Горькая правда деда Гриши

     Деду Грише 84 года. Он сидит на стуле с высокой спинкой, положив на колени натруженные, с перевитыми веревками вен, руки. Еще недавно старик горячо обсуждал все последние политические события, а сейчас словно устал. В глазах  отстраненность и грусть. Он задумчиво смотрит куда-то вдаль. Как будто вглядывается в прошедшую жизнь. Дед теперь мало говорит. Все уже переговорено…

     Через некоторое время он суетливо вскакивает и бежит в соседнюю комнату. Открыв ящик комода, шуршит бумагами. Наконец, найдя какую-то папку, несет ее нам. Развернув, с гордостью показывает поздравительную открытку с Днем защитников Отечества, подписанную аж самим президентом. Для деда Гриши это необычайная гордость. Он долго рассказывает, как принесли ему эту открытку. А он не верил, что она от самого Путина. Дед и сейчас заставляет нас несколько раз перечитать поздравление, удивленно слушая. Как будто призывая нас подтвердить, что это реальность, а не сон. А предприятие, на котором работал дед Гриша, устроило для ветеранов праздничный обед. Об этом событии он будет теперь рассказывать год. Или два. Пока не случится что-либо подобное…

     Дед Гриша отвоевал сполна. И даже больше того. Его призвали в 1939 году на Финскую, затем сразу же на Отечественную. Он, как и все, испытал голод и холод, страх и отчаяние. На его глазах гибли друзья и однополчане. Был ранен, попал в плен. Рассказывает, как их, голых, выгоняли на мороз работать. А он разрезал себе на ногах вены – так и выжил, попав в госпиталь. Два раза пытался бежать. Его ловили, до полусмерти избивали. Выносливый, сильный был физически, поэтому и выжил. В третий раз побег удался. Добирался до своих лесами, уже не верил, что выберется. Но судьба была милостива к нему...

     Воевал геройски, прошел всю войну до Берлина. Вернулся – вся грудь в орденах. Он не любит вспоминать о войне: слишком тяжело это. Когда же взрослый сын попросил как-то: «Пап, расскажи, как воевал. Почему ты нам никогда не рассказываешь об этом?». Отец, горько вздохнув, произнес: «Тяжело это, сынок. Слишком дорогой ценой досталась та Великая Победа… Много было безобразия и предательства… В первые свои бои мы шли совершенно безоружные, с незаряженными винтовками или вообще без них, с ножами. И гибли, гибли тысячами… Это уж потом…»

     Когда  его дети были маленькими, они любили играть с наградами, навешивая себе их на грудь как украшение. Всю значимость этих, как им тогда казалось, побрякушек, осознали гораздо позже. Пришла пора, и сын деда Гриши отдал свой долг Родине, отслужив два года  в танковых войсках в Германии. И тоже вернулся с наградой. Я вспоминаю фильм, на котором выросло поколение мальчишек семидесятых годов. Один из героев фильма, помнится, говорит: «Есть такая профессия – Родину защищать…» Мы в свое время росли патриотами своей страны, гордились ею. Не задумываясь, готовы были жизнь отдать за нее. И это считалось совершенно естественным – другого не дано было. Так нас воспитали.

    Нашей стране пришлось много повоевать, но на колени поставить ее не удалось никому.  И хочется все же верить, что вернутся былые традиции и престиж военной службы. Когда люди в военной форме внушают гордость и уважение. А сытым и равнодушным военачальникам там не будет места. Дед Гриша проводит с внуком воспитательные беседы. Он считает, что каждый мужчина должен пройти армию, чтобы состояться как мужчина. «Все будет хорошо, внучек», - говорит дед...
Я тоже в это верю. Конечно, будет. Когда–нибудь…


Рецензии