящей конференции, несомненно, даст ответы на поднимаемые проблемы. Поэтому полагаю, что конференцией начато важное дело по изучению мирового общественного мнения по этим животрепещущим вопросам. И мое участие, представителя Центральной Азии, говорит о том, что и нас беспокоят темы, поднимаемые здесь. И, что важно, то, что Вас интересует наше мнение по этим проблемам. Более конкретным будет результат, если исследования будут идти на постоянной основе.      
Известно, что социальные СМИ сыграли ключевую роль в 2008 году в избирательной кампании Барака Обамы. Считают, что эти СМИ были движущей силой событий в Иране 2009 года. В 2011 году ряд основных средств СМИ задается вопросом, не стали ли мы свидетелями революций Фэйсбука на Ближнем Востоке. «Вестник НАТО» выяснил у нескольких экспертов, так ли это на самом деле. Ответ был четким: надо притормозить поспешные выводы о причинно-следственной связи между коммуникационной технологией (какой бы новаторской она ни была и какие бы возможности она ни давала) и событиями, меняющими мир. Давайте вспомним конец 80-х, когда произошло восстание на площади Тяньаньмэнь, и в последующие несколько лет, когда произошли восстания в Центральной и Восточной Европе, а также в других странах, социальных СМИ не было. Существует мало доказательств того, что их причина, успех или неудача были напрямую связаны с коммуникационными технологиями.

II- Межрелигиозный диалог

   Не только я, любой человек, правильно воспитанный, и понимающий что такое хорошо, что такое плохо будет стоять на стороне вынесения справедливых решений в любом вопросе. Хотя, что справедливо, что нет - каждый понимает по-своему. И здесь ориентиром должны быть для каждого человека священные книги: Тора, Библия, Коран и т.д.   К сожалению, человечество утрачивает пути единства. Рост идеологий насилия, разрушение традиционных форм жизни, вызванное развитием индустрии и индивидуализмом, коммуникационная революция, приводящая к духовной опустошенности, принижением одних рас и возвеличиванием других стало причиной разобщенности людей, обществ и государств. 
В одной из своих книг я рассказываю о кыргызском писателе Абдрахиме Байматове, который в Библии нашел двести пророчеств (аргументы, факты и доводы) об исламе. Чем больше изучаешь выводы Байматова, тем больше присоединяешься к его утверждениям. Полагаю, что такие труды (книги) открывают перед нами – мусульманами и христианами - мир, который доселе был неизвестным. Благодаря этой книге я больше и лучше стал понимать христианство. Коран - это продолжение Торы и Библии направленный человечеству Всевышним Создателем. Известно, что мудрость обретается в учении и в опыте. Примером для этого может служить жизнь Патриарха Константинопольского Афинагора I (1886-1972 гг.). Его мудрость, приобретенная благодаря служению там, где еще в начале XX века было дружественное присутствие иудеев, христиан и мусульман, может сегодня стать полезным свидетельством для тех, кто ищет опору межрелигиозного диалога. Можно ли  познать Бога по ту сторону, если ты не ведаешь Его в этой жизни?
Богослов Оливье Клеман был безбожником до 30 лет. Внутренний духовный поиск привел его к христианству, чему способствовали книги Достоевского и Бердяева. Он оставил потомкам богатое духовное наследие. Его роль как участника межконфессионального диалога огромна. Вот слова, которые могли бы охарактеризовать его позицию: «Нельзя изолироваться, превращаться в гетто. Нужно, чтобы из Православия исходила потрясающая мощь, мощь свободы и света. К сожалению, чаще все глохнет в обрядности, обрядоверии». Об исламе Оливье Клеман отмечал, что эта религия, позитивно встретившая иудаизм и христианство и что Коран важное место отводит Моисею и Иисусу.   
Я приветствую новые отношения между мусульманами и православными в России. Там был открыт молодежный летний лагерь «Кавказ – наш общий дом», который нацелен на взаимодействие и укрепление межрелигиозного сотрудничества. Молодые люди, вместе проживая, участвовали в дискуссиях, спортивных соревнованиях. Это говорит о том, что в этой стране реально делают все для духовного оздоровления общества. Такие мероприятия помогут избавиться от искаженного представления об исламе как якобы воинствующей религии, и в этом направлении это новшество может послужить хорошим примером дружбы и взаимного доверия и в других странах мира.
Полагаю всем государственным органам, религиозным конфессиям необходимо проводить непосредственную работу на уровне рядовых граждан, рядовых верующих. Мало ли примеров, когда не очень-то хорошие отношения у людей из одной веры, не говоря уже об их отношениях с людьми других конфессий. Только частое и тесное общение является основой дружбы между людьми разных национальностей и веры. Если хотим чтобы будущие поколения жили в дружбе и согласии, и чтобы был мир на земле, время диктует необходимость более большего и частого проведения праздничных и торжественных совместных культурных и религиозных встреч с разъяснением простой истины, что все люди братья. И чем быстрее приступим к этим мероприятиям, тем быстрее получим позитивный результат. Прежде всего, вся эта работа должна проводиться на уровне школ и студенческой молодежи. Пока сознание детей и молодежи умеет воспринимать добрые и хорошие традиции своего народа и народов мира. Например, в своей десятидневной командировке в  Узбекистан в сентябре месяце этого года я выступал перед школьниками и студенческой молодежью этого нового государства в Центральной Азии.  Рассказывал им о той большой дружбе между нашими народами, которая уходит в седую глубину веков. В своей поездке убедился, что это молодая страна уделяет огромное значение духовному развитию не только молодежи, но и всего населения. Для этой работы ими специально организованы дополнительные штаты-должности в государственных структурах.
Давайте вспомним свои молодые годы: знакомства тех далеких лет с кем бы то ни было, мы проносим с теплотой все свои годы. Вспомните некоторые эпизоды из истории военных лет, когда двое знакомых из разных стран оказываются по разные стороны баррикад, конфликта, войны. Они делают все, чтобы не только не убивать друг друга, а делают все, чтобы помочь друг другу в такие минуты. Если даже когда-то придется мне оказаться по другую сторону баррикад с кем–либо сидящим в этом зале, у меня никогда первым не поднимется рука на этого человека. Важным в межрелигиозном диалоге является и то, что, и иудеи, и христиане, и мусульмане в своих взаимоотношениях должны интерпретировать Тору, Библию и Коран целостно, а не по отдельным фрагментам, вырванным из контекста священных книг.  Известно, как западный мир хорошо изучил и изучает исламский мир. А знают ли также хорошо Запад мусульмане? К сожалению, по своему опыту знаю, верующие мусульмане не интересуются верованием и культурой народов исповедующих другую религию. Многие считают, что это им не разрешено интересоваться жизнью и бытом не исповедующих Ислам. Под запрет заодно подгоняется также изучение мусульманами философии, западной политической науки, права. Недозволенными начинают считать, к слову, обучение на юридическом факультете в западных и других университетах. Поскольку студент в этом случае изучает не Шариат, а систему, основанную на куфре (неверии). Подобный способ заботы о чистоте убеждений мусульманина, чтобы к ним ничего не примешалось из ложных идеологий и законов, можно понять, но нельзя принять. Поскольку он основывается на весьма ограниченном и узком видении проблем. Мусульманин не может жить, отгородившись от всего мира, закрыв глаза и уши для любой другой информации, кроме как исламской. Подобный подход ведет к полному отрыву Ислама и мусульманского общества от реальной жизни, ограничению его только границами своей скорлупы и полному проигрышу в конкуренции с немусульманскими системами. Что, кстати и произошло в прошлые века, когда господствовал данный подход на ограничение изучения окружающего общества.
Как отмечают теологи, в исламском мире до сих пор не родилось ответного научного направления, которое, по примеру востоковедения и исламоведения, можно было бы назвать, скажем, западоведением и куфрологией. Хотя потребность мусульманского мира в детальном и глубоком изучении западного общества, немусульманских идеологий и права, пусть даже и основанных на ложных убеждениях и даже откровенном куфре, только нарастает. По данному поводу шейх Ахмад Кутти, старший лектор и исламский ученый Исламского института Торонто канадского штата Онтарио, пишет, что стремление изучить западное право и юриспруденцию является для мусульманина благородным намерением, если полученные навыки будут применяться на благо уммы. На его взгляд, мусульмане обязаны готовить своих специалистов во всех областях знаний, которые помогают им защищать свои права и интересы.
Великий исламский теолог и мыслитель Имам ал-Газали справедливо отмечает в своем «Оживлении наук о религии», что все области знаний, которые могут представлять пользу и необходимость для выживания исламской общины, подпадают под категорию «фард уль-кифайя», и мусульмане должны воспринимать его исполнение как исламский долг. Кроме того, следует отметить, что если мусульмане занимаются изучением этих областей знания с искренним намерением принести пользу исламскому обществу, служить делу Аллаха, отстаивать истину и справедливость, то это, по сути, самое благородное деяние, заслуживающее большого вознаграждения от Аллаха, как в этом мире, так и в следующем. Самым ярким примером того, как мусульмане могут приносить пользу умме, овладевая детальными знаниями о неисламских системах и идеологиях, является сам имам аль-Газали. Он, досконально изучив существовавшие при нем философские течения, смог полностью опровергнуть и сокрушить их заблуждения на основе аргументации из Корана и Сунны. Еще одним подобным примером является величайший проповедник нашего времени Ахмад Дидат, который изучил Библию настолько досконально, что знал ее лучше многих христианских священников. Именно это помогало ему опровергать их утверждения и призывать в Ислам тысячи и тысячи людей.
При этом необходимо добавить, что получение и применение этих знаний не должно ни в коем случае осуществляться в нарушение исламских норм и предписаний. А самый лучший вариант, когда к овладению ими человек приступает, получив исчерпывающие знания о своей религии, исполнившись веры, взяв на вооружения принципы Корана и Сунны. Вот уже много лет в Центральной Азии, Казахстан проводит диалог религий на своей древней многоконфессиональной земле. В конце мая месяца в 2012 году в столице Астане состоится IV съезд лидеров мировых и традиционных религий. С учетом поступивших предложений  определены тематика, повестка дня, концепция съезда. В рамках концепции будут рассмотрены четыре тематических блока: роль религии в XXI веке, религия и мультикультурализм, молодежь и ее ответственность в XXI веке, религия и роль женщины. Военные конфликты и терроризм будут обсуждаться отдельно, в рамках отдельной секции. Инициатором проведения в Астане съездов лидеров мировых и традиционных религий стал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В работе межконфессионального форума принимают участие авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма, буддизма.
Казахи, являясь представителями исламского мира и руководствуясь как светскими дружелюбными намерениями, так и руководствуясь Кораном, признающую истинность всех остальных монотеистических религий призывают к мирному и гармоничному сосуществованию всех людей земли. Вообще-то диалог религий и цивилизаций - явление новое. Большую часть человеческой истории занял не столько диалог, сколько диспут, подчас  очень жесткий и даже в чем-то жестокий. В конце 90-х годов прошлого века эта идея на международном уровне ожила опять-таки благодаря инициативе мусульман в лице крупного теолога и философа, тогдашнего президента Исламской Республики Иран Мохаммада Хатами. Он же предпринял попытку сформулировать принципы такого диалога, главным из которых было названо умение выслушать другую сторону, совершенно отличную от тебя во взглядах на мир и его устройство. Разумеется, такой принцип мог действовать только на начальной стадии межрелигиозного диалога, по определению требовавшего неустанного продолжения.
Считаю одними из важных аспектов которые будут способствовать дружбе между народами, исповедующими разные религии – является семья как основа воспитания нового поколения, работа с отдельными СМИ являющимися разрушителями семейных ценностей, ответственность образовательных учреждений в передаче традиционных ценностей новым поколениям, присутствие религиозных ценностей в школьных дисциплинах.
Диалог продолжается и развивается. Я призываю Международный центр по межрелигиозному диалогу Дохи провести свой первый форум в Центральной Азии. Целью форума должно быть создание моста, связующего этот центр с Центральной Азией. В ходе визита делегации Международного центра по межрелигиозному диалогу Дохи в Центральную Азию может быть подписана нота взаимопонимания между этим центром и одним из университетов этого региона о проведении совместных конференций, семинаров, исследовательских работ и обмена мнения в сфере диалога между различными религиями. Мне известно, что задачей Международного центра является расширение культурных связей и мирное сосуществование лиц различного вероисповедания. Центральная Азия является местом совместного проживания более 140 наций и народностей и у нас представлены почти все мировые конфессии. За годы независимости в Казахстане произошёл настоящий ренессанс религии, которая за это время возросла в 6 раз – функционирует 4200 религиозных объединений и общин, принадлежащих к 46 конфессиям и доминациям. Все они живут в мире и согласии. Абсолютно уверен и жизнь показывает, что никогда не бывает лишним проведение мероприятий направленных на развитие и совершенствование добрых и братских отношений между людьми. Приезд представителей Центра еще больше будет способствовать укреплению дружбы между народами не только Центральной Азии, но всего мира.   
Очень много общего у религий. Это последовательное стремление к миру, к проявлению доброй воли. Наконец, одним из центральных моментов у всех у них является неустанное духовно-нравственное совершенствования человека. Это один из основных заповедей Всевышнего Создателя в качестве ключевого жизненного принципа для каждого человека. Ведь недаром говориться в хадисе Пророка (САВ)  "Ищите знаний даже в далеком Китае". Для того, чтобы по новому глубже взглянуть на свою веру и тем самым укрепиться в ней. Аналогичное суждение можно сказать и о других религиях. Познавая других, больше и лучше начинаешь понимать свое родное.
Выражаю признательность и большую благодарность эмиру Катара шейху Хамаду бен Халифу ат-Тани и другим организаторам такого прекрасного, но вместе с тем и необходимого мероприятия для всех землян как этот диалог, который еще на один шаг приближает нас к таким ценностям как «свобода», «справедливость», «равенство». Я бы добавил еще такую ценность как «взаимопонимание».   
Всем участникам конференции желаю успехов во всех делах и начинаниях.

Спасибо за внимание.      


Рецензии